Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христос Вседержитель. Фрагмент росписи церкви Спаса Преображения. Феофан Грек




Живопись Древней Руси XIV-XV веков Великий Новгород, Псков, Тверь, Ростово-Суздальская земля

В изобразительном искусстве восточных славян начиная с конца XIII века происходят определенные изменения: более разнообразной становится иконография «священных» изображений, сами композиции становятся динамичнее, более сложным становится образ человека. В целом живопись наполняется эмоциональным содержанием. Также в искусстве выражались определенные политические идеи. Так, самой важной из них являлась идея объединения отдельных княжеств русской земли с целью дать отпор монгольскому нашествию, которое в XIII веке нанесло сильнейший удар по культуре восточных славян. Таким образом, центр культурного развития переносится в Новгород и Псков, которые, кстати, также в XIII веке выдержали натиск шведов и Ливонского ордена. И, тем не менее, именно в культуре Новгорода и Пскова прослеживается зарождение нового искусства, расцвет которого приходится на XIV столетие. Постепенно развивались и другие центры. Киев, утративший значение столицы Древней Руси, становится культурным центром украинского народа, Полоцк, Витебск, позднее Минск - культурными центрами Беларуси.

Быстрое экономическое развитие Новгорода притягивало иноземных мастеров искусства, в частности, здесь в XIV веке работал великий византийский художник Феофан Грек. Взаимоотношения с западом способствовали знакомству местных художников с романским и готическим искусством Европы. Монументальная живопись Новгорода середины XIV века характеризуется особенностями, которые говорят об изменениях в мировосприятии в искусстве. Так, заметно стремление художников выразить чувства и переживания человека. Композиции библейских сцен становятся более свободными и непринужденными. Большое значение в русской живописи XIV века имело творчество Феофана Грека. Он удивительно точно и глубоко отразил то важное, что соответствовало духовным и художественным идеалам восточных славян в XIV - начале XV веков. К сожалению, до нашего времени сохранилось немного работ Феофана Грека - часть росписи новгородского Спасо-Преображенского собора (1378), хотя доподлинно известно, что он расписал несколько церквей в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. Но и из того, что сохранилось, можно сделать вывод о высоком художественном мастерстве византийца. Кисть Феофана Грека свободна и непринужденна. При рассмотрении образов возникает впечатление, что они являются плодом импровизации. В каждом изображаемом персонаже фресок собора Спаса Преображения заметны искреннее волнение, страстные порывы, трагичность, сложная внутренняя борьба. Каждый персонаж индивидуален, что придает жизненную конкретность их переживаниям. В этом состоит особенная манера письма мастера, несмотря на то, что художник точно следует канонам иконографии. Колорит фресок Феофана Грека видится не очень разнообразным, хотя высказываются предположения, что первоначально фрески Спасо-Преображенского собора были более красочными. В нынешнем состоянии преобладающий коричневато-оранжевый тон в сочетании с серебристыми зеленоватыми, розовыми, белыми тонами создает особый колористический эффект. Белые и сероватые резкие блики, положенные на выступающих, а нередко и на затененных частях, сообщают фрескам необыкновенную экспрессию и драматизм. Динамичной живописной манере соответствует и построение широко очерченных фигур. Характерен выразительный рисунок складок одежды, порой резко пересекающихся, образующих острые углы и изломы. В целом можно отметить, что манера письма Феофана полностью соответствует внутренней экспрессии образов, их драматической напряженности.

Особого внимания заслуживает композиция ветхозаветной «Троицы», расположенная в угловой камере храма. Она отличается строгой симметрией, художественной целостностью. Великолепно изображена фигура среднего ангела. Его крылья, можно сказать, осеняют всю описываемую сцену и отделяют от других композиций. Компактность, строгая уравновешенность основных составляющих сцены придают «Троице» монументальность. Хотя следует отметить, что сама по себе эта композиция лишена умиротворенности, покоя. Этому способствует необыкновенно широкий размах крыльев среднего ангела, что придает всей композиции ощущение неземного величия. Торжественная неподвижная поза среднего ангела контрастируют с фигурой правого ангела, который повернут к столу, и с фигурой склонившейся Сарры. Все детали фрески - изломанные складки одежд, резкие блики, пересекающиеся контуры – наполняют сцену движением, скрытой энергией. Нижняя левая часть композиции до настоящего времени не сохранилась, однако можно предположить, что в этой части была расположена парная к фигуре Сарры фигура Авраама. «Троица» Феофана Грека воспринимается как возвышенное и грозное видение, показывающее могущество божества, в ней отражается мысль о могуществе духа, о В данной композиции нет и следа благости, нравственной силе человека. которая присутствует в «Троице» Андрея Рублева.

Авторство мастерской Феофана Грека приписываются также некоторым иконам, среди которых «Преображение» и «Донская Богоматерь» (ГТГ). Совершенно точно известно, что в 1405 году Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев совместно работали над росписью московского Благовещенского собора. Кроме того ими были написаны большие иконы для иконостаса этого собора, из которых творчеству Феофана Грека принадлежат, видимо, иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста, Василия Великого. Художник-монументалист, он сумел и в станковой живописи достичь того же ощущения величия, торжественной приподнятости, что и в своих росписях. Однако специфика написания икон предполагает большей тщательности изображения деталей. Страстность изображаемых пророков и святых, которая характерна персонажам фресок церкви Спаса Преображения здесь смягчена, хотя внутренняя жизнь столь же интенсивна и глубока. Исследователи сходятся во мнении, что самый привлекательный в иконостасе Благовещенского собора - образ Богоматери, облаченной в мафорий густого синего цвета. Ее лицо изображено Феофоном спокойным и милостивым, отличается просветленностью, ясностью, чистотой. В подобных больших «чиновых» иконах художник показывает себя великолепным колористом, сочетающим контрастные интенсивные тона, достигая при этом цветовой гармонии.

Иконостас Благовещенского собора имеет важное значение в истории древнерусского искусства не только по причине того, что авторами входящих в него икон являются великие художники. Существенным моментом является то, что именно здесь русский иконостас обрел свою законченную форму, принял на себя функции всей росписи древнерусского храма. Основные ее сюжеты концентрируются именно здесь, обретая абсолютно ясную последовательность и иерархичность. Расположенные на иконостасе в несколько рядов иконы образовали стройную монументальную композицию, по своим пропорциям соответствующую размерам внутреннего пространства храма и настенным росписям. Феофан Грек точно осознал его значение и огромные идейно-художественные возможности. Позднее новгородские, да и художники других русских земель в своем творчестве ориентиром считали работы Феофана Грека. Среди них были художники, обладавшие яркой творческой индивидуальностью. Этим объясняется общность, и в то же время индивидуальность фресок церквей Федора Стратилата (1370-е гг.), Успения Богоматери на Волотовом поле (1360-1390-е гг.), Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на Кладбище (1390-е гг.). К сожалению, фрески церкви Успения Богоматери на Волотовом поле и частично церкви Спаса на Ковалеве, как и многие другие произведения искусства, были уничтожены в период Великой Отечественной войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.