Говоря о колорите, русский физик Ф. Ф. Петру- шевский отмечал, что это слово принадлежит соб- ственно живописи. Но это слово употребляют сей- час и при обозначении ощущения, возникающего при созерцании природы, скульптуры, гобелена или ковра, архитектурного ансамбля, т. е. всего того, что может видеть глаз. Охотно прибегают к нему музыканты, говоря о музыкальном колорите. Очень часто говорят о национальном колорите.
Легко заметить, что когда говорят о цвете, то имеют в виду единственность (красный, желтый), когда же хотят сказать о сочетании многих качеств или черт предмета (явления), употребляют слово «колорит». Общим для всех произведений искусст- ва как физических объектов и предметов природы является их способность отражать световые волны (лучи). А для сетчатки глаза безразлично, от чего поступили световые излучения. Она, грубо говоря, делает свое дело, выполняя свойственную только ей работу, т. е. производит первичный анализ и отправляет информацию в мозг, который произво- дит операции сличения, сравнения, синтеза, и мы получаем образ предмета со многими его характе- ристиками.
Некоторая трудность состоит в том, что цвет и колорит — это не существующее нечто на поверх- ности предметов или картины. Это ощущение, пе- реходящее в факт сознания, это категория со- знания, если пользоваться философскими поня- тиями.
Отраженные от разных предметов (в том числе и от картины) световые лучи достигают сетчатки глаза, воздействуют на нее раздельно, каждый по- своему («рисуют образы»), в зависимости от дли- ны волны и вызывают ощущение различных цветов. Но эти образы (следы на сетчатке) не остаются без- различными друг к другу, они вступают во взаимо- действие, синтезируются мозгом в общем ощуще- нии, имя которому колорит.
В. И. Суриков в письме П. П. Чистякову из Парижа писал в 1883 г., что когда в соборе Па- рижской богоматери смотреть на фон, то он воз- душный, темно-серовато-лиловатый, а когда смот- реть на окно-розу, то все цвета его живо перено- сятся глазом на окружающий фон.
Синтезированное ощущение осознается, оформ- ляется в чувство, и человек ищет ему словесное выражение: дивный колорит, золотистый колорит, мрачный колорит. Художникам и искусствоведам бывает очень трудно подобрать, найти слово для обозначения ощущения. Часто просто пишут: коло- рит Тициана, колорит Рубенса, Рембрандта, или прибегают к разного рода ассоциативным назва- ниям.
В результате анализа автором около 500 раз- личных научных источников (монографии, обзор- ные и критические статьи) был составлен своеоб- разный колористический словарь от А до Я, кото- рый приведен ниже.
А — апельсиновый, алый, аскетичный, абстрагированный, ани- линовый, артистический
Искусствоведы и художники говорят и пишут о колорите природы, картины, цветной линогравю- ры или офорта, расшитой узором юбки и т. д. Идут споры о том, что колорита в природе нет, колорит создает художник. Создаются концепции в зависимости от того, кто на какой точке зрения стоит. Если стать на строго естественно-научную материалистическую точку зрения, то мы должны признать, что колорита нет ни в природе, ни на картине. Накладывая краски на холст, художник создает материальную предпосылку для образова- ния чувства колорита сознанием зрителя. Природ- ные предметы и картина обладают одинаковым физическим свойством — способностью отражать световые лучи, которые достигают глаза человека, рисуют образы на сетчатке. Все остальное делает наш мозг. Сознание человека объективирует воз- никший образ реального мира во всем его физиче- ском и опосредованном, очеловеченном значении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление