Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансформация современного общества




Общество как органическая система находится в постоянном движении, изменении, развитии. Вопросы о путях изменений, источниках, причинах и дви­жущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни в философии всегда были в числе первоочередных, которые определяли содержание всех остальных проблем. Ответы на эти вопросы были прямо противо­положными: одни видели источники развития общества вне его (в Боге и божественном мире; в природных условиях), другие – в нем самом (в материальном производстве, духовных факторах, исторических личностях). Но все мыслители сходились во мнении, что данный процесс подчинен определенным закономерностям общественного развития.

Идея закономерности общественной жизни нашла свое подтверждение в работах мыслителей только в XIX – XX вв., когда социальная философия пришла к выводу, что общественная жизнь имеет свои собственные законы, проявляющиеся особым образом. С природными социальные законы роднит то, что они также объективны, выступают факторами самосовершенствования и сохранения целостности систем.

Однако законы общественного развития реализуются иначе, чем в природе. Это связано с тем, что механизм социальных законов проявляется через деятельность людей. Социальные законы вариативны, их действие может приводить к различным результатам. Это происходит прежде всего потому, что люди своей деятельностью могут создавать благоприятные или неблагоприятные условия для проявления законов. Закон как необходимая, устойчивая, повторяющаяся внутренняя и существенная связь устанавливается между подсистемами (сферами) общества, внутри сфер. Законы регулируют зависимость между разделением труда и социальной структурой общества, между политикой и правом, правом и нравственностью и т.д. Существуют также закономерности в развитии экономической, политической, социальной и духовной жизни общества.

Классификация законов развития общества достаточно сложна и условна. Но можно выделить основание, которое объединяет социальные законы в три большие группы: а) законы, определяющие прогресс общества; б) законы, воздействующие на регрессивность социального развития; и в) законы, действие которых явно не определяет прогрессивную или регрессивную направленность процесса развития общества[6].

Динамика общественной жизни состоит в том, что в развитии отдельных народов могут быть движения вперед, застой, попятные движения, «топтание на месте». Но в целом мировой исторический процесс имеет прогрессивную направленность, что означает в самом общем виде движение общества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности, от низшего к высшему, от положительного к его приумножению. Прогресс соотносится с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями, характерными для всего социума. При этом следует подчеркнуть, что в любом обществе есть прогрессивные и регрессивные процессы и явления. Но доминантность их всегда различна. Соотношение прогресса, регресса, а также безнаправленного развития («стояние на месте») всегда конкретно на различных стадиях и этапах развития человеческого общества.

В целом необходимо отметить, что законы развития общества, будучи объективными, не могут быть изменены по чьему-либо желанию или воле, но в зависимости от конкретно-исто­рических условий обладают своеобразием формирования и действия. Они носят статистический, вероятностный характер, в их проявлении велика роль случайностей, но они выражают объективный ход истории и имеют направ­ленное развитие. Важнейшими общественными законами являются: закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием; закон определяющей роли материального производства в жизни общества; закон сво­боды как осознанной необходимости; закон производства и воспроизводства материальных условий жизни; закон возрастания потребностей человека с увеличением материальных и духовных благ и др.

В ходе развития общества можно наблюдать относительно самостоятельные, но вместе с тем тесно взаимосвязанные, переплетающиеся, перетекающие друг в друга процессы – эволюционные и революционные.

Эволюционное развитие (эволюционное в развитии) в широком смысле и есть само развитие как единый процесс изменения и устойчивости, взаимодействия старого и нового, обратимого и необратимого, протекающий в неживой и живой природе, а также в социальных системах и человеке. Это естественное закономерное развитие, которое в узком понимании представляет собой постепенные, преимущественно количественные изменения, «плавное накопление изменений». При этом эволюция может носить как прогрессивную, так и регрессивную направленность.

В отличие от эволюции понятие революции характеризует, напротив, процесс скачкообразных, преимущественно качественных, коренных изменений в предметах и явлениях. Следует различать философское понимание революции как момента и процесса скачкообразного появления нового качества в социальных системах и политологическое понимание революции как перехода власти в государстве к более прогрессивным силам. Политическая революция соотносится с контрреволюцией посредством перехода власти в руки реакционных сил.

Важно также видеть различия в использовании категории «революция» при обозначении качественных изменений в природе и обществе. Существует понимание, что скачкообразные, мощные геологические, астрономические, биологические и иные качественные изменения в неживой и живой природе являются революциями. В этом смысле говорят о геологической, биологической и иных революциях. Но наиболее часто понятие «революция» используется для характеристики качественных изменений в обществе: социальная революция, революция в образовании, культурная революция, научно-техническая революция, революция в военном деле.

В широком понимании любые глобальные изменения в развитии народа, общества или государства обозначаются как социальная революция. По своему историческому значению социальные революции являются рубежами и «ступеньками» исторического процесса. Они, с одной стороны, означают новый этап, а с другой – выражают преемственность человеческой истории, ускоряют ее течение.

Социальные революции могут иметь как прогрессивную, так и регрессивную направленность. Они характеризуют качественно различные этапы общественного развития, отражают диалектику старого и нового, единство и многообразие исторического процесса. Революция – это механизм и закон перехода от одной формации к другой, одно из возможных средств перехода от одного типа цивилизации к другому.

Исторический экскурс свидетельствует, что революция происходит тогда, когда старое общество, строй оказываются исторически устаревшими, неспособными выполнять свое ролевое предназначение. Революции возникают в результате общенациональных кризисов, кризисов в той или иной сфере жизни общества, в одном из видов общественной практики. Отношения общества, исчерпавшие себя в экономическом, политическом, социальном или духовном аспектах, отрицаются в ходе революции. В результате революции создаются благоприятные возможности для создания новых общественных отношений. При этом следует отметить, что в ходе социальных революций должно сохраняться в главном и основном все то лучшее, что может способствовать дальнейшему общественному развитию, то есть должна обеспечиваться преемственность в развитии общества.

Спецификой революционного процесса является то, что революции не делаются «по заказу», а подготавливаются объективным ходом событий. Исторические личности, массовые движения достигают успеха в том случае, если они правильно оценивают этот объективный ход событий, глубоко осознают перспективы дальнейшего общественного развития. Социальная революция по своему содержанию означает изменение всего общества, качественные преобразования во всех его сферах: экономической, политической, социальной и духовной. В сфере экономики революционные преобразования имеют целью создание новых производственных отношений; в политической сфере – передачу государственной власти в руки других социальных сил; в социальной сфере – коренное изменение положения субъектов в обществе, их роли в системах деятельности. В духовной сфере революционные преобразования сопряжены с изменением содержания общественного сознания в соответствии с изменившимися материальными и иными условиями.

Развиваясь, социальная революция охватывает экономический базис и надстройку: ломает старую и создает новую социальную структуру общества, производит изменения в социально-этнических отношениях общества, порождает новые социальные общности, воздействует на тип цивилизации. Социальные революции совершаются в различных условиях и решают разнообразные задачи. Наиболее существенные различия между ними обусловливаются характером основного противоречия, которое разрешается в ходе революции, глубиной социальных преобразований, широтой участия в них народных масс, составом движущих сил социальных изменений и их противников. В соответствии с этими и другими особенностями правомерно говорить о следующих основных типах социальных революций: о революции при переходе от первобытного общества к рабовладельческому, переходе от рабовладельческого общества к феодальному, о буржуазной и социалистической революциях. Эта классификация вытекает преимущественно из формационного подхода к развитию общества.

Указанный формационный подход дополняет цивилизационная идея развития общества. Например, в концепциях всемирной истории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, а также многих их последователей история человечества рассматривается как процесс существования и смены локальных цивилизаций в отдельных регионах, которые одновременно сосуществуют и в настоящее время. Такое понимание процесса общественного развития позволяет шире отразить многообразие всех исторических явлений, а также пути развития современного человеческого сообщества. Подчеркнем, однако, что в социально-философской литературе наших дней имеются и другие концепции революционного процесса. Так, американским социологом и философом А. Тоффлером предложена концепция «трех волн» истории, или традиционной (сельскохозяйственной), промышленной (индустриальной) и постиндустриальной (информационной) цивилизаций. Социотехническая революция, суть которой заключается в фундаментальных изменениях в технологии производства и общественной деятельности, характеризует, по его мнению, переход к постиндустриальному обществу. Своим содержанием данная революция, по мысли автора, имеет изменение всех форм общественной жизни, деятельности человека и характеризует переход к более высокой, информационной цивилизации.

Помимо формационной и цивилизационной теорий в развитии общества многими мыслителями выделяется также и культурологический подход. Его сторонники рассматривали общество как процесс становления, роста, развития и гибели самостоятельных культур. Каждая культура, по их мнению, представляет собой автономное образование, включающее совокупность способов и форм совместной жизнедеятельности людей, взятую в единстве материальных, социальных, политико-правовых и духовных аспектов.

Так, первым многообразие культурно-исторических типов обосновал русский ученый Н.Я. Данилевский, который в своей работе «Россия и Европа» (1869 г.) раскрыл историю общества как процесс возникновения, развития и смены культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип рождается из длительной этнографической (первобытной) стадии, закрепляется на государственной стадии, достигает высшего расцвета в цивилизации, затем погибает или застывает на долгие годы. Культурно-исторический тип живет по конкретным законам, развивая один или несколько признаков. Древнегреческая культура достигла высоких результатов в искусстве и философии, древнеримская культура – в государственности и праве. Европейская культура развивала науку и технику. Славянская культура, по мнению ученого, четырехосновная. Она располагает православием, государственностью, наукой и техникой.

В свою очередь, О. Шпенглер представляет культуру живым организмом, как «историческую личность» с присущей ей неповторимостью и мирочувствованием. Каждая культура имеет свою судьбу, свою жизнь, свою душу; она рождается, расцветает, стареет и гибнет.

Формационный, цивилизационный и культурологический подходы, взаимодополняя друг друга, характеризуют общество с различных сторон, с разных позиций, позволяя глубже и полнее осмыслить социально-исторический процесс. Если понятие общественно-экономической формации раскрывает прежде всего логику истории, ее единство, закономерности, повторяемость и особенности каждой стадии (формации), то понятия цивилизации и культуры характеризуют многообразие развития народов и регионов планеты, уникальность и неповторимость жизнедеятельности субъектов мирового сообщества.

Таким образом, современная историческая эпоха представляет собой многообразие общественного развития, когда в рамках эволюционного пути развития общества формируются новые отношения и процессы, нарастают социальные противоречия и конфликты, происходят мощные революционные изменения, открывающие путь новой цивилизации, новой общественно-экономической формации, новой культуре. Это позволяет рассматривать общество как непрерывно развивающуюся общественную систему, видеть во всём многообразии исторических преобразований диалектику общественного развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию общества.

2. Каковы наиболее характерные черты общества как системы?

3. Назовите основные сферы жизни общества. Перечислите их критерии и структурные элементы.

4. каковы источники и движущие силы развития общества?

5. Что такое социальные противоречия и каковы основания их классификации?

6. В чем состоит диалектика основных сфер общественной жизни?

7. В чем смысл современной трансформации общественного развития общества?

8. В чем состоит стратегия развития России и мира в современных условиях?

 


[1] См.: Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. С. 390.

[2] См.: Глобалистика: энциклопедия /гл. ред. И.И. Мазур; А.Н. Чумаков. М., 2003. С. 716-717.

[3] См.: Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: вопросы и ответы. М., 2000. С. 86-87.

[4] См.: Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: вопросы и ответы. С. 95.

 

[5] См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 83.

[6] См.: Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: учебное пособие. М., 2001. С. 184.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.