Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика




ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ.

ЛЕКЦИЯ 1

Расходы на все виды командировок

  Всего расходов В том числе Суточные (из общей суммы расходов на все виды служебных командировок)
Работников органов управления Работников, не относящихся к органам управления Работников охраны
Фактически: [указать период]          
С начала года [значение]          

В главной книге суммы оборотов отражены [число, месяц, год]

Главный бухгалтер [подпись] [фамилия, имя, отчество]

Исполнитель [подпись] [фамилия, имя, отчество]


Приложение К Т-формы

 

(для Практического занятия 29)

 

50 «Касса»   71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Д К   Д К
           
Ск =     Ск =  
10 «Материалы»   25 «Общепроизводственные расходы»
Д К   Д К
         
Ск =     Ск =  
26 «Общехозяйственные расходы»    
Д К      
           
Ск =        

 

Учебные вопросы Мин.  
  Современное определение понятия «здоровье».    
  Факторы, определяющие здоровье, влияющие на здоровье. Переходные состояния от здоровья к болезни Понятие о болезни. Факторы риска болезней.    
 
  Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка.    
  Виды медицинской помощи.    
  ВСЕГО    

ЗДОРОВЬЕ

Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных ус­ловий счастья человека.

Что же такое здоровье?

Простота ответа на этот вопрос — типа «это когда ничего не болит» — кажущаяся, и до сих пор всеобъем­лющего определения здоровья не существует.

 

В большой медицин­ской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем урав­новешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезнен­ные изменения».

 

В то же время живой организм — система нерав­новесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меня­ется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Если вдуматься в это опреде­ление, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией.

 

Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени осно­вания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвящен­ных понятию здоровья. Это определение критикуют:

— за идеальность цели, которой никогда не достичь;

— за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социаль­ное благополучие может оказывать существенное влияние на по­казатели здоровья, но не является его признаком;

— за статичность — здоровье надо рассматривать не в стати­ке, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

— за то, что полное благополучие ведет к уменьшению на­пряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемо­сти и скорее является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — науки об инди­видуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способ­ность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структур­ной информации».

Существуют и другие определения здоровья, которые подчер­кивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению

В.П. Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и раз­витие психических, физических и биологических способностей че­ловека, его оптимальной трудоспособности, социальной активнос­ти при максимальной продолжительности жизни.

Более детально здоровье — это способность:

— приспосабливаться к среде и к своим собственным возмож­ностям;

— противостоять внешним и внутренним возмущениям, болез­ням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

— сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

— улучшать возможности, свойства и способности своего орга­низма;

— улучшать качество жизни и среды обитания;

— воспроизводить, поддерживать и сохранять себе подобных;

— производить и сохранять культурные и материальные ценности;

— расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

— созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу;

— увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденны­ми и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.

В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку:

“Здоровье – это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным”.

Компоненты здоровья

Человек являет собой отражение двух сторон — биологи­ческой и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состо­яние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от био­логического.

Соотношение социального и биологического в человеке явля­ется главным в понимании характера здоровья и болезни.

В насто­ящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организ­мом и зависит от динамического равновесия функций всех вну­тренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружа­ющей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и сис­тем организма человека, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития;

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

 

Второй уровень — психическое здоровье. Психическое здо­ровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечи­вающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

 

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здо­ровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активно­сти и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятель­ного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Современные специалисты в области гигиены труда и про­фессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Соци­альные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здоровьем ус­ловно: психические свойства и качества личности не существу­ют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формиру­ются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагопри­ятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием мо­жет противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Концепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляющих поня­тие.

Например, концепция педагогики — кого учить, чему учить и зачем учить.

 

Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

 

Концепцию баланса здоровья предложил Н. Noack (1993), что­бы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения).

 

В ней два ключевых измерения здоровья: баланс и потенциал здоровья.

Потенциал здоровья — это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую норму, эмоциональную стабильность, адекватные зна­ния о здоровье, стиль жизни, эффективный способ справляться со стрессами и пр.

Баланс здоровья — выражение моментального состояния рав­новесия между потенциалом здоровья и запросом.

 

Кроме того, вводится ресурс здоровья — сумма доступных средств для улучшения потенциала здоровья.

Укрепление здоро­вья — силы, направленные на улучшение системы баланса.

Однако, потенциал здоровья неизвестен до внешнего воздей­ствия. Только воздействие определяет возможности организма.

Поэтому более жизненна адаптационная концепция здоровья: спо­собность к адаптации себя и среды.

 

Адаптация — составная часть приспособительных реакций биологической системы на изменение условий среды существова­ния.

Различают два вида адаптивных изменений: срочные и кумуля­тивные (долговременные).

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекаю­щими приспособительными изменениями, которые не закрепляют­ся, а исчезают после устранения воздействия. Характер и интен­сивность срочной адаптации (реакции) точно соответствует характеру и силе внешнего раздражителя, которые не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается изменениями, возни­кающими в ответ на длительные, повторяющиеся внешние и внут­ренние воздействия.

 

Исходы адаптивного поведения могут быть представлены как стадии:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.