Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слова определяют отношение человека к самому себе




Слова развивают понимание окружающего мира

Слова - барометр личности

В явлении лашон-ара отражено стремление подстраивать все и вся под свои личные мерки. В основе этого стремления лежит нетерпимость к любым различиям: к обычаям, которые непонятны критикующему, чужому мнению, не совпадающему с "правильной точкой зрения", особому финансовому подходу в той или иной проблеме и т.д. В основе повышенного внимания к различиям подобного рода лежит убеждение в правоте собственного мнения, которое принимается как единственно верное. Так проявляет себя эгоцентрическая потребность утвердить превосходство своего подхода к решению вопросов. За всем этим скрыто отрицание права других людей на собственную индивидуальность. А ведь их Всевышний тоже наделил не менее уникальными качествами. Но таков механизм действия лашон-ара.

Мудрецы сказали: "Подобно тому как лица людей не похожи друг на друга, так различны и их мысли".

Шмират-алашон - это призма благожелательности, позволяющая видеть достоинства различных путей и мнений, которых придерживаются другие люди. Даже не соглашаясь с ними и не видя достоинств у чужого образа мыслей, можно признать за последним право на существование. Гурский ребе Исраэль Альтер, автор книги "Бейт Исраэль", сказал по поводу вышеприведенного высказывания, что надо так же принимать различия в мыслях, как мы признаем различия во внешности людей.

Обращаясь к педагогике, важно заметить, что, если в семье принят "стиль" лашон-ара, то это приучает детей относиться к жизни с ворчливой неприязнью. Живя в семьях, где не соблюдаются положения шмират-алашон, дети, следуя примеру родителей, вырабатывают в себе критический настрой и цинизм, которые могут окрасить в мрачные тона весь их дальнейший жизненный опыт. Но главное, они сами будут склонны говорить лашон-ара, что помешает им быть хорошими евреями Торы.

Если же в семье соблюдаются правила шмират-алашон, то дети начинают воспринимать изначальную доброту окружающего мира и людей. Они учатся благоприятно судить о других; такая привычка поможет им со временем развивать и улучшать отношения со всеми людьми. В их характере разовьются черты, которые укрепят их в служении Творцу на протяжении всей их жизни.

Лашон-ара делает человека грубым. Не вдаваясь в прочие губительные свойства этого отвратительного качества, Тора запрещает его по одной главной, фундаментальной причине: унижая других, ты унижаешь себя. Недостойное поведение огрубляет характер, придает ему нетерпимые для еврея черты. Будучи избранными нести в мир мораль и духовность, евреи обязаны придерживаться лучших образцов поведения. На таком уровне просто неуместно распускать примитивные сплетни и высказывать оскорбительные суждения о других людях.

Кроме того, "дурные речи" приносят несчастье тому, кто их произносит. Мимолетное удовольствие от сплетен тонет в гигантском ущербе, который лашон-ара наносит мировосприятию человека. Тот, кто говорит лашон-ара, вечно жалуется на жизнь, он постоянно чем-то недоволен. Такой человек убежден, что его окружают несносные и бездушные эгоисты, порочные люди, из-за которых мир видится ему неуютным местом обитания. У него возникает привычка не замечать Б-жественного образа в других евреях и выискивать в каждом одни недостатки. Та картина, которая открывается перед ним, наполняет его сердце гневом и презрением, и его уста облекают такое мировосприятие в злые слова.

Лашон-ара наносит человеку еще один ущерб, на более глубоком уровне. Слова, слетающие с его уст, и то влияние, которое они оказывают на его душу, мешают ей вознестись и приблизиться к Высшему Источнику. Сталкивая на дно других людей, носитель лашон-ара воображает, будто он стоит над всеми. Им начинает руководить мощное стремление к утверждению собственной значимости. Поэтому он воображает себя судьей, убежденным в превосходстве над другими: "он плохой человек" (читай: я лучше), "у нее грубые дети" (читай: не то что мои), "он неспособен к действию" (значит, я на коне). Вместо того чтобы стремиться к совершенству и развитию, злоязычный человек достигает сомнительного превосходства тем, что смотрит свысока на других, втаптывая их в грязь.

Между тем шмират-алашон облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества, которыми Всевышний наделил евреев: доброту, сострадание, милосердие.

Соблюдение законов речевой сдержанности приносит счастье. Эти законы окрашивают мир в радостную, красочную палитру. Следуя им, человек привыкает обращать внимание на хорошее, что характеризует каждый аспект Б-жественного творения.

Тот, кто соблюдает законы шмират-алашон, достигает истинных высот, не только не принижая других, а, наоборот, увлекая их вместе с собой к вершинам. Видя добро в мире и окружающих людях, он живет в гармонии со своей Б-жественной душой и вместе с ней поднимается по ступенькам духовного совершенства.

Вместо иллюзорного влияния, которого домогается клеветник, человек, владеющий своей речью, достигает подлинной власти. Это власть самодисциплины, умения контролировать свои побуждения, внутренней способности сдерживать себя, следить за своей речью и действовать в соответствии с лучшими качествами своего характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.