Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридический процесс: понятие и виды




Значение юридической практики.

Грибанов: обобщение, толкование и анализ.

Благодаря судебной практике в правовом регулировании складываются известные общие правовые положения, которые могут получить также обобщенное выражение в особых актах.

Социальное значение юридической практики состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить более тесную связь права с жизнью, с практической деятельностью. Она обеспечивает такое положение, при котором право как система стабильных норм, не изменяясь по содержанию, способно в определенной степени учитывать изменяющиеся условия общественной жизни.

Положения юридической практики конкретизируют нормы действующего права. Но все же их источник с фактической стороны, да и источник их юридического значения – не в правотворчестве, а в правоприменительной конкретизации, в единстве с индивидуально-правовой деятельностью правоприменительных органов; и по своей природе они относятся не непосредственно к нормативной основе правового регулирования, не к юридическим нормам, а к другому участку правовой системы – к применению права.

Какую бы значительную роль в силу тех или иных причин (например, в результате известного отставания законодательства) ни играла практика, в условиях режима законности она должна оставаться строго подзаконным (поднормативным) образованием.

Ее роль чисто служебная, вспомогательная – обеспечивать судебную, индивидуально-правовую деятельность компетентных органов при применении права.

Воздействовать же на нормативную основу механизма правового регулирования практика может только опосредствованным путем – через сферу правотворчества, через деятельность компетентных правотворческих органов.

Без учета практики невозможны ни деятельность судов (а также иных правоприменительных органов), ни функционирование законодательства, ни плодотворность выводов науки.

Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Близким ему по значению является термин "процедура" - официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Особенности юридического процесса:

1) это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2) это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами. Он урегулирован процессуальны­ми нормами, а направлен на реализацию норм матери­ального права;

3) это деятельность, направленная на принятие юридических решений

а) общего характера - нормативные акты. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регла­мент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.

б) индивидуального характера - акты приме­нения права (принятие индивидуального юридического решения по рассматри­ваемому делу или вопросу).

4) это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последова­тельность. По содержанию - цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессу­альных решений, фиксируемых в соответствующих до­кументах. Например,

а) следователь выполняет такие процессуальные дей­ствия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения - поста­новления о возбуждении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следова­тель руководствуется требования­ми уголовно-процессуального закона.

б) на законодатель­ном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

Виды юридического процесса:

1) В зависимости от предмета правового регулирования

а) гражданский (арбитражный) - производство по гражданским (арбитражным) делам,

б) уголовный - производство по уголовным делам,

в) административный - производство по админи­стративным делам,

2) По характеру принимаемых решений

а) Правотворческий. Результат - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессу­альными нормами существенно различаются в зависи­мости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководи­тель предприятия и т.д.

б) Правопримени­тельный.Результат - принятие индивидуального юридического решения по рассматри­ваемому делу или вопросу.

i) процедуры принятия пра­воприменительных решений для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.).

ii) процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

(1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение (например, ГПК РФ);

(2) процесс рассмотрения споров (например, разреше­ние экономических споров регулируется АПК РФ);

(3) процесс определения мер юридической ответст­венности (например, производство по уголовным делам осуществляется по нормам УПК РФ).

iii) правоисполнительная деятельность го­сударственных органов - производ­ство по исполнению правоприменительных решений (например, судебных приговоров, решений по гражданским делам)

в) Праворазъяснительный (некоторые не выделяют).В ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от право­применительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов офици­ального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 8247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.