КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурные преобразования 4 страница. [248]Эрос (Эрот) — в древнегреческой мифологии бог любви
[248]Эрос (Эрот) — в древнегреческой мифологии бог любви. В психоанализе так принято обозначать влечение к жизни, цель которого — сохранение и развитие жизни, а также сплочение людей. Энергия Эроса — либидо, по Фрейду, входит в состав как сексуальных, так и разрушительных влечений, но в сексуальных преобладает.
[249]Морган Льюис Г. (1818–1881) — американский историк и этнограф, исследователь первобытного общества. Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества, обосновал положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным.
[250]Засулич Вера Ивановна (1849–1919) — видная деятельница народнического, а затем российского социал-демократического движения.
[251]Рецептивная ориентация — так Фромм называет социальный характер, ориентированный на постоянное получение как материальных, так и духовных благ исключительно извне. Рыночная ориентация — так Фромм называет социальный характер, в основе которого лежит отношение и к другим людям, и к самому себе как к товару, стоимость которого определяется на рынке.
[252]Рационалисты (лат. rationalis — разумный; ratio — разум) — представители рационализма — философского направления XVII–XVIII вв., признававшие разум основой познания и поведения человека. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения и теорий переустройства общества на основе разума.
[253]Продуктивная ориентация, по определению Фромма, — это тип социального характера, ориентированного на развёртывание человеком заложенных в нём возможностей, реализацию собственных творческих сил, в ходе которой человек ощущает себя и подлинным субъектом деятельности, и внутренне единым с другими людьми.
[254]Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — в рабочем движении политика компромиссов и сотрудничества с буржуазией. В широком смысле слова — беспринципное соглашательство.
[255]New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman, Turnstile Press. London, 1953. P. 31. (Примеч. автора).
[256]Синдикалисты — последователи анархо-синдикализма, течения в рабочем движении, в котором высшей формой организации рабочего класса признавались профсоюзы (по-французски «синдикаты»).
[257]Коул Джордж (1889–1959) — английским историк, экономист и социолог, реформист. С 1908 г. член Фабианского общества и один из его идеологов. Фабианское общество — созданная в Англии в 1884 г. организация английской буржуазной интеллигенции, названная по имени римского полководца Фабия Максима. Фабианское общество пропагандировало реформы, постепенное преобразование капиталистического общества в социалистическое. В 1900 г. после создания Лейбористской партии фабианцы вошли в её состав.
[258]Cole G. H. and Mellor W. The Meaning of Industrial Freedom, Geo. Alien and Unwin, Ltd. London, 1918. P. 3, 4. (Примеч. автора).
[259]Там же. С. 22. (Примеч. автора).
[260]Walker R. and Guest R. H. The Man on the Assembly Line. Harvard University Press. Cambridge, Mass., 1952. P. 142, 143. (Примеч. автора).
[261]Там же. С. 144. Эксперимент с расширением сферы труда, проведённый IBM, ведущей американской компанией по производству компьютеров, даёт сходные результаты. Когда один рабочий выполняет несколько операций, ранее бывших распределёнными между несколькими, он получает чувство законченности своего труда и связанности с результатом труда, его производительность растёт, а утомляемость уменьшается. (Примеч. автора).
[262]См. обзор, опубликованный в «Индексе общественного мнения по промышленности за 1947 г.», цит. по: Viteles M. S. Motivation and Morale in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. (Примеч. автора).
[263]Там же. С. 27. (Примеч. автора).
[264]Там же. С. 49, 50. (Примеч. автора).
[265]См.: Williams W. Mainsprings of Men. Charles Scribner’s Sons. New York, 1925. P. 56, quoted in Viteles M. S., loc. cit. P. 65. (Примеч. автора).
[266]Эти данные взяты из работы: Friedmann G. Ou va le Travail Humain? Gallimard. Paris, 1950. P. 152. (Примеч. автора).
[267]Там же. С. 319, 320. (Примеч. автора).
[268]Mills С. W. White Collar. Oxford University Press. New York, 1951. P. 229. (Примеч. автора).
[269]Психогенные болезни — группа психических заболеваний, возникающих как реакция на травмирующую жизненную ситуацию (неврозы, реактивные состояния).
[270]Viteles M. S., loc. cit. P. 61. (Примеч. автора). В главе «Конец “экономического” человека» Вайтельс приходит к следующему выводу: «В целом исследования вышеуказанного типа подтверждают выводы Мэтьюсона, сделанные им в результате наблюдений на заводе и опроса представителей администрации и гласящие следующее: 1. Сдержанность в работе есть широко распространённое явление, глубоко укоренившееся в привычках американского рабочего класса. 2. Наука об управлении не смогла разработать тот дух доверия между сторонами по трудовому договору, который сыграл такую большую роль для возникновения доброй воли в отношениях между сторонами в договоре купли-продажи. 3. Работа не в полную силу и сдержанность в труде — это проблемы более важные, чем перенапряжённый и чрезмерный труд. Стремление управляющих заставить рабочих работать быстрее были сведены на нет изобретательностью рабочих, применяющих практику сдержанности в труде. 4. Управляющие были настолько заняты общим количеством продукции, выражаемой в человеко-часах, что уделяли лишь поверхностное внимание действительному вкладу рабочего в увеличение выработки или отсутствию такового. Попытки обеспечить увеличение выработки осуществлялись традиционными и ненаучными методами, тогда как рабочие придерживались проверенной временем практики самозащиты, которая предвосхитила исследование времени, систему премий и другие средства стимулирования производственных мощностей. 5. Независимо от того, насколько индивид хочет или не хочет работать в полную силу, его действительный опыт часто отучает его от хороших рабочих привычек» (Viteles M. S., loc. cit. P. 58, 59). (Примеч. автора).
[271]Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. The Macmillan Co. 2-nd ed. New York, 1946; Roethlisberger F. and Dickson W. J. Management and the Worker. Harvard University Press. Cambridge, 10 th ed., 1950. (Примеч. автора).
[272]Там же. С. 63. (Примеч. автора).
[273]Обзор, опубликованный в Индексе общественного мнения за 1947 г., цит. по: Viteles M. S. Motivation and Moral in Industry. W. W. Norton & Co. New York, 1953. P. 134. (Примеч. автора).
[274]Viteles M. S., loc. cit. P. 138. (Примеч. автора).
[275]Hewitt D. and Parfit J. On Working Morale and Size of Group. Occupational Psychology, 1953. (Примеч. автора).
[276]Viteles M. S., loc. cit. P. 139. (Примеч. автора).
[277]Mayo E. and Lombard G. F. F. Team Work and Labour Turnover in the Aircraft Industry of Southern California. Harvard Graduate School of Business. Business Research Series No. 32, 1944. (Примеч. автора).
[278]Friedmann G. Oú va le Travail Human? Gallimard. Paris, 1950. P. 139; Machine et Humanisme. Gallimard. Paris, 1946. P. 329, 330, 370 ff. (Примеч. автора).
[279]Такую же направленность имеют эксперименты с «укрупнением технологических операций», проведённые IBM, главная цель которых состоит в том, чтобы показать, что рабочий чувствует себя гораздо более удовлетворённым, если чрезвычайное разделение груда, делающее его труд бессмысленным, заменить на одну операцию, объединяющую несколько до сих пор разделённых операций в одно осмысленное целое. Более того, эксперимент, проведённый Уолкером и Гестом, показывает, что рабочие автомобильного завода предпочитают такой метод труда, при котором они могли бы по крайней мере видеть собранные ими части. Эксперимент, проведённый на заводе «Харвуд мануфекчеринг», показал, что демократические методы управления и принятие решений рабочими экспериментальной группы привели к росту производительности труда в этой группе на 14%. (Ср. Viteles, loc. cit., 164–167). Эксперимент, проведённый П. Френчем (мл.) с операторами швейных машин, показал увеличение производительности труда на 18% в результате активизации участия рабочих в планировании и принятии решений. French J. R. P. Field Experiments, in J. G. Miller, (ed.) Experiments in Social Process. The McGraw-Hill Book Co. New York, 1950. P. 83–88. Тот же принцип был применён в Англии во время войны, когда пилоты приезжали на завод, чтобы объяснить рабочим, как их продукция применяется в настоящем бою. (Примеч. автора).
[280]Коммунитарное движение — общественное движение, цель которого — создание трудовых общин.
[281]Я следую здесь описанию трудовой общины, данному в книге: All Things Common, by Claire Huchet Bishop. Harper and Brothers. New York, 1950. Я считаю эту глубокую и содержательную работу одной из самых поучительных среди других книг, посвящённых психологическим проблемам промышленной организации и возможностям будущего. (Примеч. автора).
[282]Патернализм (лат. paternus — отцовский) — в области трудовых отношений благотворительность со стороны предпринимателя с целью улучшить положение трудящихся или хотя бы создать у них впечатление, что предприниматель заботится о них.
[283]В 1940 г. Франция была оккупирована гитлеровскими войсками.
[284]За исключением первой заповеди, касающейся не морали, а судьбы человека. (Примеч. автора).
[285]Bishop С. Н. All Things Common. New York, 1950. P. 5, 6, 7. (Примеч. автора).
[286]Там же. С. 12. (Примеч. автора).
[287]Там же. С. 13. (Примеч. автора).
[288]Там же. (Примеч. автора).
[289]Там же. С. 14. (Примеч. автора).
[290]Там же. С. 17, 18. (Примеч. автора).
[291]Там же. С. 18, 19. (Примеч. автора).
[292]Там же. С. 23. (Примеч. автора).
[293]Бромфильд Луи (1896–1956) — американский писатель.
[294]Сартр Жан Поль (1905–1980) — французский философ-экзистенциалист, писатель и публицист.
[295]Bishop C. H., loc. cit. P. 35. (Примеч. автора).
[296]Там же. С. 35–37. (Примеч. автора).
[297]Там же. С. 134–137. (Примеч. автора).
[298]Следует упомянуть попытку создать общинное движение в Италии, предпринятую А. Оливетти. Будучи владельцем крупнейшего в Италии завода по изготовлению пишущих машинок, он не только организовал свой завод на условиях, учитывающих самые передовые достижения как теории, так и практики, но и разработал целый проект устройства общества в виде федерации общин, основанных на принципах христианской и социалистической направленности. (См. его работу L’Ordine Politico delle Communita. Ronna, 1946). Оливетти основал несколько общинных центров в различных итальянских городах; однако главное отличие их от вышеописанных было в том, что завод Оливетти не был и не мог быть преобразован в трудовую общину, поскольку Оливетти не был его единственным владельцем, а также в том, что Оливетти составил проект организации всего общества, уделив, таким образом, больше внимания социальной и политической структуре, чем общинному движению. (Примеч. автора).
[299]См. статью Kratu C., Fretz J. W., Kreider R. Altruism in Mennonite Life, in Form and Techniqes of Altruistic and Spiritual Growth, ed. by P. A. Sorokin. The Beacon Press. Boston, 1954. (Примеч. автора). Меннониты и гуттериты — протестантские секты.
[300]Такие курсы есть сейчас на многих крупных предприятиях. Опыт общин показал, что в рабочее время можно проводить не только технические, но и другие виды обучения. (Примеч. автора).
[301]См. идеи, высказанные Ж. Фридманом в его замечательной работе: Machine et Humanisme. Gallimard. Paris, 1946. P. 371. Один из крупнейших социологов, выдающаяся личность нашего времени Альфред Вебер в своём глубоком исследовании «Der Dritte oder der Vierte Mensch» (Piper Co. München) приходит к аналогичным выводам. Он подчёркивает необходимость совместного управления рабочих и служащих, а также уменьшения крупных предприятий до оптимальных размеров в сочетании с отменой получения прибыли в качестве стимула и введения социалистического соревнования. Однако внешних изменений недостаточно, «нам нужно, чтобы выкристаллизовался новый человек» (loc. cit. P. 91). (Примеч. автора).
[302]Tannenbaum F. A Philosophy of Labor, loc. cit. (Примеч. автора).
[303]Корпоративный дух (фр.).
[304]Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — человек или организация, не входящие в данное объединение, посторонние для него.
[305]Самостоятельно, как таковой (лат.).
[306]Crosland С. A. R. The Transition from Capitalism, in the New Fabian Essays. Ed. by R. H. S. Crossman. Turnstile Press, Ltd. London, 1953. P. 66. (Примеч. автора).
[307]Там же. С. 67. (Примеч. автора).
[308]«New Fabian Essays». P. 72. (Примеч. автора).
[309]Там же. С. 121, 122. (Примеч. автора).
[310]Там же. С. 129, 130. (Примеч. автора).
[311]Там же. С. 198. (Примеч. автора).
[312]Albu A. The Organization of Industry, in the New Fabian Essays, loc. cit. P. 121, и также Sturmthal A. Nationalization and Workers Control in Britain and France. The Journal of Pol. Economy. Vol. 61, 1. 1953. (Примеч. автора).
[313]Р. Моули, американский журналист и общественный деятель, руководитель так называемого «мозгового треста» при президенте Ф. Рузвельте, очень ясно высказался по этому поводу, написав в журнале «Ньюсуик» о расходах на новые модели автомобилей 1955 г., он утверждал, что капитализм хочет сделать людей несчастными и недовольными тем, что они имеют, чтобы они захотели купить новые вещи, в то время как при социализме должно бы быть всё наоборот. (Примеч. автора).
[314]См. высказывание Кларка в статье «Условия экономического прогресса»: «Одна и та же сумма дохода при сравнительно равномерном распределении создаёт относительно больший спрос на промышленные товары, чем при неравномерном её распределении» (Цит. по: Foote N. N. and Hatt P. K. Social Mobility and Economic Advancement. The American Econ. Rev., XLII, May, 1953). (Примеч. автора).
[315]См. Brown H. The Challenge of Man’s Future. The Viking Press. New York, 1954. P. 245. Я знаю немного книг, в которых на основе неоспоримых фактов и неопровержимой оргументации так ясно была бы представлена альтернатива между здоровым и больным современным обществом, между прогрессом и разрушением. (Примеч. автора).
[316]Там же. С. 247, 246. (Примеч. автора).
[317]Д-р М. Шапиро обратил моё внимание на тот факт, что Бертран Рассел сделал аналогичные предложения в книге: Proposed Roads to Freedom. Blue Ribbon Books. New York. P. 86. (Примеч. автора).
[318]По проблеме групп, имеющих личный контакт, см.: Nisbet. Robert A. The Quest for Community. Oxford University Press. New York, 1953. (Примеч. автора).
[319]Хатчинс Роберт (1899–1987) — американской педагог, выступавший с критикой чрезмерной специализации в процессе обучения и стремившийся к сбалансированной системе образования.
[320]Праздник 4 июля — День независимости США.
[321]Рисмен Дейвид (Дэвид) (р. 1909) — американский социолог, специалист по социальной психологии и культуре США.
[322]Ваал (Баал) — древнее общесемитское божество плодородия, воды и войны. Астарта — в древнефиникийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви.
[323]Аналогичные предсказания о появлении новой гуманистической религии были сделаны Дж. Хаксли в работе «Evolutionary Humanism», in The Humanist. Vol. XII, 5, 1953. P. 201. (Примеч. автора).
[324]Гераклит (кон. VI — нач. V в. до н. э.) — древнегреческий философ-диалектик.
[325]Менталитет (англ. mentality — способность мыслить) — умонастроение, склад ума, особенности сознания.
[326]Конвергенция (лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — экономическое, политическое и социально-психологическое сближение двух систем, их врастание друг в друга.
[327]Неточная цитата из Библии. См.: Второзаконие, 30, 19. (Примеч. отв. ред.).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |