КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. Я. Гуревич. Марк Блок и историческая антропология
Византийская империя............................... 631 Дальнейшее развитие обряда помазания; его исчезновение в Германии.... 628 Коронация; объединение в одной церемонии венчания короной и помазания........... 626 Кельтские страны..................................... 625 Англия.................................................. 621 Помазание императора............................... 619 Королевство франков................................. 618 Королевство вестготов в Испании................... 617 Святой Маркуль и короли Франции............... 613 Освящение целительных колец.................... 613 Исцеление золотушных посредством возложения рук................................ 605 Английские счетные книги......................... 586 Исцеление золотухи посредством возложения рук во французских счетных книгах............... 581 Почему люди верили в королевское чудо......... 567 Первые опыты рационалистической интерпретации................................. 553 Конец французского обряда........................ 539 Конец английского обряда......................... 529 Как люди утратили веру в королевское чудо.................................. 520 Исцеление золотушных посредством возложения рук в эпоху французского абсолютизма и первых гражданских войн в Англии........................................ 495 Абсолютизм и сакральность королевской власти; последняя легенда французского монархического цикла............. 475 Возрождение и Реформация....................... 454 Чудотворная королевская власть накануне кризиса.................................... 431 Седьмые сыновья, короли Франции и святой Маркуль............................ 411 Святой Маркуль и чудотворная мощь королей Франции........................ 396 Святой Маркуль, его легенда и культ............. 373 Заключение.......................................... 370 Суеверия; королевский знак; короли и львы..... 356 Легенды; французский монархический цикл; чудесный елей английских коронаций............ 329 Проблема помазания................................ 319 Священническая королевская власть............. 281 Чудотворная королевская власть присваивает себе магическую процедуру............ 266 Магическое происхождение обряда с кольцами................................... 258 Легендарные корни................................. 253 Обряд с целительными кольцами в XIV веке.... 251 Исцеление золотушных посредством возложения рук и соперничество между нациями; попытки подражания................... 237 Исцеление золотушных посредством возложения рук в церковной литературе....... 204 Исцеление золотушных посредством возложения рук в средневековой медицинской литературе........................... 199 Популярность возложения рук.................... 177 Французский и английский обряды............... 167 Династическая политика первых Капетингов и Генриха I Боклерка (Ученого)..... 155 Священное как целительное....................... 151 Эволюция представлений о сакральности королевской власти; коронация............. 121 Возникновение английского обряда.............. 109 Возникновение французского обряда............... 95 Золотуха................................................ 93 Условные сокращения и датировка................... 78 Святой Маркуль и паломничество в Корбени....... 77 Целительные кольца................................... 76 Сочинения, посвященные английскому обряду.... 75 Сочинения, посвященные французскому обряду................................. 74 Общие работы......................................... 73 Сочинения авторов, живших вне Англии и Франции................................ 72 Сочинения английских авторов...................... 70 Сочинения французских авторов.................... 67 КОРОЛИ-ЧУДОТВОРЦЫ 5-7859-0057-2 Editions Gallimard. 1983 © В. А. Мильчина. Перевод с фр., 1998 © А. Я. Гуревич. Послесловие, 1998
Оглавление Жак Ле Гофф. Предисловие 11
Предисловие................................................... 61 Библиография......................................... 65 I. Общие работы, посвященные королевской власти... 67 II. Целительная мощь королей: библиографии........... 67 III. Исцеление золотухи посредством возложения рук: работы, опубликованные до начала XIX века.... 67 IV. Исцеление золотушных посредством возложения рук: сочинения, опубликованные после 1800 г......... 73 § 6. «Королевский знак»..................................... 78 Введение.................................................. 79 Книга первая. Истоки............................... 91 Глава первая. Первые случаи исцеления золотушных посредством возложения рук.............. 93 Глава вторая. Происхождение целительной мощи королей: сакральность королевской власти в начале Средневековья......................... 121 Книга вторая. Величие и превратности чудотворной королевской власти.......................... 165 Глава первая. Обряд исцеления золотушных больных посредством возложения рук и его популярность до конца XV в............................ 167 Глава вторая. Второе чудо, прославившее английских королей: целительные кольца............ 251 Глава третья. Чудесная и священная королевская власть от возникновения обряда исцеления золотушных посредством возложения рук до эпохи Возрождения.......................... 281 Глава четвертая. Некоторые смешения верований: святой Маркуль, короли Франции и седьмые сыновья............. 373
Глава пятая. Королевское чудо во времена религиозных войн и абсолютной монархии........... 431 Глава шестая. Закат и смерть обряда возложения рук............................ 520 Книга третья. Критическая интерпретация королевского чуда................ 551 Глава первая и единственная....................... 553 Приложения.................................................. 579 Приложение I. Королевское чудо во французских и английских счетных книгах........... 581 I. Исцеление золотушных посредством возложения рук в английских счетах........... 588 II. Целительные кольца в английских счетах...... 598 Приложение II. Иконографические материалы...... 603 Приложение III. Возникновение обряда помазания короля и коронации........................ 616 Приложение IV. Отрывки из «Трактата о коронации» Жана Голена и анализ этого текста.................... 637 Приложение V. Паломничество королей Франции в Корбени после коронации и перенесение раки святого Маркуля в Реймс.......... 653 Добавления и исправления............................. 657 I. Исконный республиканизм германских народов.......... 657 II. Именование франкских королей священниками...........658 III. Иконография легенды о геральдических лилиях...... 659 IV. Коронование герцогов нормандских............... 659 V. Посмертное чудо короля Якова II.................. 661 VI. Gratia gratis data....................................... 661 VII. Седьмые сыновья или дочери, геральдические лилии и святой Маркуль.......... 662 VIII. Разное.................................................. 663 Послесловие.................................................. 667 Указатель имен...................................... 679 Список иллюстраций............................. 711 Предисловие Марк Блок героически погиб в возрасте пятидесяти семи лет; арестованный гестаповцами за участие в Сопротивлении и подвергнутый пыткам, он был расстрелян 16 июня 1944 г. близ Лиона, в Сен-Дидье-де-Форман (департамент Эн). В течение прошедших с тех пор трех с лишним десятков лет Блок продолжал пользоваться известностью среди историков в силу трех обстоятельств. Во-первых, Блока помнили, потому что он (совместно с Люсьеном Февром) был создателем и редактором журнала «Анналы»[i], послужившего обновлению методов исторического исследования. Во-вторых, Блока знали как автора двух книг: первая из них – «Характерные черты французской аграрной истории» (1931), особенно высоко оцениваемая специалистами, которые с полным основанием полагают, что в ней Блок блестяще воспользовался достижениями географической истории французского типа и положил начало новому подходу к аграрной истории Средних веков и Нового времени; вторая, предназначенная для более широкого круга читателей, – «Феодальное общество» (1939 – 1940), объемистый и оригинальный труд, в котором предложена глобальная концепция общества, включающая в себя экономическую и социальную историю, а также историю ментальностей, и полностью пересмотрена история социальных установлений. К этим двум книгам добавился опубликованный посмертно трактат о методах исторического исследования «Апология истории, или Ремесло историка» (издан Люсьеном Февром в 1949 г.) – неоконченное сочинение, где среди черновых фрагментов, которые автор наверняка переписал бы для публикации, мелькают время от времени мысли исключительно глубокие и оригинальные. Однако в последние несколько лет для все большего числа исследователей, занимающихся науками о человеке в обществе, наиболее важной сделалась пионерская работа Марка Блока, его первая настоящая книга – «Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии» (1924), книга, благодаря которой этот выдающийся историк может считаться основоположником исторической антропологии[ii]. Генезис «Королей-чудотворцев» Если исходить из того, что нам известно о Марке Блоке сегодня (возможно, впрочем, что впоследствии публикация переписки ученого дополнит и уточнит наши представления), работа над «Королями-чудотворцами» длилась около двенадцати лет под влиянием трех основных факторов, два из которых принадлежали сфере интеллектуальной и даже (в одном из этих двух случаев) экзистенциальной[iii]. Первым из этих факторов стало получение Блоком в 1909 г., на следующий год после окончания Высшей нормальной школы, трехлетней стипендии в Фонде Тьера. Вторым – война 1914 – 1918 гг., которую Блок окончил капитаном и кавалером креста «За боевые заслуги» и в ходе которой ему четырежды была объявлена благодарность в приказе по армии. Наконец, большое значение имела и атмосфера филологического факультета Страсбурского университета, куда Блок был в 1919 г. зачислен преподавателем и где в 1921 г. получил звание профессора. Научную деятельность Блок начинает в 1911 – 1912 гг. В это время он публикует свои первые статьи. До войны научные интересы Блока ограничиваются тремя основными сферами. Во-первых, Блок размышляет об истории социальных установлений средневекового феодального общества и в первую очередь о месте, занимаемом в феодальной системе королевской властью и серважем (первые наброски той работы, из которой после войны, подчиняясь университетским требованиям, Блок сделал что-то вроде диссертации – «Короли и сервы, глава из истории Капетингов»). Во-вторых, в рамках исторической географии, созданной Видалем де Ла Блашем и его учениками и оказавшей в 1920 – 1930-е годы большое влияние на новую французскую историческую школу, Блок исследует определенную область Франции, Иль-де-Франс. Наконец, он сочиняет свое первое «рассуждение о методе»; произнесенное в 1914 г., накануне Первой мировой войны, в день раздачи наград в амьенском лицее, оно называлось «Историческая критика и критика свидетельств» и, к сожалению, осталось мало кому известной. Из этих первых опытов особого внимания заслуживает один – появившаяся в 1912 г. статья «Формы разрыва клятвы верности сеньору в старом феодальном праве»[iv]. Блок описывает в ней феодальный «обряд» – «разбрасывание веток» и разрывание их пополам (exfestucatio), обозначающее и осуществляющее разрыв договора между вассалом и сеньором. Здесь, на самых ранних порах, уже заметен интерес Блока к роли обряда в установлениях прошлого, причем, поскольку абсолютное большинство историков вообще и историков французского средневекового права в частности не проявляли к этой проблеме никакого интереса (кроме двух примечаний Гастона Париса и одного намека Жака Флака, сослаться было не на что), Марк Блок обращается к трудам немецких историков средневекового права, которые в ту пору много занимались этнографией и сравнительными исследованиями: он ссылается на статью Эрнста фон Меллера и, главное, на «основополагающий труд г-на Карла фон Амиры» «Der Stab in der germanischen Rechtssymbolik» («Жезл в германской правовой символике»)[v].
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |