Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уверенной поступью 1 страница




 

Быстро пробежали детство и юность нашего хоккея. Скорее других возмужала команда московских армейцев. Она уже к концу первого десятилетия обрела свое лицо, свой атакующий стиль игры, выработала ритм учебно‑тренировочного процесса, научилась на ходу заменять выпадающие звенья, нашла величину ежегодного ускорения темпа своей жизни. Сложился боевой, дружный, работоспособный коллектив.

Именно эти качества позволяют команде ЦСКА много лет подряд оставаться лидером советского хоккея.

Однако нельзя думать, что дорога к пьедесталу почета легка и безоблачна. Ведь чтобы быть первым, необходимо искать все время что‑то новое, работать много, упорно, без устали. Кроме того, на пути армейских хоккеистов постоянно вставали и ныне встают достойные соперники. Были моменты, когда армейцев подводили расчеты, и тогда им поспешно пророчили закат. Но команда не теряла уверенности в своих силах, делала необходимые поправки и вновь занимала место правофлангового.

Уровень мастерства и результативность игры команды не снижались и тогда, когда резко обновлялся ее со став, когда на место признанных, закаленных хоккейных бойцов, больших мастеров вставали молодые, необстрелянные спортсмены.

Не сбивало команду с победной орбиты и то обстоятельство, что почти каждый сезон менялись условия и порядок розыгрыша чемпионата страны, что армейским спортсменам приходилось нести основной груз товарищеских и официальных международных состязаний.

Победы ЦСКА стали как бы обычным, закономерным явлением. Любители хоккея уже и не представляли себе иного исхода первенства страны. С этим положением, казалось, смирились и участники чемпионатов. Некоторые даже в шутку говорили, что они разыгрывают не первенство, а борются лишь за второе место, так как первое захвачено армейцами Москвы в единоличное бессрочное владение. И все же, несмотря на это, каждая команда стремилась сыграть с хоккеистами ЦСКА на пределе своих возможностей, во что бы то ни стало одолеть прославленного чемпиона. Правда, после такой игры соперникам армейцев, как правило, требуется много времени, чтобы прийти в себя, восстановить свои силы. Что ж поделаешь… Ради высокой спортивной чести истинные атлеты идут и на большие жертвы…

Особенно сильно команда ЦСК МО выступила в десятом, юбилейном, чемпионате СССР. Тогда она установила феноменальный рекорд, который уже невозможно превзойти – его можно только повторить. На всей дистанции чемпионата коллектив не потерял ни одного очка: 28 игр – 28 побед! Замечательным было и соотношение шайб – 207:29.

Медали чемпионов Советского Союза получили майор Е. Бабич, капитан В. Шувалов, лейтенанты В. Елизаров, А. Комаров, Н. Пучков, Н. Сологубов, Д. Уколов, младшие лейтенанты Ю. Копылов, Ю. Пантюхов, Г. Сидоренков, А. Черепанов, сержанты Ю. Баулин, К. Локтев, М. Рыжов, служащие Советской Армии В. Александров, Г. Мкртычан, И. Трегубов.

 

 

Десятилетний юбилей нашего хоккея был отмечен еще одним приятным событием. Сборная команда СССР, впервые участвуя в зимних Олимпийских играх, не только завоевала золото Олимпиады, но и после годичного перерыва вернула себе мировую корону.

Олимпийское крещение советских хоккеистов было блестящим, они выиграли все матчи турнира с заметным преимуществом: у американцев – 4:0, у шведов – 4:1, у чехословаков – 7:4, у канадцев – 2:0.

Решающий вклад в эту победу внесли хоккеисты ЦСК МО. В Кортина д'Ампеццо их было опять десять человек – оба вратаря: Н. Пучков и Г. Мкртычан, две пары защитников: Н. Сологубов – И. Трегубов и Д. Уколов – Г. Сидоренков и четыре форварда: В. Бобров, В. Шувалов, Е. Бабич, Ю. Пантюхов. Армейцы, как и два года назад, принесли в сборную высокую сыгранность и армейскую дисциплину, дух творчества и дружбы. Весьма заметную роль в достижении успеха сыграли армейские защитники, главным образом Н. Сологубов и И. Трегубов. Они не раз ставили неразрешимые задачи перед форвардами сильнейших команд мира, срывали острые атаки соперника, организовывали решительные и неотразимые контратаки наших спортсменов. Их мужество, отточенная техника, четкое взаимодействие в обороне и атаке неоднократно вызывали восторг у итальянских зрителей. За высокое мастерство и большую активность Николай Сологубов был признан лучшим защитником турнира. Но если бы жюри определяло места и всем остальным игрокам чемпионата, то среди защитников вслед за Н. Сологубовым, несомненно, были бы названы его коллеги И. Трегубов, Г. Сидоренков и Д. Уколов.

В последующем команда Центрального спортивного клуба Министерства обороны установила новый рекорд. Она четыре года подряд (1958–1961) была чемпионом СССР. Позже армейцы повторяли это достижение дважды (1963–1966 годы и 1970–1973 годы).

Семнадцатое первенство страны принесло армейцам очередной выдающийся успех: они стали десятикратными чемпионами Советского Союза. Десять из семнадцати – большой спортивный подвиг. Такого еще в нашем спорте не было. Правда, осенью того же 1963 года футболисты столичного «Динамо» также завоевали высокое почетное звание десятикратных чемпионов страны, но им это удалось сделать в общей сложности за двадцать пять спортивных сезонов.

Не один раз команда ЦСКА вопрос о чемпионском звании решала задолго до окончания первенства страны. Особенно бурно первую половину дистанции она прошла в тринадцатом и восемнадцатом чемпионатах. В 1964 году армейцы пересекли финишную прямую, когда до финальной сирены оставалось еще семь туров.

Команде ЦСКА принадлежит много других достижений. Она впереди по числу выигранных чемпионатов и одержанных побед над своими конкурентами, по количеству заброшенных шайб и проведенных официальных встреч. Она же обладает и самым редкостным, самым важным рекордом, который порождает все ее замечательные успехи, все ее блистательные победы. ЦСКА непрерывно дает советскому спорту высококвалифицированных атлетов, настоящих волшебников ледяных площадок.

 

 

Плеяда одаренных спортсменов появилась в команде в середине 50‑х годов. Это были хоккеисты уже иного типа. То, к чему игроки старшего поколения, скажем, В. Никаноров, А. Виноградов, Е. Бабич, В. Шувалов пришли интуитивно, было для них естественными, неотъемлемыми элементами игры. Для защитников – умение применять силовые приемы и атаковать ворота соперников; для нападающих – играть без шайбы, поражать цель из любого положения, успевать при необходимости откатываться назад и активно действовать на оборонительных рубежах; для вратарей – руководить всей системой обороны, перехватывать не только нижние, но и верхние шайбы, уметь действовать на выходах.

Игра этих спортсменов отличалась более совершенной техникой. Они умели строго выполнять установки тренеров, активно импровизировать в ходе матча, создавать новые увлекательные комбинации, словом, делать игру более красивой и азартной.

Наиболее ярким представителем этого созвездия игроков был, пожалуй, Николай Сологубов. Он являлся эталоном лучшего хоккеиста второй половины 50‑х – начала 60‑х годов.

В хоккей с шайбой Н. Сологубов начал играть, можно сказать, далеко не в юношеском возрасте. Однако богатырское здоровье, неимоверный спортивный азарт, солдатская закалка, поддержка коллектива позволили ему целых полтора десятилетия выступать в основном составе сильнейшей хоккейной команды страны. В ЦСКА Николай не только вырос от новичка до выдающегося хоккеиста, но и своим талантом, опытом внес много ценного в игру защитников, в развитие хоккея в целом.

Он одним из первых поднял «бунт» против сложившегося в то время представления о роли защитников. Николай считал неправильным, что защитники занимались лишь разрушительными действиями, были своего рода «пожарными», призванными гасить атаки противника. Его натура требовала активности и в наступлении. Да и уровень мастерства позволял ему без ущерба для обороны своих ворот включаться в атаки. Научившись мастерски отбирать шайбу, овладев искусством обводки, сильного и точного броска, он, так же как и его коллеги Дмитрий Уколов, Генрих Сидоренков, Иван Трегубов, с каждым годом все чаще и смелей завязывал контратаки, врывался в зону соперника. И нередко после его метких бросков за чужими воротами вспыхивала красная лампочка.

Такие действия Сологубова и его товарищей к середине 50‑х годов заставили внести существенные коррективы в стиль всей игры, породили идею о принципиально новой, творчески оригинальной, высокоманевренной хоккейной тактике, выраженной формулой «пятеро – в атаке, пятеро – в обороне».

Что было характерным для стиля игры Сологубова? Отобрав шайбу, он мгновенно отрывался от противника и, оставляя его за спиной, точным пасом или хитрой обводкой создавал партнерам наивыгоднейшие возможности для атаки и взятия ворот. В чемпионатах страны и мира с его подач наши форварды забросили не один десяток шайб. Да и сам он и с дальних и с ближних позиций многократно сильным ударом посылал шайбу в ворота соперников.

 

 

Частые глубокие рейды Сологубова по хоккейному полю вызывались, конечно, не тщеславным желанием сорвать аплодисменты зрителей. Нет, он инициативно подключался в атаку, устремлялся на штурм ворот только ради интересов команды. И благодаря таким активным действиям хоккей становился все более увлекательным, насыщенным острой спортивной борьбой. Разумеется, Сологубов вырывался вперед лишь при определенных условиях, когда его рейды из тыла не грозили безопасности собственных ворот, когда партнеры надежно его подстраховывали, а сам он чувствовал, что этот взрыв атаки поддерживается всей пятеркой. Умел Сологубов в таких случаях и сохранять необходимый «запас прочности», проявлять поистине спортивный характер. Зрители, например, Никогда не видели, чтобы Николай останавливался в позе обиженного, если сопернику удавалось отобрать у него шайбу.

Николая Сологубова считают одним из родоначальников силовых приемов в советском хоккее. И это действительно так. Еще когда наши спортсмены и тренеры, впервые узнав от приезжавших в Москву хоккеистов Чехословакии о силовой борьбе, думали и вели споры, следует ли нам перенимать такую манеру игры, не превратит ли это наш исключительно скоростной и маневренный хоккей, вызывающий эстетическое наслаждение, в грубый и жестокий бой, а если и перенимать, то в какой «дозе» и с чего начать; Николай решил испробовать все это на практике. На одной из тренировок, спасая ворота от верного гола, он неожиданно выставленным бедром «перевел» прорвавшегося нападающего в горизонтальное положение и сорвал атаку противника. Его первой «жертвой» оказался Анатолий Тарасов, который в то время одновременно был и игроком и тренером команды.

Сологубов бросился на помощь пострадавшему тренеру.

– Простите, не рассчитал, – начал было он оправдываться.

Но Тарасов быстро поднялся и крепко обнял удивленного хоккеиста.

– Колюша, дорогой, вот так и надо нам всем играть!

Новый технический прием был тут же взят на вооружение. Было это сравнительно давно – в 1949 году. С тех пор у нас серьезно усовершенствовалась техника силовой борьбы. В дальнейшем и Николай, конечно, рациональнее и эффективнее применял ее в своей игре. Он очень часто пользовался силовыми приемами при отборе шайбы. И что характерно, его никто никогда не мог упрекнуть в грубой игре. Применяя такой способ «обезвреживания» атаки, Сологубов не наносил ударов сопернику, не «бросал» и не припечатывал его к борту, а как‑то по‑спортивному «бережно» и «предупредительно» относился к нему. Николай одинаково мастерски пользовался всеми формами силовых приемов. Но чаще всего он применял «подсадку»: она получалась у него очень здорово, можно сказать, классически. Н. Сологубов как бы подседал под игрока – и тот сразу же оказывался у него на спине, нередко даже «в подвешенном» состоянии.

– Ох и здорово ты подхватил меня сегодня, – нередко и, конечно, всегда беззлобно говорили в перерывах или после встречи Николаю «крестники».

– Что ж, ты сам виноват, – обычно отвечал, добродушно улыбаясь, Н. Сологубов. – Я ж по‑хорошему просил у тебя шайбу, а ты решил жадничать. – И еще шире улыбаясь и дружески похлопывая собеседника по плечу, добавлял: – Ну, ничего, может быть, в следующий раз «несговорчивее» будешь…

Эффективность силовых приемов достигалась Н. Сологубовым тем, что он применял их неожиданно для противника и выполнял расчетливо, быстро, решительно, вступал в единоборство не расслабленным, а по‑спортивному строго собранным. Однако силовые приемы, столкновения вызывают усталость, а нередко причиняют боль, и не только противоборствующему спортсмену, но и самому автору этих приемов. Но Н. Сологубов никогда не показывал, что ему тяжело, больно. Он, бывало, только сильнее стиснет зубы и еще мужественнее продолжает бороться за шайбу. Такой уж он бесстрашный и терпеливый, мужественный и старательный спортсмен. Жизнь научила его стойко преодолевать трудности и лишения солдатской судьбы, неудачи и срывы с крутого пути спортивного счастья.

Когда началась Великая Отечественная война, Коля Сологубов был еще очень юным и его, естественно, не брали в армию. Но он всеми правдами и неправдами добился своего: его направили на фронт. Чуть‑чуть застенчивый и щупленький паренек сравнительно быстро прижился в семье отважных и неунывающих, сильных, по‑мужски грубоватых бойцов разведроты. Кому во время войны приходилось близко сталкиваться с войсковыми разведчиками, тот знает, чего стоит завоевать доверие и любовь этих постоянно живущих бок о бок с опасностью людей. Нелегко, конечно, пришлось и Коле, но он сумел стать равноправным членом этого боевого, исключительно дружного коллектива.

Рейды в тыл врага, томительные и полные неизвестности засады, охота за «языком», которые постоянно требовали неимоверного напряжения духовных и физических сил, большой выдержки и выносливости, особой осторожности и внимательности, хитрости, а подчас даже безрассудной храбрости и дерзости, закалили характер молодого воина и так обогатили его житейским опытом, что он и теперь, когда бывает трудно, нередко пользуется своим фронтовым багажом.

Николай четырежды был ранен и четырежды возвращался в строй. Он не пал духом и не поддался болезни, когда был ранен в обе ноги, когда над ним сгущались сумерки сомнений: а сможет ли он снова нормально ходить? При поддержке своих боевых товарищей, с помощью врачей, делая день за днем все новые и новые мучительно болезненные упражнения, настойчиво изгоняя из молодого организма хворь, он не только научился ходить легкой походкой, но и стал впоследствии выдающимся и необыкновенно выносливым спортсменом.

Не сломил Николая и тот злосчастный, нелепый случай, когда ему во время напряженной игры с командой ВВС в 1951 году пробили тонкую кишку. Эта тяжелейшая травма на год выключила Сологубова из спорта, заставила многое начинать сначала, но она не вырвала его из рядов хоккеистов, не украла у него решительность и отвагу.

И уж если Николай так стойко перенес все эти невзгоды, то стоит ли удивляться его мужественному и выдержанному поведению на хоккейном поле?

– Побеждает тот, кто меньше себя бережет, у кого нервы крепче, – часто говорит Н. Сологубов. – Слабонервные и трусливые у нас не в почете. Ведь стоит немного переволноваться, расслабиться на секунду – и пиши пропал…

Сам Николай обладает на редкость волевым и уравновешенным характером. Его не выведешь из терпения какой‑нибудь мелочью. И в играх он всегда действовал смело. Но даже в самой азартной борьбе за шайбу не терял самообладания, всегда неизменно оставался уравновешенным.

Эти замечательные качества Николай, как капитан команды, старательно прививал тем спортсменам, которые еще не в меру были горячи, задиристы. Своей выдержкой он быстро охлаждал ненужный накал страстей, возникавший в жарких схватках. Личный пример капитана команды, его действия благоприятно влияли на судьбу матча.

Сам Николай умел вести игру в высоком темпе с первой до последней минуты, играть грамотно, смело, надежно. И оттого, должно быть, все считали для себя большим счастьем выходить с ним на лед в одной смене. Когда Сологубов находился на хоккейном поле, нападающие смело могли идти вперед, не боясь за свой тыл.

Николай на протяжении всего матча не ослаблял внимания к действиям противника и к игре своих партнеров, он не терял из виду ни одной игровой ситуации. О таких спортсменах обычно говорят: они хорошо видят поле. Но Сологубов не просто видел поле, а как‑то интуитивно предвидел дальнейший ход встречи, разгадывал замысел соперника и своими действиями разрушал задуманный им план, навязывал ему свою волю.

Вспоминается один эпизод. Наша команда на Олимпийском турнире в Кортина д'Ампеццо играла с хоккеистами США. Борьба была напряженной. Долгое время ни одной из сторон не удавалось даже близко подойти к чужим воротам. В таких случаях игроки обычно прибегают к пробросу шайбы к лицевому борту. И вот очередная шайба вброшена в нашу зону. К пей устремился Н. Сологубов. Но один из нападающих команды США, горизонтально держа клюшку в обеих руках на уровне плеч, быстро двигался прямо на нашего защитника.

«Что делать? – промелькнуло в голове Николая. – Уступить, уклониться? Нет, это стыдно! Поднять клюшку и ввязаться в драку – недостойно!» И Сологубов смело пошел на сближение с противником, ловко присел и перебросил американца через свою могучую спину. Тот рухнул на лед и уже не на коньках, а на спине продолжал свой путь. А Николай, словно пружина, моментально выпрямился и как ни в чем не бывало подхватил шайбу и ринулся в контратаку. Американец же, пытавшийся взять на испуг советского спортсмена, долго отсиживался на скамье запасных, а затем, уже в третьем периоде, когда тренер сборной США предложил ему выйти на лед, испуганно спросил: «А Сологубов там?» Получив утвердительный ответ, он махнул рукой и… остался на скамье. На льду он появился только после того, как увидел, что в нашей команде произошла замена.

Сологубова отличали высокий уровень разносторонней физической подготовки, строгое соблюдение им спортивного режима. В этом прежде всего и кроется секрет его неповторимого спортивного искусства, его большого долголетия на льду. До сорока лет боевито и напористо, надежно и по‑юношески азартно он выступал на всесоюзных чемпионатах, входил в состав сборной команды СССР. Такого большого спортивного стажа у нас не имел ни один хоккеист.

Специалисты утверждают, что лучшего, чем Сологубов, защитника не было в любительском хоккее. Он девять раз награжден золотыми медалями чемпиона Советского Союза. Ему присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Спортивные успехи Николая отмечены тремя правительственными наградами. Высоко оценено мастерство Сологубова и международной спортивной общественностью. Трижды на мировых чемпионатах его признавали сильнейшим защитником.

Самым лестным образом о Сологубове отзываются многие зарубежные хоккеисты, тренеры и журналисты.

– Мне много раз приходилось встречаться с Николаем Сологубовым, – сказал, например, после одного из матчей с командой СССР известный нападающий сборной Швеции Свен Юханссон (Тумба), – и всегда я восхищаюсь его мужеством, самоотверженностью, смелостью. Несомненно, это хоккеист высшего класса.

Канадские журналисты включили Сологубова в список десяти сильнейших хоккеистов мира (считая и профессионалов) за всю историю хоккея.

О Николае как о спортсмене, о его прекрасной игре немало сказано и написано, на его примере воспитано много отличных хоккеистов. У него и сейчас есть чему поучиться. В Сологубове замечательно сочетается солдатское мужество и спортивное мастерство.

На смену поколению Николая Сологубова пришла новая когорта талантливых ледовых бойцов, которые продолжают прочно удерживать ЦСКА на золотой строке турнирных таблиц.

К сожалению, победы армейских хоккеистов не всем приходятся по душе. Некоторые спортивные работники, журналисты, болельщики любят свергать кумиров, им нужна частая смена чемпионов. По мнению этих людей, спорт хорош лишь тогда, когда он полон сюрпризов, неожиданных побед новичков и тяжелых провалов признанных лидеров. Но с этим едва ли можно согласиться. Ведь если в спортивных коллективах по‑серьезному ведется учебно‑тренировочная и политико‑воспитательная работа, то там, как правило, выступления спортсменов, будь то хоккеисты или легкоатлеты, отличаются высокой стабильностью.

Красоту любому виду спорта, в том числе и хоккею, придает, конечно, не калейдоскопичность в смене победителей, а непрерывно растущий уровень мастерства, постоянное повышение спортивных показателей, бескомпромиссная борьба одинаково сильных, непрерывно прогрессирующих соперников.

 

Спор со «Спартаком»

 

В сезоне 1961/62 года вырвалась вперед команда московского «Спартака». Под руководством старшего тренера А. Новокрещенова она шагнула через пять ступенек прямо в чемпионы и с тех пор (за исключением 1971 года, когда завоевала Кубок СССР, и 1974 года) находится в призовой тройке. Она прочно укрепилась на правом фланге нашего хоккея, весомо заявила о своих претензиях на лидерство, завязала упорный и длительный спор с ЦСКА за звание чемпионов. И последнее десятилетие жизнь армейцев, по существу, проходит под знаком спортивной борьбы с этой командой.

«Спартак» последних лет – это замечательная, дружная команда. Она показывает мощную и результативную игру, счастливо сочетает в себе вдохновение и мастерство. Спартаковцы отличаются неплохой общефизической подготовкой, быстротой бега на коньках, способностью хорошо ориентироваться в игре, быстро выполнять технические приемы, создавать и выдерживать высокий темп матча. У них непреклонный спортивный характер. Хоккеисты московского «Спартака» умеют бороться до конца, не терять веру в победу в сложных ситуациях, отыгрываться, проводить матчи на большом подъеме, показывать красивую, темпераментную, техничную игру. Они большие мастера «ближнего боя», быстро и точно разыгрывают шайбу в зоне соперника, в последних сезонах действуют широко и остро, умело используют среднюю зону для развития атак. «Мы прекрасно знаем, – говорил один из ветеранов ЦСКА В. Александров, – что со „Спартаком“ играть очень трудно, что нельзя быть уверенным в победе, если даже выигрываешь в три шайбы».

 

 

В «Спартаке» сложился боевой, обладающий достаточно высоким мастерством коллектив. Там выросли замечательные хоккейные бойцы – братья Борис и Евгений Майоровы, В. Старшинов, В. Зингер, В. Блинов, а позже В. Ярославцев, Е. Зимин, А. Якушев, Е. Поладьев, В. Шадрин, А. Мартынюк и другие способные спортсмены.

Скачок «Спартака» вверх по турнирной таблице многие специалисты связывали с рождением так называемой молодежной, или, как ее именовали позже, старшиновской тройки. В этом, безусловно, есть немалая доля истины. Звено братья Майоровы – Старшинов не рядовое, такие тройки рождаются не каждый год, и бывают они не во всех командах. Это легендарное звено. Старшиновская тройка не один год определяла лицо команды, характер ее игры, она брала на себя львиную долю игровой нагрузки: шла впереди при наступлении, вела оборону в самые трудные минуты. В. Старшинов со своими партнерами поражали и радовали веселым задором, неудержимым оптимизмом. Их огня хватало на всю команду. Они, как неиссякаемый аккумулятор, питали своей энергией весь коллектив, увлекали всех игроков команды жаждой победы. И молодежь старалась подражать им, смело поднималась в атаку, решительно сокрушала соперников, стойко и самоотверженно защищала свои рубежи.

Безграничная любовь к хоккею заставляла их целиком отдаваться игре, играть безудержно, забывая обо всем на свете. И чем напряженнее, труднее была борьба, тем вдохновеннее действовали спартаковские лидеры. А если они были в приподнятом настроении, то для них не было ничего невозможного, неодолимого, не существовало никаких преград. Они умели выйти из самого трудного положения, отыгрывались, когда казалось, что уже все решено, забивали голы даже когда шайба «не лезла». А знаменитая хоккейная карусель – кто ее мог закрутить причудливее старшиновской тройки?

Старшиновская тройка появилась как бы в противовес армейскому звену А. Альметова. Она стала поводом для оживленных дискуссий. Болельщики не уставали сравнивать и сопоставлять эти тройки, выяснять, какая же из них удачнее сыграла бы с бобровским звеном. Отголоски этой полемики иногда можно услышать и сейчас. Правда, истина от этого не проявляется. Да ее и не может быть в таком схоластическом, беспредметном споре. Слишком уж своеобразны и непохожи эти мини‑коллективы. В разных условиях они складывались, имели неодинаковое окружение и играли в различных ключах. Каждый из них по‑своему самобытен и хорош. А всякое великое, как и красивое, в том и состоит, что оно неповторимо. Да и возможно ли повторить такую тройку, какой было в ЦСКА альметовское звено, возможно ли скопировать такое искусство, какое показывали К. Локтев, А. Альметов, В. Александров?

Это была действительно великая тройка и не зря ее называли гроссмейстерской, а игроков – академиками. Она вписала золотые страницы в историю Центрального спортивного клуба Армии, в историю советского, да и мирового хоккея.

Матчи против ЦСКА всегда заставляют тренеров всех команд много думать, искать лучшие тактические варианты. Особенно много причиняла им неприятностей, вынуждала нервничать альметовская тройка. Не так‑то просто было обезвредить ее. Одни бросали против «академиков» свои сильнейшие звенья, другие организовывали персональную опеку или возводили «бетон» на синей линии, третьи стягивали все свои силы к «пятачку» и все же сдержать первую тройку армейцев редко и мало кому удавалось.

Трио лихих форвардов, едва ступив на лед, включало предельные скорости и, подобно урагану, обрушивалось на противника. Перед атаками этой тройки очень трудно было устоять даже самым искушенным игрокам. Она мастерски меняла свою тактику в ходе игры: то действовала широко по всему полю, то применяла кинжальные прорывы; в одних случаях брала ворота соперников приступом, в других – завершала атаку неожиданным и сильным броском издалека; не удавалось пройти по левому борту – рвала оборону соперника на правом фланге; трудно пробиться к «пятачку» – обстреливала ворота с других позиций. Однако, как бы молниеносно и неожиданно не перемещались нападающие, взаимодействие между ними всегда сохранялось надежно, комбинации их отличались безукоризненной точностью. Иной раз даже казалось, что они многое делают не глядя и лишь какое‑то случайное счастье помогает им держать шайбу. Но это так только казалось. На самом деле игроки ни на миг не теряли своих партнеров. Они как бы вторым зрением держали на прицеле друг друга. Поэтому‑то так безошибочно и летела у них шайба на клюшку партнера и после головокружительных проходов К. Локтева, и после передач из‑за спины В. Александрова, и после «слепых» пасов А. Альметова.

Один мой товарищ – большой поклонник команды ЦСКА – в день открытия восемнадцатого чемпионата, восхищаясь изумительной игрой первой тройки (она тогда забросила динамовцам 8 шайб из 10), сказал:

– Нет, это похлеще мушкетеров! Знаешь, они действуют как один организм с шестью ногами и тремя парами рук; это своего рода Кукрыниксы.

И действительно, у В. Александрова, А. Альметова и К. Локтева было полное взаимопонимание, а сыгранность доведена до совершенства. Как бы ни складывался матч, эта тройка никогда не распадалась на отдельных игроков: она постоянно действовала как одно целое, монолитное звено и своей безукоризненной игрой дарила немало приятных минут зрителям.

– О нашем звене, – говорит по этому поводу ветеран тройки К. Локтев, – журналисты нередко писали, что мы думаем одинаково. Конечно, одинаково мы не думали – слишком разные мы люди. Но синхронность в игре возникала у нас потому, что каждый думал, как максимально «облегчить жизнь» партнеру. Возьмем, например, такой эпизод. Я у борта с шайбой. Борюсь с защитниками. Времени оценить обстановку, выбрать один из многочисленных вариантов – в обрез. Но я вижу: открылся Альметов. И мне уже больше думать не надо. Я знаю, что он все взвесил, выбрал наилучший вариант, и мне остается только отдать ему шайбу. Отдам – и атака продолжается.

Кому доводилось присутствовать на матчах с их участием, тот, конечно, видел: они так легко завязывали и разыгрывали остроумные комбинации, как будто им никто не мешал. Каждый из них держался вроде какой‑то определенной, только ему понятной линии, но в то же время даже неопытным глазом было видно, что он всю свою волю и усилия при этом подчинял общей цели. А их игровые комбинации, насыщенные богатством выдумки, поистине изумительны, красоту их трудно передать словами. Каждая из них по‑своему изящна, своеобразна, не похожа на другую, имеет свой собственный сюжет. Однако при всем разнообразии они все пронизаны одной общей темой. И эту тему, тему силы, мужества, отличного взаимопонимания чувствовал любой, ибо тройка ЦСКА показывала то высокое мастерство, тонкости которого понятны каждому и которое никого не оставляло безучастным. Когда спортсмены находились на поле, каждый зритель невольно становился участником игры.

Популярность этой тройки держалась не только на том, что она мастерски разыгрывала красивые, острые комбинации, что игроки отлично понимали друг друга и могли запутать сетями своих ходов любого соперника. Она производила фурор главным образом своим умением красиво и метко забрасывать шайбы. И в этом смысле ее авторитет рос в прямой пропорции с числом забитых голов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.