Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 5. Государственное регулирование в области




технического нормирования и стандартизации

Государственное регулирование в области технического нормиро­вания и стандартизации включает:

определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

установление единого порядка разработки и утверждения техниче­ских регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

координацию разработки технических регламентов, государствен­ных стандартов;

утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

установление порядка официального издания технических регла­ментов и государственных стандартов, а также порядка опубликова­ния информации о действующих технических регламентах, техниче­ских кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

установление порядка официального толкования по вопросам при­менения технических регламентов, технических кодексов, государст­венных стандартов.

Статья 6. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации

Государственное регулирование и управление в области техниче­ского нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Ко­митетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными орга­нами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года "О Президен­те Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспубликi Беларусь, 1995 г., № 17, ст.179; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 24, ст.463), настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, при­водящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследствен­ности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республи­ки Беларусь может принимать решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает создание и функционирование системы технического нормирования и стандартизации;

утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, в том числе техни­ческих регламентов в отношении оборонной продукции, уведомления и опубликования информации о них;

утверждает технические регламенты;

устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;

дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;

устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правила пользования этим фондом;

осуществляет иные полномочия в области технического нормиро­вания и стандартизации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 9. Полномочия Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Сове­те Министров Республики Беларусь в области технического нормиро­вания и стандартизации:

осуществляет реализацию единой государственной политики;

осуществляет общую координацию разработки технических регла­ментов и государственных стандартов;

устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной ре­гистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государствен­ных стандартов, технических условий;

утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стан­дарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);

осуществляет государственную регистрацию технических регла­ментов, технических кодексов, государственных стандартов, техниче­ских условий (кроме технических условий, которые не проходят госу­дарственную регистрацию);

определяет виды продукции (услуг), технические условия на кото­рые не проходят государственную регистрацию;

осуществляет официальное издание государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строи­тельства);

опубликовывает информацию о действующих технических регла­ментах, технических кодексах, государственных стандартах, техниче­ских условиях;

организует и проводит систематическую проверку действующих госу­дарственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;

осуществляет государственный надзор за соблюдением требова­ний технических регламентов (кроме технических регламентов, уста­навливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);

применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и ин­дивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;

участвует в работе по международной и межгосударственной (ре­гиональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архи­тектуры и строительства);

дает официальные толкования по вопросам применения техниче­ских нормативных правовых актов, им утвержденных;

утверждает по предложениям субъектов технического нормирова­ния и стандартизации состав технических комитетов по стандартиза­ции, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а так­же положения об этих технических комитетах (кроме технических ко­митетов по стандартизации в области архитектуры и строительства);

предоставляет субъектам технического нормирования и стандарти­зации право на использование знака (знаков) соответствия государст­венным стандартам;

создает и ведет Национальный фонд технических нормативных пра­вовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

 

Статья 10. Полномочия Министерства архитектуры и

строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации по вопросам ар­хитектуры и строительства:

осуществляет реализацию единой государственной политики;

координирует разработку технических регламентов и

государственных стандартов;

организует и проводит систематическую проверку действующих го­сударственных стандартов в целях их обновления или отмены;

утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стан­дарты, вносит в них изменения;

осуществляет официальное издание государственных стандартов;

осуществляет государственный надзор за соблюдением требова­ний технических регламентов;

применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и ин­дивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;

участвует в работе по международной и межгосударственной (ре­гиональной) стандартизации;

дает официальные толкования по вопросам применения техниче­ских нормативных правовых актов, им утвержденных;

утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, пере­чень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положе­ния об этих технических комитетах.

Статья 11. Технические комитеты по стандартизации

Для разработки государственных стандартов, технических кодексов и в целях создания условий для участия в процессе стандартизации всех заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартиза­ции по их предложениям могут создаваться в качестве рабочих органов технические комитеты по стандартизации.

Состав технических комитетов по стандартизации формируется на принципах представительства и добровольности участия заинтересо­ванных субъектов технического нормирования и стандартизации

Статья 12. Планирование работ по техническому нормирова­нию и стандартизации

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Сове­те Министров Республики Беларусь совместно с Министерством архи­тектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государствен­ных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов техниче­ского нормирования и стандартизации ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов и представляет его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.

Программа публикуется в официальных изданиях Комитета по стан­дартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Респуб­лики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

 

Статья 13. Государственный надзор за соблюдением технических регламентов

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется Комитетом по стандартизации, метрологии и серти­фикации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными респуб­ликанскими органами государственного управления, уполномоченны­ми на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее - органы государственного надзора).

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора (далее - государственные инспек­торы).

Государственные инспекторы имеют право:

свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежа­щих проверке;

получать от юридических лиц или индивидуальных предпринима­телей документы и сведения, необходимые для осуществления госу­дарственного надзора;

привлекать по согласованию с юридическими лицами или индиви­дуальными предпринимателями их технические средства и специали­стов для осуществления государственного надзора;

проводить в установленном порядке отбор проб и образцов про­дукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производст ва (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуально­го предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринима­телям обязательные для выполнения предписания об устранении на­рушений требований технических регламентов, а также причин, вы­звавших эти нарушения;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринима­телям предписания о запрете передачи продукции, выполнения про­цессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реали­зации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требова­ниям технических регламентов;

применять в установленном порядке другие меры воздействия, пре­дусмотренные актами законодательства.

Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертифика­ции при Совете Министров Республики Беларусь является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Бе­ларусь по надзору за соблюдением технических регламентов.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по над­зору за соблюдением технических регламентов наряду с правами, предусмотренными частью третьей настоящей статьи, имеет право:

запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (ис­пользования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических рег­ламентов;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринима­телям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

запрещать юридическим лицам или индивидуальным предприни­мателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным ин­спекторам в ее проведении.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по над­зору за соблюдением технических регламентов и государственные инспекторы имеют право осуществлять иные полномочия, предусмот­ренные законодательством Республики Беларусь.

Государственные инспекторы при исполнении служебных обязан­ностей являются представителями власти и находятся под зашитой

Государственные инспекторы несут установленную законодатель­ством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполне­ние возложенных на них обязанностей.

Статья 14. Финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации

Источниками финансирования работ по техническому нормирова­нию и стандартизации являются средства республиканского и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.

За счет средств республиканского бюджета финансируются расхо­ды на:

разработку технических регламентов и взаимосвязанных с ними го­сударственных стандартов;

подготовку и опубликование официальной информации об утвер­жденных технических регламентах, технических кодексах и государст­венных стандартах;

уплату взносов международным и межгосударственным (регио­нальным) организациям по стандартизации;

создание и ведение Национального фонда технических норматив­ных правовых актов в области технического нормирования и стандар­тизации;

осуществление государственного надзора за соблюдением техни­ческих регламентов;

иные работы по техническому нормированию и стандартизации, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 3

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯ К НИМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Статья 15. Виды технических нормативных правовых актов

К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:

технические регламенты;

технические кодексы;

стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты ор­ганизаций;

технические условия.

 

Статья 16. Требования к техническим регламентам

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окру­жающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в за­блуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначе­ния, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Разработка технических регламентов осуществляется республи­канскими органами государственного управления в пределах предос­тавленных им полномочий.

Технический регламент должен содержать обязательные для со­блюдения технические требования, связанные с безопасностью про­дукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (ис­пользования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или ока­зания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

В техническом регламенте могут содержаться:

правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

правила маркировки объектов технического нормирования, под­тверждающей соответствие их техническому регламенту;

требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в со­ответствующий технический регламент.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударст­венные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие доку­менты, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

национальной безопасности;

защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

охраны окружающей среды, рационального использования природ­ных ресурсов и энергосбережения;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопас­ности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опуб­ликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандар­тизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Респуб­лики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанав­ливаться технические требования, обоснование необходимости раз­работки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, за исключением проектов технических регла­ментов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секре­там. Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

О завершении рассмотрения проекта технического регламента долж­но быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Со дня опубликования уведомления окончатель­ная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомле­ния, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.

Порядок установления и снятия ограничений на распространение содержащихся в технических регламентах сведений, отнесенных к го­сударственным секретам, определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года "О государственных сек­ретах" (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1995 г., № 3, ст.5; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №8,2/921).

Статья 17. Применение технических регламентов

Технический регламент применяется одинаковым образом и в рав­ной мере независимо от страны и (или) места происхождения продук­ции.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нор­мирования и стандартизации.

Сроки введения в действие технических регламентов устанавли­ваются с учетом времени, необходимого для осуществления меро­приятий по обеспечению соблюдения требований технических регла­ментов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением слу­чаев, предусмотренных частью второй статьи 7 настоящего Закона.

Технический регламент не может быть введен в действие, если от­сутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техниче­скими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническим регламентам в части требова­ний к процессам производства, хранения и перевозки продукции, осу­ществляемым на территории Республики Беларусь.

 

 

Статья 18. Требования к техническим кодексам

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требо­ваний технических регламентов, повышения качества процессов раз­работки (проектирования), производства, эксплуатации (использова­ния), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Требования технических кодексов к процессам разработки (проек­тирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.

Технические кодексы вводятся в действие после их государствен­ной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования ин­формации об их государственной регистрации.

Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвер­дившим.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.