Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность пресс-служб органов власти и управления




Глава 1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-СЛУЖБ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ1

Деятельность пресс-служб высших органов власти Российской Федерации всегда являлась объектом при­стального внимания со стороны всех тех, кто интере­совался политикой и стратегией развития нашего госу­дарства. Во многом пресс-службы этих институтов фор­мировали представление о власти в России не только внутри страны, но и за ее пределами.

Пресс-служба как таковая в высших органах власти и управления появилась только в период правления послед­него руководителя СССР М.С. Горбачева, когда пресс-сек­ретарем президента стал Виталий Игнатенко (ныне — ге­неральный директор ИТАР-ТАСС). По словам экспертов, тогда пресс-служба в основном играла роль «теневого про­водника» информационной политики, то есть занималась организацией работы журналистов на пресс-конференциях (подготовка вопросов, порядок реплик и т.п.) и вмешива­лась в ситуации, когда нужно было направить того или иного журналиста на «правильный путь» демократически­ми методами.

1 Авторы учебника выражают благодарность за помощь в подго­товке материала директору аналитического центра ЗАО АИФ Костикову В.В., старшему вице-президенту международной ин­формационной группы «Интерфакс» Терехову В.К. и заместите­лю председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным связям Крусткалну Э.Ф.


Далее в работе пресс-службы первого лица государства можно выделить два периода:

1) с 1992 г. по 2000 г.

2) с 2000 г. по настоящее время.

Ключевые слова, характеризующие информационную работу высших органов власти в России в 90-е гг., — «спон танность, импровизация», а в 2000-е — «упорядоченность, системность».

Э ксперты отмечают, что пресс-службы Президента РФ и Правительства РФ с момента своего создания во многом служат примером для всех аналогичных подразделений, отвечающих за взаимодействие с журналистами и населением, формируют вектор развития современных технологий связей с общественностью. В большинстве случаев именно пресс-службы данных государственных институтов выступают новаторами на уровне методов построения собственной работы, в применении новых технологий и подход к выполнению основной задачи — информированию общественности. В частности, во многом благодаря этим Пресс-службам получила распространение практика обеспечения деятельности данного подразделения соответству­ющими нормативно-правовыми актами, правилами и распоряжениями. Данная система способствует повышению качества работы пресс-службы, так как позволяет оценить сделанное и быстро выявить существующие ошибки.

Одним из наиболее проработанных документов, обеспечивающих деятельность пресс-службы, в настоящее время им является Положение об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации. Данный документ, как и собственно пресс-служба Президента, прошел значительную эволюцию с 20 июля 1992 года, когда распоряжением Президента РФ Б.Н. Ельцина была создана первая профильная структура — Пресс-служба Президента Российской Федерации. С тех пор часто выходили новые редакции положения, регламентирующего деятельность в данной сфере. Ниже представлен перечень соответствующих указов Президента Российской Федерации:

♦ от 18 мая 1995 года, № 494;

♦ 2 мая 1996 года, № 645;


4- 28 октября 1996 года, № 1498;

♦ 21 апреля 1998 года, № 430;

♦ 14 мая 2004 г. № 613;

♦ 21 октября 2008 г., № 1510.

Такие интенсивные изменения, безусловно, связаны с тем, что политическая, управленческая и социальная ре­альность страны изменялась и требовала соответствую­щих управленческих решений. Для того чтобы оценить их масштабы достаточно сравнить текст положения о Пресс-службе Президента РФ от 1992 года с действующим поло­жением от 2004 года, в который были внесены небольшие дополнения в октябре 2008 года.

Ниже приведен текст приложения № 1 к распоряже­нию Президента Российской Федерации от 20 июля 1992 г. № 388-рп о создании Пресс-службы Президента Россий­ской Федерации.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕСС-СЛУЖБЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пресс-служба Президента Российской Федерации:

обеспечивает связь Президента Российской Федерации со средствами массовой информации, а через нее — с общественностью и населением страны; - информирует прессу о заявлениях, выступлениях и встречах Президента Российской Федерации, разъясняет его политику и позицию по конкретным вопросам;

ведет работу с российскими и иностранными журнали­стами с целью более полного и правильного отражения политики Президента Российской Федерации в средствах массовой информации;

разрабатывает и осуществляет информационные кам­пании с целью создания благоприятного имиджа Прези­дента Российской Федерации в прессе и в общественном мнении;

организует пресс-конференции с участием Президента Российской Федерации или его пресс-секретаря для разъяснения политики Президента Российской Федерации;


проводит регулярные брифинги для российской и иностранной прессы по конкретным аспектам политики Прези дента Российской Федерации;

делает заявления для печати и выпускает пресс-ком­мюнике с разъяснениями решений, акций, указов или заявлений Президента Российской Федерации;

организует информационное обеспечение поездок пре­зидента Российской Федерации по стране и за рубежом;

оказывает помощь Президенту Российской Федерации и подготовке его выступлений в прессе — статей, интер­вью, телевизионных передач.

С целью оперативного информирования Президента Рос­сийской Федерации о состоянии общественного мнения, и позициях прессы, об откликах на выступления и заявле­ния Президента Российской Федерации Пресс-служба Президента Российской Федерации готовит для Президента Российской Федерации обзоры печати.

Пресс-служба Президента Российской Федерации вза­имодействует со всеми информационными подразделения­ми Администрации Президента Российской Федерации.

Служба оперативной информации Президента Россий­ской Федерации обеспечивает Пресс-службу Президента Российской Федерации необходимой информацией, справочными и аналитическими материалами, включая обзоры прессы, радио и телевидения и анализы общественного мнения, оказывает организационное содействие Пресс-службе Президента Российской Федерации в проводимых ею мероприятиях.

Штатное расписание Пресс-службы Президента Рос­сийской Федерации утверждает Руководитель Админист­рации Президента Российской Федерации по представле­нию пресс-секретаря Президента Российской Федерации.

Приведенное положение около трех лет регулировало деятельность президентской пресс-службы, изменения в него были впервые внесены в 1995 году. Экспресс-анализ позволяет отметить, что текст приложения к распоряже­нию Президента Российской Федерации небольшой по объему,

секретарь Президента в большей степени занимается орга­низационными вопросами, в 90-е гг. пресс-секретари чаще делали собственные заявления, являлись в большей сте­пени политическими фигурами. Такое изменение комму­никативного статуса пресс-секретаря, в первую очередь, связано с тем, что отпала необходимость «говорить за пер­вое лицо». Пресс-секретарь сегодня — это не выразитель мыслей Президента, а руководитель, делающий свою ра­боту».

Важным штрихом к портрету пресс-службы Президен­та РФ в 90-е годы является то, что если при создании информационных материалов вопрос нуждался в уточне­ниях со стороны других инстанций, то они (по предвари­тельному согласованию) параллельно выпускали свои за­явления, при этом заявление Пресс-службы Президента было первым. Пресс-секретарь в тот период был трансля­тором большинства ответственных политических заявле­ний Президента.

На данный момент позиция пресс-секретаря существен­но изменилась, теперь он преимущественно занимается обеспечением самостоятельной работы Президента РФ с прессой, обеспечивая техническую сторону данной рабо­ты. Вячеслав Костиков иллюстрирует данное положение ярким высказыванием: «...в 90-е гг. пресс-секретарь Пре­зидента входил в первую десятку ведущих политиков страны (он имел статус помощника Президента), сейчас он перестал быть политической фигурой и преимуще­ственно сосредоточен на выполнении административных функций».

Одним из отличий также является то, что в 90-е годы XX века одним из заметных инструментов влияния на по­литическую ситуацию в стране были заявления пресс-сек­ретаря, пресс-службы и самого Президента РФ, распро­страняемые пресс-службой, которые она же инициирова­ла и самостоятельно готовила. Эти заявления в определен­ный период истории России задавали тональность всей политической жизни страны. В настоящее время этот ин­струмент практически не используется. В особенности это



 

 


коснулось заявлений пресс-секретаря, которые больше не выпускаются.

В то же время Управление пресс-службы Президента РФ значительно расширилось в организационно-штатном отношении по сравнению с 90-ми годами: добавилась ин­тернет-служба, отдел «ночного дежурства», увеличилась организационная группа, сопровождающая журналистов на мероприятиях (обязанности ее членов четко распределе­ны, каждый отвечает за конкретный пункт программы). По сравнению с 90-ми гг. стало гораздо больше мероприя­тий, на которых разрешается присутствие журналистов, поэтому от крупнейших СМИ при Президенте и Премьере аккредитуется сразу несколько человек.

В период президентства Б.Н. Ельцина прозрачность уп­равленческой деятельности главы государства была не так высока, поэтому пресс-служба стремилась не только дать журналистам информацию о работе Президента РФ, но и предоставить возможность почерпнуть сведения в контак­тах и беседах с теми, кто каким-то образом формирует его мнение (советниками, помощниками и т.д.), дабы пред­ставители СМИ могли лучше понять происходящие политические процессы.

Безусловно, наличие подобной возможности на тот пе­риод было чрезвычайно важным условием, потому что важно, когда журналист, работая над материалом, пони­мает логику происходящего. Совсем другая ситуация, ког­да представитель СМИ просто получает готовое реше­ние, и в дальнейшем ему требуется прилагать значитель­ные усилия, чтобы получить разъяснения, при этом в ито­говой статье может проявиться неверная интерпретация фактов, что не играет на пользу ни СМИ, ни пресс-службе первого лица государства.

Эксперты вспоминают о том, что Б.Н. Ельцин ввел прак­тику, когда по понедельникам в кабинет приглашались несколько аккредитованных журналистов, и все рабочие встречи всегда начинались с обращения Президента к жур­налистам: «Какие ко мне будут вопросы?».

Старший вице-президент международной информаци­онной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов рассказыва­ет, что «был этап в работе пресс-службы, когда в Кремль


приглашали представителей трех информагентств, двух-трех телеканалов и тогдашний глава администрации Пре­зидента Сергей Филатов рассказывал о том, почему Пре­зидентом были предприняты те или иные шаги на про­шлой неделе». За указанный период времени могли быть приняты очень серьезные решения, которые требовали комментария и объяснения со стороны официальных лиц для представителей ведущих СМИ. Подобный формат ра­боты называется «встречи для понимания», он очень эф­фективен в работе всех пресс-служб органов власти и управления используется по сей день.

Работа пресс-службы с 1992 по 2000 годы заключалась не только в том, чтобы дать информацию, но и чтобы получить ее от журналистов. Безусловно, большую роль в этом процесс играла личность пресс-секретаря, который приглашал журналистов на разговор и даже советовался с ними по поводу принятия тех или иных решений в обла­сти информационной политики.

Старший вице-президент международной информаци­онной группы «Интерфакс» Вячеслав Терехов отмечает, что «в концепции работы пресс-служб органов высшей исполнительной власти в периоды правления последова­тельно сменявших друг друга Президентов России есть определенные отличия, в первую очередь, на уровне от­ношения к журналистам, которое всегда оставалось очень дружественным и позитивным, хотя параметры сотрудни­чества все время менялись».

Разница в работе пресс-служб первых лиц государства с периода М.С. Горбачева до сегодняшнего дня заключается также в том, что в первый период (еще во времена СССР) пресс-служба пыталась получить у журналистов гораздо больше информации, чем предоставить, то есть «работа­ла на внутреннее потребление», а с начала 90-х гг. в ее работе возобладала парадигма партнерства.

Современный вариант Положения о пресс-службе Пре­зидента РФ характеризуется высокой детализацией дея­тельности подразделения, более конкретно определяет ее функционал и изначально сужает возможности для само­стоятельной работы пресс-службы.


 

Перед тем как ознакомиться с современным вариантом положения о пресс-службе, необходимо отметить, что сейчас выполнение обязанностей пресс-службы - часть работы Управления пресс-службы и информации Прези­дента Российской Федерации, которое было образовано взамен двух прежде существовавших органов — Информационного управления Администрации Президента РФ и Управления пресс-службы Президента РФ (Указ Прези­дента РФ от 14 мая 2004 г. № 613).

Далее приведем текст Положения без сокращений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.