Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир мифов и сказок 23 страница




- Гораздо лучше.

- Но зачем далеко ходить за примерами? Я играл в такие игры с Чоту прямо здесь, в Бомбее. Когда у меня была ферма в Боривали, мы иногда садились на электричку и ехали на вокзал Черчгейт. Иногда, когда на меня находило настроение, я говорил ему: "Все едут до Черчгейта". И все люди, сидевшие рядом с нами, ехали до Черчгейта, независимо от того, на какой станции им надо было выходить. Они шли к выходу и тут спохватывались: "Ой, что же это? Я хотел выйти там-то и там-то, а доехал до Черчгейта. Наверное, проспал". Но это был не сон. Иногда я сажал в поезд всех людей на перроне, даже тех, кто ждал поезда в другом направлении. Они замечали это только потом. Мне нравилось забавляться такими вещами. Мои шутки никому не причиняли зла. Пересесть на другой поездили вернуться на пару остановок назад - дело несложное, поездов много. А мне это давало возможность проверить свой уровень, знать который важно для любого сиддхи.

- Возьмём более общий пример. Вот Индия - бедная страна, у которой есть богатые враги. Но у нас есть сиддхи пракрити, и мы можем защититься. Америка может отрядить сколько угодно танков, лодок и самолётов Пакистану, а мы и бровью не поведём. Почему? Потому что корабли, самолёты, танки, пушки и прочая техника нуждаются в людях, и без людей она ничто. Всё, что нам нужно, это повлиять на разум пакистанских солдат. Представь, что они нападают на нас на самолётах. Что будет, если лётчики вдруг изменят курс, потеряют направление и высоту и поведут самолёты прямо под прицел наших зениток? Если они даже не подумают уходить от огня? Их собьют. Ты только подумай: во время последней войны одна зенитная пушка сбила семнадцать реактивных "Сабров"! Одна - семнадцать! Ну разве такое возможно?! Только - с сиддхи пракрити.

- Или вспомни затопление подводной лодки "Гази" в гавани Вишахпатнама. Мы даже не подозревали, что она там, пока военная полиция случайно не поймала двух рыбаков, которые никак не могли поделить деньги, полученные от пакистанцев в награду за неразглашение их присутствия. Тогда патрульные катера стали наудачу бросать глубинные бомбы. Вслепую! Они понятия не имели, где залегла эта проклятая лодка, и всё-таки они затопили её! Разве не мог капитан вывести на время лодку из гавани? Мог, но он этого не сделал, потому что его пракрити помешала ему.

- Когда танковая часть пересекла нашу границу, что мы могли сделать? Во-первых, Природа оказалась очень милостива к нам: проливной дождь не прекращался двадцать четыре часа, что было совершенно не по сезону. "Паттоны" ползли по тростниковым полям и увязали в грязи. Какой генерал поведёт свои войска в наступление, когда земля хлюпает под ногами? В таких условиях посылать танки вперёд значит обречь их на верную гибель. Но пакистанские генералы в самый решительный момент забыли всё, что когда-то учили, из-за того, что пракрити их изменилась. И тут кому-то из наших солдат пришла в голову блестящая мысль: воткнуть железный лом в гусеницу танка! Сломом между колёс танк не сдвинется с места. Понятно, что все танки были быстро обезврежены. Как видишь, Индии не по карману оружие с международных выставок, приходится действовать подручными средствами. Железный лом стоит несколько рупий, однако останавливает танк. Неплохо, да? Природа очень добра к Индии.

- Но тогда сиддхи пракрити можно применить в любой войне.

- А почему бы и нет? Вспомни Вторую мировую войну. Почему у немцев провалилась дюнкеркская операция? Почему Гитлер отказался от вторжения в Англию именно тогда, когда оно могло принести успех? Почему он вторгся в Россию с опозданием на две недели? Потому что в критические моменты ум изменял ему - совсем чуть-чуть, но всё же достаточно, чтобы срывать все его планы. Достаточно, чтобы Тысячелетний Рейх - мечта его жизни - рухнул за каких-то двенадцать лет.

- И кто же помутил его ум? Какой-нибудь риши?

- Может быть. А может быть, и нет. Какая разница? Главное, что с настоящими сиддхи, Робби, а особенно с наивысшей сиддхи - сиддхи пракрити, шутки плохи. Сиддхи нужно использовать для того, чтобы облегчить жизнь всем страдающим в этом безжалостном и неблагодарном мире. Смотри, какой чудесный дар ты преподносишь этому несчастному псу! Поверив, что мы его не обидим, он подошёл к нам, и вот ты кормишь его. Как и все мы, он родился, чтобы взвалить на себя свои кармы, и страдает, даже не зная за что. Мы накормили и полюбили его. Теперь мы должны отпустить его спать, чтобы он почувствовал себя счастливым хоть один день в своей беспросветной жизни.

Но пес не хотел спать. Он по-прежнему хотел есть. Однако перекармливать его мы не хотели. Вдруг он опустился на землю, как будто его толкнули, и морда его стала клониться вниз. Он сделал несколько безуспешных попыток очнуться, но его неудержимо клонило в сон. Вскоре он уже мирно спал, а с мы с Вималанандой обменялись улыбками над его головой.

- Любя Бога, - мягким голосом проговорил Вималананда, - ты видишь Бога во всех Его тварях, и тебе тягостно видеть Его страдания. И тогда ты всё отдаёшь Ему, единым порывом сердца, даже если это всего лишь заплата, которую ты с помощью сиддхи ставишь на тело судьбы.

- Так что не стоит отчаиваться, - заключил он, подмигнув мне, - если и на тебя когда-нибудь обратится сиддхи пракрити. Риши и боги вынуждены считаться с ней, и тебе не надо быть исключением.

Вдруг совершенно неожиданно и безотчётно передо мной вспыхнуло видение: Вималананда и два его Гуру Махараджа, старший и младший, целили друг в друга сиддхи пракрити... Я стёр это наваждение, принесённое порывом ветра, прошумевшего над нашими головами.

***

28 ноября 1982 года посвящённый скачкам еженедельник назвал Редстоуна чемпионом среди пунских трёхлеток за победу в двух крупнейших состязаниях сезона в Пуне. Ему открывалось блестящее будущее, но поскольку он никак не мог набрать нужную форму, мы и в 1983 году были вынуждены отказаться от участия в Индийских Дерби. У нас не было причин подозревать какие-то серьёзные проблемы, равно как и волноваться по поводу предстоящего аукциона. Торговля чистокровными лошадьми привлекает море самой разнообразной публики. За неделю до начала торгов собственники жеребцов и кобыл выставляют своё богатство на всеобщее обозрение, и покупатели с каталогами в руках суетятся вокруг них, рассматривая и расспрашивая. Оценки, сопоставления и расчёты не прекращаются всю неделю. Чай льётся рекой, будучи неизменным посредником в бесконечных переговорах. Ветеринары процветают, заваленные заказами на осмотр и освидетельствование лошадей.

Примерно треть всех выставленных лошадей продаётся в частном порядке в течение этой недели. Не проданные таким образом лошади поступают на аукцион, под молоточек господина Б. К. Ф. Дамании - щеголеватого пожилого перса, известного спортивного обозревателя, которого все величали не иначе как его инициалами. Работа БКФД состояла в том, чтобы выжать как можно больше денег за те три дня, что продолжался аукцион, и он умело играл на искушениях публики, шутками, мольбами и лестью склоняя колеблющихся покупателей. Он возвышался под навесом на своём маленьком троне во дворе ипподрома, а места для публики были расставлены вокруг так, чтобы каждый мог хорошо слышать его голос: "Прошу прибавить, по такой цене отпускать не буду", "Кто больше? Никто? Продаётся..." или, когда стартовая цена не устраивала никого, "Остаётся в собственность...".

В феврале мы ничего не покупали и только наблюдали за ходом спектакля. Шёл второй день аукциона. Глядя на лошадей, я думал о том, что, быть может, из каждых трёх двухлеток две могут быть выставлены на скачки. Из них половина, возможно, победит в скачке, но едва ли одну лошадь из десяти можно назвать действительно выдающейся. И в этом отношении Вималананде то ли исключительно везло, толи он замечал то, чего не могли заметить другие. Ибо купленные им лошади далеко выходили за рамки этих расчётов. Наметанный глаз, пищевые добавки, жонглирование обстоятельствами или сиддхи пракрити? Что было его главным оружием? Или каждое средство вносило свою долю в общий успех?

Прозвучал последний удар молотка, и мы с Вималанандой отправились на другую площадку клуба, где должна была состояться самая торжественная часть всего мероприятия: ежегодный клубный обед, посвящённый закрытию аукциона. Клубные распорядители, видимо, до сих пор не могли прийти в себя от провала двухлетней давности, когда управляющий-перс заказал для всех блюда персидской кухни. Говорят, что мясные блюда пришлись гостям по вкусу, но вегетарианское меню оказалось практически несъедобным. Лично мне досталась тогда острая маринованная морковь и пшеничная лепёшка, которую лишённый остроты глаз и утративший половину ощущений язык мог легко перепутать со старой подошвой. Вегетарианцы клуба подняли мятеж. На следующий год угощение было куда лучше, а этот год принёс ещё более приятные результаты.

Мы сидели за столом за лакомствами и напитками, делились своими впечатлениями о покупках и о ценах с Техмулом и другими хозяевами, державшими у него лошадей, с доктором Кулкарни и господином Теджвани, человеком изысканных манер, который занимался строительством и имел около дюжины лошадей. За нашим столом сидел также весельчак Баркат Али Хан - Вималананда очень уважал его за знание лошадей и любовь к музыке. Баркату Али так надоела нечистоплотность тренеров, что в конце концов он был вынужден сам заняться тренерской практикой. Теперь они с сыном самостоятельно работали со своими лошадьми и даже могли кое-чем похвастать. Вималананда сам подумывал предпринять такой шаг, но сейчас это ему не позволяло слабое здоровье и никто из круга его знакомых не мог выступить в этой роли: я был иностранцем и не имел права тренировать лошадей, Рошни работала на полную ставку. Мамрабахен с великой радостью поставила бы на это место своего ненаглядного Дженду Кумара, но это было всё равно что доверить лисе курятник. Более негодного и неумелого человека, чем Дженду Кумар, было трудно себе представить.

Я молча жевал трёхцветные самосы и пакоры из шпината, наблюдая за тем, как развязный Субхашбхай перебрасывался шуточками с Вималанандой в тайной надежде склонить его к совместной покупке. Я был уверен, что Вималананда никогда не пойдёт на это: он не настолько наивен, чтобы связывать себя с таким человеком, как Субхашбхай, который, к чему бы ни прикоснулся, оставлял такой жирный след, что даже банановый слизень устыдился бы. Но я боялся, что Вималананда захочет выкинуть тот же фокус, какой он учинил много лет назад и о котором сегодня утром вспоминал. Это было ещё в те далёкие дни, когда Индией правили англичане. Вималананда решил свести счёты с адмиралом Эриком Шиптоном - не могу точно сказать по поводу чего. Они встретились на званом ужине у адмирала. Вималананда притворился пьяным и, извинившись, вышел в туалет. Там он расстегнул ширинку и вставил в неё тёмно-красную мясную сосиску. С сосиской наружу он снова вышел к столу, и смущённые гости начали вежливо покашливать, чтобы намекнуть на неисправность. Наконец сам адмирал Шиптон не выдержал, взял Вималананду под руку, отвёл в угол и указал на его оплошность. "Что-о-о?! - с бессмысленным видом протянул Вималананда. - А-а, эта чертова дрянь! Сейчас я ей покажу..." С этими словами он выхватил из кармана нож и отрубил торчащий отросток. Сам Вималананда говорил, что женщины, видевшие это, попадали в обморок. Адмирал, конечно, тоже был не в восторге.

На нашем клубном обеде сосисок на столе не было, но меня не оставляло чувство, что Вималананда готовит какой-то трюк. После еды Субхашбхай пригласил нас вместе послушать музыку. Вималананда с радостью принял это предложение и позвал с нами Барката Али, который, будучи верным мусульманином, не выпил ни капли спиртного. Поколебавшись, он отказался, и мы ушли. Я сел за руль. За весь обед я лишь пару раз пригубил виски. Я знал, что Вималананда может одинаково хорошо вести машину независимо от того, сколько он выпил, потому что спиртное действовало на него не так, как на обычных людей. Два года назад он благополучно довёз меня и Рошни до дому после такого же клубного обеда, за которым он выпил целую бутылку виски. Нет, я опасался, что за рулём он придёт в ещё большее возбуждение, как это случилось в тот раз. Он гнал как сумасшедший, виляя и никому не уступая дорогу, демонстрируя великолепное владение собой и машиной. Он сбавил скорость только тогда, когда Рошни мягко тронула его за плечо после того, как он раз или два наехал на центральную полосу разметки.

По плохо освещённым аллеям мы приехали в какое-то заведение, где Субхашбхай угостил нас пааном, в который, как мы позже узнали, были подмешаны запрещённые стимуляторы. Вималананду всё больше соблазняла мысль спровоцировать Субхашбхая на какой-нибудь грандиозный скандал, в котором тот предстал бы в неприглядном виде. Стимулятор только прибавил ясности его уму. Двинувшись дальше и оглядевшись, мы поняли, что находимся в районе красных фонарей.

Две женщины, очевидно, проститутки, приняли нас в комнате с фисгармонией. Субхашбхай стал клевать носом, как только женщины заиграли серенады. Когда они закончили, Вималананда обратился к ним:

- Великолепно. А теперь я хотел бы научить вас кое-чему, что, я надеюсь, придётся больше по вкусу вашему шефу. Не могли бы вы привести сюда игрока на табле?

Минут через пять пришёл человек с таблой, и Вималананда приступил к обучению. Вскоре все не занятые с другими клиентами дамы собрались в нашей комнате. Концерт пришёлся по душе всем - всем, за исключением Субхашбхая, который вдруг поднялся и шатаясь вышел из комнаты. Когда через полчаса у Вималананды кончились сигареты и весёлые кокетки заметно опечалились, услышав наше "адье", мы обнаружили Субхашбхая на дне канавы возле машины. Он крепко спал под присмотром водителя. По пути домой Вималананда сказал:

- Развратник получил хороший урок. Он думал, что меня можно свести с ума наркотиками, женщинами, деньгами. Как бы не так!

С тех пор Субхашбхай стал обходить нас стороной. По негласному соглашению, мы не рассказали никому, кроме Техмула, о его недостойном поступке. Тревожило, однако, бесстыдство, с которым он попытался втянуть Вималананду в свои планы. Это наводило на мысль, что нежелательные влияния начали воздействовать на жизнь Вималананды. Возможно, это была его личная доля общебомбейского проклятия. Вскоре Бомбей ещё раз напомнил нам о своей скверной природе. Как-то перед началом скачек Вималананда указал мне на высокого взлохмаченного садху, стоявшего перед трибуной бомбейского ипподрома и оживлённо обсуждавшего с женщиной программу скачек.

- Вот он наш Шанкаргириджи... - проговорил Вималананда.

- Тот самый Шанкаргириджи? - удивился я.

- Тот самый, - ответил Вималананда.

Я внимательнее вгляделся в садху, столь же очарованный наружностью - говорили, что ему было не менее ста двадцати пяти лет, - сколь и разочарованный поведением этого человека в далёком 1949 году во время происшествия с Рану. Вималананда, скитаясь в джунглях вместе с Шанкаргириджи, воспринял видение смерти своего девятилетнего сына по имени Рану. На это сообщение Шанкаргириджи наплевал самым недвусмысленным образом. Тем не менее Вималананда настоял на возвращении в Бомбей и приехал как раз вовремя, чтобы застать Рану в живых. Но спасти мальчика было уже невозможно.

- Теперь, кроме возбуждения своего азарта, он, кажется, ничем больше не занимается, - пробормотал Вималананда. - Когда его навещают ученики, он усаживает их за стол и заставляет играть в карты. Он вправе поступать как хочет, но мне не нравится, когда садху подаёт дурной пример тем, кто менее преуспел в садхане, чем он.

На этом разговор закончился, и я пошёл на "кольцо" делать ставки. А вечером Вималананда совершенно неожиданно для меня рассказал следующую историю:

- Жила-была женщина, которая в качестве личной садханы каждый день готовила для своего гуру роти (лепёшки из зерна). И случилось так, что гуру её был не кто иной, как риши Дурвасас. Каждый день она вброд переходила реку, отделявшую её дом от лачуги Дурвасаса. И вот однажды в сезон дождей вода в реке поднялась так высоко, что когда она принесла Дурвасасу обед, она не могла перейти реку обратно. Она стала причитать, что её муж останется без ужина. Она горько плакала, и Дурвасас сказал: "И что ты так расшумелась? Иди к реке и скажи ей: "Ма, если Дурвасас не съел ни одной из моих роти, дай мне пройти. Но если он съел хоть одну, прегради мне путь". Женщина хотела возразить - она много раз своими глазами видела, как он ел зерно. Но Дурвасас сказал: "Ступай!" Зная, что от него можно и проклятия дождаться, она не стала перечить. Она спустилась к реке и произнесла слова, которым он научил её, и вода отступила настолько, что она смогла вернуться домой.

- Она была крайне озадачена. Вечером, готовя ужин для мужа, она не могла думать ни о чём другом, кроме как о происшествии с Дурвасасом. Готовя пищу, никогда не стоит отвлекаться на посторонние вещи. Поскольку она своими ограниченными мозгами пыталась всё время понять, что же произошло, она забыла посолить пищу. Когда она с отсутствующим видом накрыла мужу на стол и он попробовал пищу, он спросил, заметив её состояние: "Что с тобой, солнышко?" Она, насторожившись, ответила: "Ничего, всё в порядке". На что он мягко сказал: "Тогда почему же ты не посолила пищу? Раньше ты никогда этого не забывала". Она совсем смутилась и всё рассказала мужу, закончив свою повесть словами: "Как же он это сделал?" Муж сказал: "О, это сущий пустяк. Давай проведём эксперимент. Вода всё ещё высока, не так ли? Завтра, когда ты пойдёшь кормить своего риши, скажи реке: "Ма, если мой муж никогда не занимался любовью со мной, дай мне пройти. Но если он хоть раз переспал со мной, прегради мне путь".

- Это для женщины было уже слишком. Она родила от мужа восьмерых детей! Как же он мог утверждать, что ни разу не переспал с ней? Но муж не желал слушать никаких отговорок. На следующее утро река разлилась ещё сильнее прежнего. Но когда она произнесла слова, которым научил её муж, вода спала и она перешла на другой берег.

- Она сидела и смотрела, как Дурвасас поедал зерно. Когда он закончил, она рассказала ему о том, что случилось утром. Услышав, каким словам научил её муж, Дурвасас сказал: "Больше ко мне не ходи. У твоего мужа светлая голова, он сам позаботится о тебе".

Вималананда замолк. Я читал похожую историю в сборнике индийских сказок и думал, что он просто повторяет мне её для лучшего усвоения. Но Рошни отозвала меня в сторону и сказала:

- Не знаю, как насчёт Дурвасаса, а с Вималанандой это произошло на самом деле, я видела это. Женщина с лепёшками - это его жена, река - это на самом деле бомбейская гавань, которую она переплывала на пароме, чтобы покормить своего гуру Шанкаргириджи, жившего тогда на том берегу, в Алибаге. Несколько раз казалось, что паром не доплывёт, но она произносила слова, океан стихал, и паром переправлялся на другой берег.

К тому времени я знал жену Вималананды уже несколько лет, и наши отношения складывались неплохо. В своё время она сама настояла на свадьбе, несмотря на смертельный страх, который вселило в неё совместное посещение смашана. На всём протяжении их супружества она не переставала считать Вималананду бездельником, неспособным вести нормальный образ жизни и хорошо зарабатывать. Из этой истории я понял, что даже слова собственного гуру не поколебали её убеждения. Насколько же глубоко проникает влияние рнанубандхан в нашу жизнь, и есть ли предел боли, которую это влияние способно нам причинить?

В октябре 1982 года Сатурн перешёл в Весы и соединился с Луной в моём гороскопе (а также в гороскопе Рошни). Влияние саде сати усилилось. События начали быстро разворачиваться после того, как Рошни уехала в Восточную Азию на стажировку. Сначала у Вималананды, которому в последние недели стало особенно тяжело дышать, установили закупорочную сердечную недостаточность. Я нянчился с ним, как с ребёнком, следя за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства и не вставал с постели. Я позволял ему не больше одной сигареты в день. Но я видел, как угасал его интерес к собственному телу. Он почти не прибегал к чудо-средствам, к своим необычным способностям, с помощью которых он на моих глазах легко исцелял себя в прошлом. Возможные последствия очень тревожили меня, но никакое решение не приходило в голову.

Как раз в это время после ряда трудовых конфликтов забастовали конюхи пунского ипподрома. Демонстрация переросла в насилие. Полиция открыла огонь, чтобы обуздать толпу, и три конюха были ранены, причём одного из них пуля буквально кастрировала. Участвовавший в этом офицер полиции оказался другом Техмула и живо описал нам сцены сражения, с точки зрения представителя правопорядка. Это был старательный молодой человек, немного важничавший своим положением, в его речи мелькали такие мужественные замечания, как: "Это очень опасно, сэр, очень страшно, когда толпа рабочих напирает на вас. Вы не знаете, что это такое, сэр, а я знаю, и говорю вам, что толпа рабочих - это настоящее испытание для мужчины".

Бомбейский ипподром тоже бастовал, и хотя здесь обошлось без кровопролития, из-за недостатка рабочих рук мне каждый день приходилось отправляться на конюшню и помогать Техмулу тренировать лошадей. Мне и раньше доводилось наблюдать работу с лошадьми наездников-любителей и ощущать при этом, что сам я справился бы с этой работой не хуже. К счастью для меня, старший конюх Фахруддин сжалился надо мной и поручил мне пожилого мерина Онслота. Я выводил его на прогулку вокруг конюшен и впервые в жизни на собственном опыте почувствовал, что значит управлять полутора тысячами фунтов живого веса нервной чистокровной лошади. Онслот почти не брыкался, но любил кусаться, и я держался подальше от его морды. Только однажды он встал на дыбы, просто так, чтобы показать мне, кто здесь начальник, но на помощь поспешили Фахруддин и кузнец Находаджи, и совместными усилиями мы поставили гордого скакуна на место.

- По крайней мере, - сказал Вималананда, когда я, присев на его кровать, докладывал о своих подвигах, - эту стачку устроили не коммунисты.

- А чем коммунисты хуже? - ухватился я.

- Коммунисты? О Боже ты мой! Однажды коммунисты у себя на собрании решили, что добьются своего во что бы то ни стало - даже если пострадают лошади. И они держали лошадей в заложниках до тех пор, пока их требования не удовлетворили. А что им сделали лошади? Наказывай хозяев, если тебе неймётся, но зачем лошадей? Но эти подонки знали, что скорее достигнут своего, если будут мучить лошадей, а не хозяев. И они взялись за лошадей. Такие люди не заслуживают того, чтобы называться людьми! Уверяю тебя, сразу после смерти их ждёт премиленькое рождение! Природа их проучит как следует!

- Почему ты так ненавидишь коммунизм? Не лучше ли ненавидеть тех, с кем коммунисты борются, тех, кто эксплуатирует труд и платит людям жалкие гроши на пропитание?

- Одна из многих причин моей ненависти к коммунизму состоит в том, что коммунисты полагают, будто цель оправдывает средства. Они верят в это, потому что доведены до отчаяния и хотят своё отчаяние выместить на других, вместо того чтобы набраться мужества и совладать со своим несчастьем. Если ты несчастен, значит, ты до этого сотворил карму, которая делает тебя несчастным. Разве не нужно расплачиваться за эту карму? Добрый человек сжалится над тобой и покажет, как ту же карму можно отработать с минимальными издержками с твоей стороны. А если он воистину добрый человек, он даже может взять на себя часть твоих карм и отработать их за тебя. Но нельзя просто схватить кого-то и заставить отрабатывать твои кармы. Это только создаст новые кармы.

- А конечная цель когда-нибудь оправдывает средства?

- Как? Каким образом? Что есть конечная цель? Конечная цель в принципе не может оправдывать средства, потому что она и есть это средство. Средство определяет результат, результат есть конечная цель. Причина - это скрытое действие, а действие - это вскрытая причина. Только наивысшая из всех желаемых целей могла бы оправдать любое средство её достижения. Но любая запланированная цель по природе своей ложна, поскольку какой бы благородной она ни казалась, она есть ограничение, которое ты накладываешь на Реальность, неограниченную и неограничимую. Любое ограничение - это утраченное совершенство, и, следовательно, оно реально только в относительном, но никак не в абсолютном смысле. Нет такой абсолютной цели, которая оправдывала бы любые средства - за исключением, может быть, цели возвращения к Богу. Но без понимания закона кармы ты и здесь попадёшь впросак. Всегда нужно думать о всех возможных реакциях, которые вызываешь своими поступками.

- Одна из песен Нарси Мехты и заканчивается так: "За эти песни люди будут бить тебя ногами, но ты попадёшь в Вайкунтху" (небо Вишну). Гандиджи (Махатма Ганди) пел песни Нарси Мехты, но ногами его никто не бил. Наоборот, ему поклонялись. А почему? Во-первых, потому что он посвятил себя политике, а не Богу-А во-вторых, у него не было искренней веры в эти песни. Имей он веру, он бы не стал заниматься политикой. И в-третьих, что самое печальное, он использовал песни Нарси в политических целях, чтобы люди принимали его за святого, махатму.

- Так он не был махатмой?

- Что значит махатма? Атма - это душа, которую ты познаешь после великого числа рождений. (Маха + Атма = Махатма = "Великая Душа".) Это нечто грандиозное, разве не так? Познал ли Ганди хотя бы свою душу, не говоря уже о Великой Душе? Нет, не познал. Почему я так говорю? Конечно, он доверялся интуиции и она руководила им. Многие святые так поступают. Но его интуиция была ложной, и к чему это вело? Он мог наворотить Гималаи ошибок, а затем покаяться у всех на глазах и начать всё сначала. И эта канитель продолжалась снова и снова.

- Но согласись, что он добился-таки своей цели: вышвырнул англичан из страны...

- Да, Ганди преследовал хорошую цель. Но не нужно было кричать о ненасилии, когда на самом деле ненасилием здесь не пахло.

- Я не понимаю, о чём ты говоришь...

- Он отвергал физическое насилие, но как быть с не-физическим? Вспомни, как он всё время уговаривал народ действовать так, как он считал нужным, угрожая в противном случае заморить себя голодом! Какое же тут ненасилие? И не забывай о законе кармы.

Смотри, что происходит теперь, после Ганди. У наших политиков - бесконечные голодовки, демонстрации и всеобщие стачки, и всё это, чтобы манипулировать населением. Им не важно, к какой касте или религии принадлежит кандидат, но они хотят, чтобы люди шли и голосовали - всей толпой и без лишних слов! Ганди использовал это средство с благородной целью, но сегодня само средство превратилось в цель. Нынешние политики думают только о своей карьере и готовы пойти на всё, лишь бы занять местечко повыше. С какой стати я буду голосовать за них, если они разжигают религиозную и национальную вражду? Думаешь, я хочу плодить фанатиков и изуверов? Нет, какой бы религией они ни прикрывались.

- Но к сожалению, человеческое общество - это баранье стадо. Я тоже был когда-то таким бараном. Но потом я сбежал, и вот теперь, удалившись от стада, с какой стати я пойду обратно? Ходить на выборы, слушать эту политическую дребедень...

- А что, участие в демократическом процессе вновь затянет тебя в стадо?

- Какой ещё демократический процесс?! Если бы наши избиратели знали, за что голосуют, можно было бы говорить о демократии. Но они в большинстве своём безграмотны и голосуют - впрочем, как и во всех демократических странах - за того, кто больше наобещает. Мы купили свою независимость слишком дешёвой ценой. Если бы нам пришлось за неё сражаться, как, например, вьетнамцам, думаю, мы бы ценили её больше.

- Не хочешь ли ты сказать, что было бы лучше, если бы Природа перестала помогать Индии крушить ломами вражеские танки, вслепую топить субмарины и из винтовок сбивать самолёты? Может быть, тогда твои соотечественники прониклись бы большим уважением к свободе?

- Нет, совсем нет. Наши бравые пехотинцы, лётчики, моряки вполне заслуживают помощи Природы. Нет, лучше бы пострадать политикам. Кто идёт в политику, должен запереть свою совесть в чулан. Ты ведь знаешь, я не хожу на выборы. Какой смысл выбирать лучшего из бессовестных?

- Конечно, я стараюсь поддерживать честных политиков, но честный политик никогда не продвинется слишком высоко, потому что ради своего продвижения он никогда не пойдёт на то, чтобы исподтишка вонзить нож в спину собственной бабушке. Да и много ли честных политиков, особенно сегодня? Посмотри, какой урожай политиков мы пожинаем теперь. Всё, что они умеют, - это вымогать у других деньги, напрашиваясь на арест! А откуда они взяли эту тактику? У Ганди! Бросаясь лозунгами наподобие "Наполним тюрьмы!", он натолкнул честолюбцев на мысль, что достаточно просто посидеть в тюрьме - и необходимый политический капитал обеспечен.

- То, что для Ганди было в принципе оправданным средством, теперь сделалось неоправданной политической целью, - вслух размышлял я. - Как хорошо это согласуется с твоей идеей!..

- Это два пробных камня - Рамакришна и Гандиджи. Всякий, кто соприкасался с Рамакришной, становился духовным, и всякий, кто соприкасался с Ганди, становился материальным, жадным до славы или денег. А люди до сих пор почитают его за святого! Просто удивительно! Знал я одного старого мусульманина, который любил повторять: "Ганди тери аанди дунья ко пайе мал, магар тери бхут пуджаеги".

- Я не успеваю за тобой.

Он произносил очень выразительно, чтобы мне было понятно, но меня интересовал кармический подтекст сказанного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.