Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваш ребенок 1 страница




Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации

По объему конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые.

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

Конфликт междуличностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты — это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. По длительности протекания конфликты можно

подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

Критерием группирования конфликтов можно считать и степень их влияния на жизнь коллектива. В этом случае говорят о лихорадящих организацию конфликтах, разрушительных для коллектива противоречиях. Если лихорадящие конфликты характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным образом с психологической несовместимостью лиц, то вторые вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива.

Если учитывать влияние конфликта на последующую жизнь и развитие коллектива, то различают конфликты, дающие осложнениями называемый послеконфликт) и не имеющие каких-либо отрицательных последствий. Послеконфликт проявляется в негативном поведении или чувстве неудовлетворенности после того, как конфликт считается разрешенным. Это значит, что конфликт не был разрешен или был разрешен несправедливо, либо методами, задевающими личное достоинство партнера.

Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без взятия на себя обязательств и др. Очень существенны также психологические и поведенческие факторы: стремление найти виновного, а с себя снять вину, расчет на одностороннюю

выгоду, недостаточные возможности "сохранить лицо", ощущение давления и принуждения, изменение баланса сил между участниками конфликта.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций ' и ответственности — такого рода проблемы относятся к числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются той почвой, на которой легко возникает напряженная обстановка. Если люди поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или отрицательные (для нас) ценности или.интересы, конфликты бывают трех видов: конфликт "плюс-плюс" (выбор из двух благоприятных альтернатив); конфликт "минус-минус" (оба варианта нежелательны); конфликт "плюс-минус "(сталкиваются хороший и плохой варианты).

Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие — жестко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение "практика", "собеседника", "мыслителя". В зависимости от типов включенных в конфликт личностей он может протекать по-разному.

"Практик" действует под лозунгом "Лучшая защита — нападение". Самое важное для него — преобразование среды и завершение всяких действий. "Действенность" людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. При решении проблем, возникающих в системе "руководитель-подчиненные", конфликт неизбежен, если их отношения определены официальной инструкцией. "Практик" менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.

Для "собеседника" характерен лозунг "Лучше плохой мир, чем хорошая война". Главное для него — общение с людьми. Эти "собеседники" более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. "Собеседники" не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и стремится сгладить возникающее противоречие в самом его начале. "Собеседники" более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.

"Мыслителям" свойственна позиция "Пускай думает, что он победил!" "Мыслитель" ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. Вывести конфликтующие стороны из тупика может только третий соучастник или изменение жизненных обстоятельств. "Мыслитель" хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем "собеседник". В общении "мыслители" предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокой.

Люди по-разному чувствительны к противоречиям и конфликтам, затрагивающим их. Так, "мыслители" более всего чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. "Практику" важнее единство практических исходов, целей совместной

деятельности. "Собеседники" остро реагируют на оценку их эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же их интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их

значительно меньше. Некоторые специалисты считают, что в каждом достаточно большом

учреждении есть свой "склочник" и "антисклочник". Склочник — это универсально конфликтный тип личности, для которого состояние конфронтации так же естественно, как для "антисклочника" - сотрудничество. И если склочник раздувает конфликт, то "антисклочник" любыми путями пытается потушить его.

 

 

Заключение

Обобщая все сказанное, можно утверждать, что в соответствии со старой парадигмой в системе управления приоритетными считались расширение (производства и пр.), конкуренция, количество, доминирование, самоутверждение. Новая концепция управления выдвигает в качестве приоритетов сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию.

В центр стратегической концепции управления персоналом ставится человек, который рассматривается как наивысшая ценность для организации. Содержательно эта новая стратегическая концепция управления персоналом в фирмах будущего строится на следующих принципах:

— социальные инновации так же важны, как и психологические; — скоординированная активность сотрудников возникает на основе взаимопонимания;

— общие проблемы решаются совместными усилиями сотрудников; — кооперативный стиль работы должен преобладать; — полное доверие работнику и предоставление ему максимальной самостоятельности; — всемерное усиление и развитие мотивации работников.

 

 

Литература

 

1. Бородкин Ф. М., Коряк П. М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

2. Зигерт В., ЛангЛ. Руководитель без конфликтов. М„ 1990.

3. ВудкокМ., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. М., 1991.

4. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М„ 1991.

5. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии в повседневной работе. М., 1993.

6. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы

руководства. М., 1975.

 

7. Корнем/с X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.

 

8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М„ 1982.

 

 

9. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М„ 1992.

 

10. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.

 

 

11. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

 

12. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л„ 1986.

 

 

13. Фрейд 3. "Я" и "Оно" // "Я" и "Оно". Труды разных лет. / Пер. с нем. Кн. 1. Тбилиси, 1991.

 

14. Ядов В. Л.Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л„ 1979.

 


[1] Типы руководителей - стили управления / Сост. Н. А. Некрасов, Новосибирск 1992г.

[2] Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990. С. 172.

[3] Морита А. Сделано в Японии. М. 1990г.

[4] Типы руководителей - стили управления / Сост. Н. А. Некрасов, Новосибирск 1992г.

[5] ВудкокМ., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика / Пер. с англ. М., 1991.

 

 

Уильям Серз и Марта Серз

ВАШ РЕБЕНОК

Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет

ОГЛАВЛЕНИЕ

Доктор Билл я Марта - своим читателям

ЧАСТЬ I. НАЧНЕМ С САМОГО НАЧАЛА: ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. Неразрывная связь: что это значит?

Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание малышей. Вопросы, которые вы могли бы задать.

Глава 2. Что нужно делать, чтобы роды были легкими и безопасными.

Роды раньше и теперь. Хорошие новости. Десять узелков на память для тех, кто хочет, чтобы роды прошли хорошо.

Глава 3. Что нужно приготовить для ребенка.

Как выбрать доктора для вашего ребенка. Выбор единомышленников и консультантов. Что выбрать: грудное или искусственное вскармливание. Удалять ли крайнюю плоть. Под готовка всего необходимого для ребенка.

Глава 4. Ребенок родился: что нужно делать с самого начала.

Первые минуты жизни ребенка. Связь между матерью и ребенком - что это значит. Кто присмотрит за вашим малышом? Поведение ребенка вызывает ответную привязанность. Как выглядит новорожденный. Обычные процедуры обработки новорожденных. Желтуха новорожденных. Первый осмотр.

Глава 5. Изменения в жизни семья с появлением новорожденного.

Налаживание жизни в семье. Распределение ролей. Предотвращение и преодоление послеродовой депрессии. Теперь нас трое. Как сохранить фигуру после рождения ребенка.

Глава 6. Уход за новорожденным.

Пеленание ребенка. Уход за культей пуповины. Уход за местом иссечения крайней плоти. Уход за ногтями. Купание ребенка.

Как создать для ребенка самую благоприятную обстановку. Соски-пустышки и другие "утешители": да или нет? Массаж.

Глава 7. Обычные трудности первых недель. Ребенок меняется на глазах. Срыгивание. Глаза. Рот ребенка. Кожные явления. Опрелость: предотвращение и лечение.

ЧАСТЬ II. КОРМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ВОПРОСЫ ПИТАНИЯ

Глава 8. Грудное вскармливание: почему и как.

Почему грудное молоко предпочтительнее. Подготовка к кормлению грудью. Техника кормления грудью. Как вырабатывается молоко. Обычные вопросы, относящиеся к грудному вскармливанию, и наиболее часто встречающиеся проблемы.

Глава 9. Кормящая мать: что вы выбираете и какие могут быть препятствия

Питайтесь правильно. Нежелательные вещества, переходящие в грудное молоко. Лекарства для двоих: будьте осторожны в выборе лекарств во время грудного вскармливания. В помощь кормящей матери. Совмещение работы и грудного вскармливания.

Сцеживание молока. Разные забавные и досадные неожиданности, с которыми вы можете столкнуться во время грудного вскармливания. Грудное вскармливание особенных детей в особых обстоятельствах. Отнятие от груди: когда и как.

Глава 10. Кормление из бутылочки - без риска и с любовью.

Недостатки смесей. Выбор смеси. Какое количество? Сколько раз? Приготовление смеси. Советы по кормлению из бутылочки. По обе стороны бутылочки. Отучение ребенка от бутылочки.

Глава 11. Введение твердой пищи: когда, что и как.

Почему не следует торопиться вводить твердую пищу? Кормление твердой пищей: от 6 до 9 мес. Стратегия кормления. Кормление твердой пищей: от 9 до 12 мес. Готовьте пищу ребенку сами. Готовое детское питание. Пьем из чашки.

Глава 12. Вы становитесь диетологом своего ребенка.

Белки - наш строительный материал. Углеводы - источник энергии. Жиры - это полноценные питательные вещества.

Значение витаминов. Минеральные вещества. Формируйте у ребенка правильный вкус.

Глава 13. Кормление детей от 1 года до 2 лет.

Кормление "воробышка". Чем и как кормить ребенка от 1 до 2 лет.

Какое молоко давать ребенку? Достаточно ли пищи получает ваш ребенок? Пищевая аллергия. Пестициды: как уберечь от них ребенка.

ЧАСТЬ III. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАШЕ ВРЕМЯ

Глава 14. Носите малыша с собой: искусство и наука ношения детей.

Новые аргументы в защиту старой идеи. Выбор правильного приспособления для ношения ребенка. Как носить ребенка. Индивидуальный курс. Носящий ребенка отец берет на себя часть забот. Другие люди в качестве "детоносителей". Носить, чтобы убаюкать. Ношение детей в различных жизненных ситуациях. Ношение детей в особых ситуациях. Польза ношения для детей и взрослых. Ношение ребенка может изменить вашу жизнь к лучшему.

Глава 15. Родительские заботы ночью: как уложить ребенка спать.

Некоторые моменты детского сна. Шаг первый: ваша помощь нужна ребенку с самого начала. Шаг второй: условия, в которых ребенок должен спать. Шаг третий: уменьшить факторы, способствующие пробуждению. Спать ли со своим ребенком: да? нет? Как бороться с неприятием общего сна. Преодоление трудностей: решение проблемы сна вашего ребенка. Реальные ситуации в ночной жизни.

Глава 16. Уход за беспокойным ребенком или ребенком, страдающим коликами.

Беспокойные дети. Почему дети беспокоятся. Состязание детей и родителей. Как успокоить шумного ребенка. Ребенок, страдающий от колик. В поисках скрытых причин колик. Как успокоить ребенка при коликах. Можно ли предотвратить колики. Достижение обещанной поры.

Глава 17. Работа и материнские обязанности.

Реальный подход. Ключ к совмещению работы и заботы о ребенке. Выбор замены матери. Ясли.

Глава 18. Особые случаи.

Воспитание приемного ребенка. Воспитание близнецов. Одинокий родитель. Болезнь Дауна - особый случай. Сочетание ребят и зверят.

ЧАСТЬ IV. ПОВЕДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Глава 19. Растем вместе: радоваться каждому этапу развития ребенка.

Растем вместе. Стиль сближения: как лучше выстроить отношения пары "дети - родители". Как дети растут. Пять основных характеристик развития ребенка.

Глава 20. Первые 6 месяцев: большие перемены.

Первый месяц: большие потребности. Рефлексы новорожденных. Второй месяц: вам дарят улыбку. Третий месяц: лучшая игрушка - собственные руки. Общий обзор третьего месяца жизни. Четвертый месяц: взрослый взгляд. Развитие языка с 4 до 6 месяцев. Пятый месяц: дотянуться и взять в руку. Шесть месяцев: великое сидение. Появляются зубки.

Глава 21. Второе полугодие: двигаемся! С 6 до 9 месяцев: интересно все! Новые страхи и затруднения С 9 до 12 месяцев: много движений. Обувь для малыша.

Глава 22. Второй год: от младенца к прямоходящему существу.

С 12 по 15 месяц: уверенные шаги. С 15 до 18 месяцев: поток слов. Обогащение словарного запаса. Ваш ребенок забавно ходит? От 18 до 24 месяцев: большие мысли.

Глава 23. Различные формы беспокойного, но нормального поведения ребенка.

Истинное значение дисциплины. Упрямство. Спор из-за игрушки. Регулируйте вспышки гнева и дурного настроения. Укусы и пинки. Ребенок не желает с вами считаться. Визги и нытье. Сосание пальца.

Глава 24. Как приучить малыша к горшку.

Факты, которые вам следовало бы знать. Лучше позже, чем раньше Шаг за шагом. Дети, которые не хотят пользоваться горшком. Ускоренный цикл обучения: метод тренировки во время отпуска.

ЧАСТЬ V. ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 25. Создание безопасной для ребенка среды обитания.

Кому опасность угрожает больше. Обстановка, предрасполагающая к несчастным случаям. Проконтролируйте, нет ли опасности для ребенка. Выбор безопасного детского оборудования. Безопасное путешествие на машине. На велосипеде с младенцем. Меры безопасности, связанные с комнатными растениями.

Вещества, загрязняющие окружающую среду: устранение свинца.

Глава 26. Поддержание здоровья вашего ребенка.

Организация здравоохранения начинается дома. К врачу на проверку. Прививки: почему, что и когда. Лечение малышей. Применение лекарств. Понижение риска внезапной детской смерти.

Глава 27. Наиболее распространенные медицинские проблемы: самостоятельный домашний уход за детьми.

Уход за детьми с высокой температурой. Простуда. Кашель Уход за детьми, страдающими инфекцией уха (отитом). Инфекции придаточных пазух (синусов). Круп. Понос. Рвота. Запор. Распознавание и лечение ингаляционной аллергии. Вопросы о СПИДе, возникающие у родителей.

Глава 28. Меры по сохранению жизни и первая медицинская помощь при несчастных случаях.

Три главных "п". Ребенок подавился. Когда ваш ребенок не дышит: детальный разбор мер реанимации. Кровотечение. Повреждения головы. Судороги. Ожоги. Отравления. Повреждение глаз. Повреждение носа. Укусы насекомых. Повреждение зубов. Растяжения, вывихи и переломы.

Доктор Билл и Марта своим читателям

Мы не только написали эту книгу - мы ее прожили. В книге "Ваш ребенок" мы делимся собственным опытом - мы вырастили восемь своих детей и за 20 лет работы в педиатрии через наши руки прошли тысячи других Привыкнув подмечать особенности поведения детей и роди гелей, мы смогли заранее представить, что "сработает" у большинства родителей в том или ином случае. Каждый день в своем кабинете мы собирали по зернышку удачные находки родителей, "маленькие хитрости", помогающие на практике. Все они нашли свое место в этой книге. Мы понимаем, что любовь к ребенку и стремление стать хорошими родителями застав тает вас прислушиваться к любым советам по воспитанию детей. Но дети слишком ценный материал, а родители слишком доверчивы, чтобы автор мог позволить себе предлагать недостаточно изученные приемы. Мы понимаем, сколь велика наша ответственность Каждая рекомендация тщательно выверялась и прошла испытание временем.

Мы также учитываем деятельный образ жизни современных родителей. Мы сами исхитрились находить возможности для сочетания родительских обязанностей с профессиональной деятельностью. Этой книгой мы стремимся помочь вам с гать чуткими воспитателями, которые идут навстречу желаниям своего ребенка и при этом сохраняю г привычный с гиль жизни. Мы рекомендуем постоянное физическое общение с малышом, смягчающее механистичное существования в окружении машин, свойственную нашему времени. Прочитав книгу, вы узнаете, как, воспитывая своего малыша, раскрыть все лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть в вас самих.

Уильям и Марта Серз

Сан-Клементе, Калифорния, январь 1993 г

I

НАЧНЕМ С САМОГО НАЧАЛА: ОСНОВЫ ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ

Нет и не может быть одного-единственного рецепта, как растить ребенка, точно так же как нет идеальных детей, и, поверьте мне, нет идеальных родителей - есть только люди, которые хорошо изучили особенности поведения детей и стали более опытными, чем вы. Быть родителями - значит все время учиться ими быть. Не слишком слушайте советы "специалистов" - это мешает развиваться родительской интуиции, способности самообучаться по мере того, как растут ваши дети. Мы собираемся показать вам, как самим стать специалистами. Цель этой книги - помочь вам и вашему ребенку найти друг друга. В этом небольшом вступлении содержится квинтэссенция того, что же такое "домашнее воспитание".

Итак, начинаем учиться!

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ: ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Во всех других книгах по уходу за детьми и их воспитанию недостает главы, которую следовало бы назвать "Воспитание вашего ребенка". Сейчас вместе с вами, ожидающими ребенка молодоженами или молодыми родителями, мы попытаемся восполнить этот пробел.

Мой опыт врача-педиатра, опыт моей жены Марты как медсестры и наш общий опыт родителей, вырастивших восьмерых детей, привел нас к убеждению, что наилучшее взаимопонимание между ребенком и родителями устанавливается при таком методе воспитания, который мы назвали "стилем сближения", поскольку он способствует возникновению между вами тесных, неразрывных связей. Этот метод помогает реализовать все лучшее, что есть в родителях и их детях. Неразрывную связь матери с ребенком заметили давным-давно. Наш подход к воспитанию не есть что-то совсем новое. Мы только дали название этому методу, в основе которого лежит по существу здравый смысл, которого мы бы все слушались, если бы полагались на заложенные в нас природой инстинкты.

ВОСПИТАНИЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

Двадцать лет назад, к тому времени, когда я начал практиковать в качестве врача-педиатра, я уже поработал в двух детских больницах, одних из лучших в мире, и думал, что знаю о детях все. Наши друзья часто говорили моей жене, что ей очень повезло - ведь ее муж педиатр, на что Марта отвечала: "Он знает только, как лечить детей".

В первую неделю практики я был просто ошеломлен. Матери задавали мне совсем не медицинские вопросы: "Можно ли позволять ребенку плакать?", "Не испортим ли мы девочку, если будем все время брать ее на руки?", "Можно нам спать вместе с ребенком?" Я не знал ответов на все эти вопросы, а родители считали, что могут положиться на мои советы. Это были вопросы немедицинского характера, они относились к методам воспитания. Я знал, как поступаем мы в таких случаях с собственными двумя детьми, но не был уверен, что могу считать себя специалистом по воспитанию детей. Поэтому я прочел массу книг о воспитании (так же, как это делаете вы сейчас). Книги обескураживали. Создавалось впечатление, что авторы основывались на собственных взглядах, а не на серьезных исследованиях. Большинству из них не хватало здравого смысла, а многие не имели собственного мнения и проповедовали только то, что было модным в момент написания книги, независимо от результатов, к которым приводили эти теории.

Я решил обратиться к настоящим знатокам - опытным родителям, у которых все получалось, у которых было полное взаимопонимание с детьми, которые интуитивно поступали единственно правильным образом; родителям, получавшим удовольствие от общения с детьми, развитие которых, судя по всему, шло успешно. Эти родители и их дети стали моими учителями. Я превратился в прилежного слушателя и внимательного наблюдателя и начал регулярно вести записи об используемых родителями приемах. Я составил перечень всего, что "срабатывает". В те годы Марта работала вместе со мной (до появления на свет нашего четвертого ребенка, Хэйден). Она и сейчас работает с начинающими родителями как специалист по грудному вскармливанию и консультант по воспитанию детей младшего возраста. Моя практика давала нам материал для исследований, а дома у нас была своя растущая "лаборатория". После того как 9 лет мы выслушивали родителей и учились у них (и растили троих собственных детей), мы начали делать некоторые выводы. Из множества приемов воспитания и обучения мы выбирали те, что чаще всего срабатывали у большинства родителей. Мы делились своим опытом с теми, кто приходил к нам на прием, и использовали опыт других мам и пап в воспитании собственных детей. С годами мы с Мартой меняли подходы, приспосабливались к изменяющемуся течению нашей жизни, к индивидуальностям наших детей и при этом продолжали учиться сами. В этой главе мы сконцентрировали все то, что дали нам 20 лет работы в педиатрии, воспитание восьмерых детей и заимствование опыта тысяч родителей.

Не думайте, что можно всему научиться сразу. Быть родителями - это профессия, которую постигают шаг за шагом. Она требует опыта. Наши рекомендации - только отправные моменты. Используя их, вы приобретаете опыт и вырабатываете собственный стиль общения, который соответствует личностным свойствам вашего ребенка и вашей индивидуальности. Невозможно заранее, еще не имея ребенка, выбрать линию поведения - появившись на свет, он может совершенно изменить ваши представления о воспитании. Допустим, вы заранее продумали, каков будет режим у ребенка. А что вы станете делать, если малыш возьмет за правило просыпаться в 3 часа ночи и требовать молока? Да и длительность кормления грудью можно установить только опытным путем. Поэтому отложите принятие такого рода решений на будущее, когда увидите, каков ваш малыш. Но есть вещи, которые нужно решить для себя заранее.

Прежде чем мы погрузимся в изучение искусства быть хорошими родителями, давайте кое о чем договоримся. Некоторые наши идеи, которыми мы будем с вами делиться, могут показаться вам странными и решительно отличаться от привычных рекомендаций. Пожалуйста, не отвергайте их сразу. Первые шаги на пути к успеху в роли родителей делайте без груза предубеждений, это поможет избежать многих разочарований. Вы ожидаете, что вам будет легко с ребенком, но ваш малыш может оказаться трудным. Оставайтесь открытыми для новых идей и выбирайте то, что больше подходит вашей семье Поверьте, все, о чем мы будем говорить, прошло проверку и основано не только на нашем опыте Некоторые рекомендации мы взяли из трудов заслуживающих доверия коллег и других исследователей Мы знакомим вас с последними достижениями в искусстве воспитания, чтобы помочь взять правильный старт в начале долгого родительского пути

ПЯТЬ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ, УКРЕПЛЯЮЩИХ СВЯЗЬ С РЕБЕНКОМ

Мы считаем, что начинающие родители должны поставить перед собой три цели

- узнать своего ребенка

- помочь ему чувствовать себя хорошо

- получать удовольствие от своей роли родителей

Предлагаемая нами модель поведения родителей поможет вам достичь этих целей Далее приведены пять составляющих стиля сближения - концепции создания неразрывных связей

1. Готовьте себя к раннему контакту с ребенком

Начало общения ребенка и родителей зачастую определяет формирование их дальнейших отношений Будьте деятельным организатором таких родов, какие вы хотели бы иметь Осознайте свою ответственность перед будущим ребенком, почитайте книги и совместно с акушеркой продумайте сценарий будущих родов Хирургическое вмешательство, проведенное без особой необходимости, или родовая травма разлучают мать и ребенка Это не лучшее начало В такой ситуации часть энергии, которая могла бы пойти на установление раннего контакта с появившимся существом, расходуется на восстановление вашего здоровья Если вы спокойны за роды, вы будете спокойны и за новорожденного. (Читайте главу 2 "Что нужно делать, чтобы роды были легкими и безопасными" Вам станет понятна связь между хорошими родами и установлением контакта с новорожденным Вы узнаете, как уменьшить вероятность трудных родов, которые могут быть сопряжены с травмами или даже с хирургическим вмешательством. На с 78 вы найдете информацию о том, как восстановить связь с младенцем, если осложнения при родах разлучили вас с ним, привели к утрате контакта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.