Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не обсуждай с родственниками неприятные происшествия




Высмеивать высказывания о Торе

Клеветать на мертвых

Категорически запрещено говорить дурное о покойниках. Если покойный был знатоком Торы, грех еще тяжелей.

"Всю жизнь он обманывал людей, наконец-то, этому пришел конец", - сказал Цимесс жене, вернувшись с похорон Ташевского. Такое высказывание, безусловно, содержит лашон-ара, и Цимесс не имеет права так говорить.

Как было сказано выше, запрещено высмеивать талмид-хахама. Точно так же запрещены резкие высказывания о том, как талмид-хахам трактует Тору. На это правило кто-то мог бы возразить: "Позвольте, но как же быть с резкими, полными сарказма словами, которыми обменивались мудрецы и которые разбросаны по многим страницам еврейских книг?" Никакого противоречия тут нет: наши мудрецы, выражаясь достаточно нелицеприятно, никогда не намеревались высмеять своих коллег. Резкие слова, сарказм, ирония использовались ими только для того, чтобы предотвратить заблуждения и ошибки. В противном случае, даже если насмешливое высказывание правдиво, оно считается содержащим лашон-ара и поэтому запрещено.

Раввин П. написал комментарий к трактату Талмуда. Предположим, этот комментарий изобилует неточностями. Тем не менее, рабби Ш. запрещено критиковать эту книгу перед человеком, который в любом случае ее не откроет. Однако, если рабби Ш. должен во что бы то ни стало удержать от чтения этой книги своего ученика Арье, поскольку в ней много неисправленных и серьезных ошибок, он может посоветовать ему не изучать книгу рабби П.

Очень важно при этом не приукрашивать недостатки и не преуменьшать достоинства книги.

Категорически запрещено оскорблять, унижать, высмеивать и т.д. других людей даже перед своими ближайшими родственниками: супругом, братом, сестрой, родителями и т.д.

Муж не имеет права непозволительно высказываться о других людях перед женой, а жена перед мужем. Некоторые супруги любят поведать друг другу о событиях дня. В этих беседах надо быть крайне осторожным, чтобы не сказать ничего дурного об окружающих.

Муж имеет право предупредить жену (или наоборот) о нечестности определенных людей, с которыми она намерена вступить в деловые отношения, чтобы предотвратить потери и неприятности. Если муж услышал эту информацию от других, он обязан указать на это: "Я слышал, что... Поэтому будь осторожна с ними".

Рабиновича тяжело оскорбил его босс. Удрученный Рабинович возвращается со службы. Естественно, ему хочется поделиться с женой. Но он ни в коем случае не должен этого делать, т.к., кроме того что он совершит грех лашон-ара, его информация может еще и вызвать спор: "Я тебе говорила...", "Ты сам виноват, всегда вступаешь в разговоры на работе..." и т.д. Молчать ему будет нелегко, но молчать необходимо.



Полине Вайс запрещено рассказывать мужу, что их соседка с третьего этажа, Лиза Кац, отказала ей в простейшей просьбе купить для нее молока.

13. Не злословь о человеке перед его родственниками!

Категорически запрещено говорить кому-то колкости и обидные слова о его родителях, братьях, сестрах, супругах, детях и других родственниках. Даже если мы хотим, чтобы человек, выслушав нас, упрекнул в чем-то своего родственника, все равно нам нельзя этого делать.

Однако, если мы сделали человеку какое-то серьезное замечание, а он и в ус не дует, т.е. не обращает на наши слова никакого внимания, а мы уверены, что кто-то из его родни может на него положительно повлиять, - разрешено поговорить с этим авторитетным родственником.

В Торе приведен такой пример. Йосеф, сын Яакова, пожаловался отцу на братьев, чтобы отец сделал им выговор и повлиял бы на их, недопустимое с его точки зрения, поведение. Тем не менее, он был наказан. За что? За то, что, прежде чем поговорить с отцом, не попытался повлиять на братьев.

Исай Кречман имеет право рассказать бабушке и дедушке маленького Вени о том, что тот связался с дурной дворовой компанией, если он уже попытался предостеречь Веню, но тот не стал его слушать, - поскольку бабушка и дедушка имеют на внука несомненное влияние и он прислушивается к их словам.

Двора не может пожаловаться матери на дурное поведение сестры, до того как она сама попытается урезонить ее, а та не обратит на ее упреки внимания (или же она заранее абсолютно уверена, что ее слова не окажут на сестру никакого влияния).

14. Лашон-ара, высказанный нееврею

Категорически запрещено дурно говорить о еврее в присутствии нееврея. Такой рассказчик совершает двойной грех - произнесение лашон-ара и осквернение имени Всевышнего, - чем может принести еврею большой вред. Нееврей может поверить рассказу, опубликовать или устно распространить сказанное, что может стать причиной больших потерь и страданий.

Еще большее преступление - доносить нееврею на еврея. Доносчик - считается одним из самых больших преступников. В еврейской среде его относят к той же категории, что и еретика (апикороса).

Рассказывают такую историю про Виленского Гаона. Он часто путешествовал. Как-то раз ехал в повозке, которой управлял кучер-еврей. Вдруг конь, сойдя с дороги, понесся по полю, принадлежавшему польскому графу. Сцену увидел арендатор графа. Он бросился к остановившейся повозке и свирепо накинулся на Гаона с кулаками.

Впоследствии Гаон рассказывал об этом случае своему ученику, рабби Хаиму из Воложина: "Моим первым побуждением было указать на кучера, ведь это он не смог справиться с лошадью. Но пришлось сдержаться от искушения, чтобы не стать доносчиком. Ни мое знание Торы, ни соблюдение заповедей, - ничто не спасло бы меня от жестокого наказания за тяжкий грех - донести нееврею на еврея".





Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.227.126.69
Генерация страницы за: 0.007 сек.