Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Холограмма на память




На «интернациональном» языке природы

Итак, что же это за единый язык, понятный всем без исключения живым существам, позволяющий им бес­препятственно обмениваться информацией не только между собой, но и с окружающей их неживой природой, реагировать на происходящие в ней процессы, приспо­сабливаться к любым изменениям в окружающей среде.

Сегодня все большее число ученых приходит к выво­ду о том, что в основе всех актов биологического само­управления или саморегуляции лежат колебательно-вол­новые процессы. Установлено, что взаимодействие лю­бых колебаний и волн подчиняется общим закономерностям. Это позволяет обмениваться инфор­мацией самым различным системам, играет важную роль в самоорганизации систем как живой, так и нежи­вой природы.

Чтобы понять всю важность этого вывода, вспом­ним, что такое колебание. Это форма движения или изменения состояния, отличающаяся той или иной степенью повторяемости. Проще говоря, любые про­цессы, характеризующиеся цикличностью, ритмично­стью или периодичностью, имеют колебательно-вол­новую природу.

При любых колебательных процессах испускаются электромагнитные излучения, которые воспринимаются живыми существами. К колебаниям разной длитель­ности можно отнести самые различные процессы: от электромагнитных волн до ритмичности обращения планет вокруг Солнца. Весь живой мир является мощ­ным источником разнообразнейших колебаний, которые постоянно поглощаются и излучаются молекулами в хо­де биохимических реакций, сокращающимися мышца­ми, нервами с проходящими по ним импульсами, моз­гом в ходе мыслительной деятельности и прочее. Таким образом, несмотря на все внешние различия в природе сигналов, поступающих в наш головной мозг, инфор­мация, которую они несут с собой из внешнего мира и внутренней среды организма, записана единым обще­понятным языком - языком колебательно-волновых процессов.

Теперь, когда мы знаем, на каком языке «изъясняется» живая и неживая природа, можно перейти к ответу и на второй важнейший вопрос: каким образом из кажущегося хаоса разнородной информации в нашем сознании вы­страивается обобщенная гармоническая картина окружа­ющего нас мира. И здесь нам придется обратиться к од­ному изобретению человека, которое, вполне вероятно, давно уже используется в живой природе. Во всяком случае, специалисты считают, что аналогия между этим изобретением и мозгом весьма, глубока и, по-видимому, реальна, и с развитием наших представлений сходство протекающих при его использовании процессов с процес­сами мозга только усиливается.

Речь идет о голографии, позволяющей получать объ­емное изображение объектов. Не буду касаться теорети­ческой и технической стороны этого изобретения, по­скольку нас с вами интересует в данном случае не способ его реализации, их уже сегодня существует несколько, а особенности голографии, невольно вызывающие в па­мяти особенности работы нашего головного мозга. Для тех, кто знает об этом изобретении понаслышке или вообще о нем не слышал, нарисую маленькую картинку, которая поможет вам составить самое общее представле­ние о голографии.

Представьте, что вы сидите в абсолютно пустой ком­нате, где нет даже намека на какой-либо экран, и вдруг перед вами в центре комнаты появляется стол со стоящей на нем необычайной красоты вазой. Вы можете встать, обойти вокруг него, осмотреть вазу со всех сторон, как если бы она действительно стояла перед вами. Но не пробуйте коснуться ее, т. к. ваши руки не ощутят ничего, кроме пустоты. Это и есть трехмерная голограмма - объемное изображение предмета.

Что же общего между нашим мозгом и голографией? Это прежде всего способ хранения информации. По мне­нию многих ученых, он заключается в том, что в нашей памяти запечатлевается целостный, интегральный образ вазы. Не будем останавливаться на деталях современных представлений о механизме запоминания, скажем только, что этот процесс распространяется на весь объем го­ловного мозга. Потенциальная емкость такого рода па­мяти грандиозна. Уплотнение памяти при использовании трехмерной голограммы достигается за счет того, что в головной мозг может «впечатываться» одновременно множество голограмм, каждая из которых может быть считана независимо.

Аналогия трехмерной голограммы с мозгом прости­рается, по-видимому, гораздо дальше создания сверх­плотной памяти. На основе т. н. безопорной трехмерной голограммы можно осуществить ассоциативную память. Ее свойства весьма родственны процессам нашего мыш­ления. По существу, каждый из нас встречается с этим фундаментальным свойством мозга каждую минуту своей сознательной жизни: коснулся нашего слуха небо­льшой отрывок полузабытой мелодии, и вот уже вся симфония зазвучит в нашей голове, принес ветер какой-то аромат, и в памяти возникает образ цветка. Скажу сразу: приведенная здесь гипотеза о механизме хранения инфор­мации в нашей памяти далеко не единственная, и в целом проблема человеческой памяти еще очень далека от свое­го разрешения. Если я и обратила ваше внимание на голографическую модель хранения информации, то с од­ной только целью: показать принципиальную возмож­ность получения целостного моментального изображения окружающего нас мира, причем не просто его интеграль­ного зрительного образа, а мира, наделенного своими неповторимыми запахами, звуками и даже вкусом, мира, одномоментно воздействующего на все наши органы чувств. Хочу особо выделить слово «одномоментно», поскольку в нем кроется ключ к постижению того, что мы именуем гармонией живой и неживой природы.

В чем же заключается ее, гармонии природы, секрет? В том, что в ней каждая деталь, черточка, штрих находят­ся в единственно возможном в данный момент сочетании и, главное, взаимодействии с другими деталями. Причем в не столь уж отдаленном не только по геологическим, но даже и по историческим меркам, прошлом, человек не отделял себя от природы, не мыслил своего существова­ния вне ее, сливался с ней в единое гармоничное целое, с детства постигая ее язык, органично включаясь в ин­формационное поле природы.

К сожалению, этого нельзя сказать об информацион­ном климате современного общества, в котором на мозг человека обрушивается хаотичная, неорганизованная масса случайной, отрывочной, зачастую противоречивой, лишенной какой-либо логики, а порой и смысла инфор­мации, которая при всем нашем желании не может соста­вить гармоничную картину прекрасного целостного мира и вносит в нашу жизнь суетливость, а в мысли - суету. В результате головной мозг постоянно работает в напряженном приспособительном режиме, что отрицательно сказывается на саморегуляции нашего организма, на на­шем духовном, психическом и физическом здоровье.

Завершая эту главу, сформулируем для себя третий промежуточный вывод: единство человека и природы не только красивый поэтический образ, отражающий нашу инстинктивную тягу к гармонии и красоте мира, но и объективная реальность, обусловленная физиологиче­скими особенностями нашего организма.

 

Глава XVII ФИЗИОЛОГИЯ ГАРМОНИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.