КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взрыв энергии
В четверг утром, как обычно, шло совещание в министерстве. Министр заглянул в сводки, отложил в сторону бумаги, задорно сказал: – Это интересно! Что за взрыв энергии? Что скажете, товарищи? – Разрешите, Георгий Петрович? Из– за стола поднялся пожилой инспектор. – Пожалуйста, Василий Иванович. – Успеваемость в средних и даже старших классах неожиданно повысилась на восемнадцать процентов, – доложил инспектор. Присутствующие оживились. – Конкретные данные свидетельствуют, – продолжал инспектор, просматривая свои записи, – что процент четверочников и пятерочников возрос не только по математике, литературе, физике, но и по таким предметам, как прилежание, черчение и физкультура… – И по пению! – прервал его инспектор по младшим классам. – Да. И по музыке, и по рисованию, – подтвердил Василий Иванович. Мимолетные улыбки участников совещания свидетельствовали, что опытный инспектор и его молодой коллега зарылись в сводках и цифрах, поверили приподнято-весенним рапортам школ и даже самого гороно – городского отдела народного образования, не перепроверили данные перед тем, как докладывать. Где это видано, чтобы ребята весной были прилежными, чтобы они пели хором, возились с красками и подтягивались на перекладине, когда каждый зеленый куст манит на улицу. Василий Иванович сразу уловил ироничное настроение. Тем более что со своего председательского места министр бросил реплику: мол, прилежание дело индивидуальное, а потому достаточно сложное для обобщения. Инспектор был начеку, во всеоружии. Он вытащил из кармана пачку мятых листов и огласил некоторые личные свидетельства учеников: – «Мы, девочки-хорошистки, дружно решили стать отличницами…» «… Всем классом болеть за одного…» «… Теперь К доске мы бежим бегом…» «… А я решила догнать Электроника не только в учебе, но и в спорте». Прочтя эти строки, Василий Иванович оглядел сидящих за столом и опустился на свое место. – Позвольте, у меня тоже полно таких записочек! – проговорила заведующая гороно, роясь в объемистом портфеле. – Это не записочки, уважаемая Ольга Сергеевна, а мысли вслух, – парировал инспектор. За столом происходило нечто странное: участники совещания доставали из карманов, папок и портфелей листки с корявыми буквами и прилежными ученическими строками, передавали их министру. – Что это еще за Электроник? – иронично спросил заместитель министра, вернувшийся только что из отпуска. – Насколько я помню себя с детства, никто в школе не относился серьезно к музыке, рисованию да и физкультуре. Одни лишь одиночки… – Представьте, что сейчас все не так! – парировал инспектор. – Особенно в спорте. Министр быстро просмотрел листки из школьных тетрадей, и глаза его сощурились. – Как вы это оцениваете, Василий Иванович? – спросил он инспектора. – Как метод Электроника! – высказался с места инспектор средних классов, наблюдая энергичные кивки инспектора младших классов. – Ребята называют именно его как пример для подражания. Кое– кто приготовился записывать. – Еще один метод? – вмешался в разговор заместитель министра, которому вкратце пояснили про Электроника. – На моей памяти были самые разные опыты… Может, хватит, товарищи? Георгий Петрович встал с председательского места, обошел Т-образный стол заседания, остановился за спиной заместителя. – Вы правы, Серафим Васильевич, – произнес он. - Делать эксперимент бесконтрольным мы не имеем права. Но и проходить мимо того нового, что подсказывает жизнь, мы не можем… Опять авторучки потянулись к блокнотам и застыли. Министр молчал, отыскивая глазами нужного человека. – Гель Иванович, какими еще новыми, а точнее говоря, человеческими свойствами обладает ваш Электроник? Только сейчас многие узнали знаменитого Громова – авторитетного специалиста в современной педагогической науке. Был он высок, осанист, спокоен. Но когда министр представил его собранию, Громов по-мальчишески покраснел, фальцетом ответил: – Откровенно говоря, более никакими!… Пока никакими, – поправился профессор. – Что же тут изучать… -пробормотал негромко заместитель министра, но его услышали все. – Должен вас разочаровать, товарищи, – продолжал спокойно Громов. – Процент успеваемости может упасть, когда ребята забудут об Электронике и перестанут ему подражать. Да он и создан не как киногерой, он решает другую важную задачу… – Какую? – спросили сразу несколько голосов. – Простите, может, это звучит слишком общо или, с житейской точки зрения, чуть наивно. – Громов оглядел присутствующих. – Но для науки чрезвычайно важно. Робот стремится стать человеком. Настоящим человеком во всех его проявлениях. Проще говоря, он учится у ребят, а ребята – у него. С минуту в зале стояла тишина: каждый осмысливал такую простую, доступную для любого из них, такую близкую и одновременно далекую для робота цель. – А мы разве собрались здесь ради отметок? – спросил присутствующих Георгий Петрович. – Надеюсь, никто так не думает? Серафим Васильевич, – обратился он к заму, – скажи, пожалуйста: ты знаешь, что значит – настоящий человек? – Вроде бы знаю… -Заместитель министра пожал плечами. Участники совещания обменивались короткими репликами: что дальше, к чему ведет министр? А тот сел во главе стола, постучал авторучкой по дереву крышки и метнул лукавый взгляд в сторону Громова. – А я, представьте, так до конца и не знаю!…-Министр неожиданно улыбнулся. – И хотел бы уточнить для себя это важное определение. Все с удивлением уставились на него. А он нажал на кнопку звонка, вызвал секретаршу, спросил: – Товарищи, кто будет пить чай?…-И, увидев, как все обрадовались, сказал: – Зиночка, чаю всем! Когда принесли чай, Георгий Петрович уже по-деловому, по-министерски продолжил: – Итак, прошу высказываться: что значит, по-вашему, быть человеком? Они шагали по дворам – Электроник и Сыроежкин, и теперь, в ярком солнечном свете, друзей узнавали все встречные. Пестрый шлейф болельщиков тянулся за ними. «Вот они!» – слышались восклицания. «Кто?» – «Как кто? Проснись! Элек и Серега!…» – «Живые?» – «Настоящие!…» – «А это – неужели Рэсси?…» – «А какой еще пес так запросто летает?!» Трусивший впереди черный терьер то и дело подскакивал на месте, распускал крылья, взмывал над крышами, высматривая что-то свое, вызывая восторг ребят. По пути Сергей и Элек пожали множество рук, дали десятки автографов, обменялись на ходу мнениями о фантастике, спорте, учебе, получили приглашение в гости, на школьные вечера и клубные спектакли. Какой-то шальной Валерка долго кружил возле них на велосипеде и заявлял, что он поборет своего соперника Калабашкина. Несколько владельцев собак присоединились к процессии, но вынуждены были отстать из-за страшного шума и возбуждения своих питомцев. А один малыш долго путался под ногами Электроника, пытаясь произнести для него необычную, почти нескончаемую фразу: «Я стал дис-цип-ли-ни-ро-ван-ным…» Никто не понимал, что ищут знаменитости на спортивных площадках, почему Электроник так внимательно вглядывается в лица именно девчонок, почти гипнотизируя некоторых из них. Все решили, что это новая таинственная игра. Никто не знал, что они не могут найти девочку с несмеющимися глазами, ту самую, которую пока не обнаружил Рэсси. Девчонки, на которых обращал внимание Электроник, улыбались, смеялись, что-то кричали, махали в ответ, и не было среди них человека с несмеющимися глазами. Элек стал уже сомневаться: может, такая девочка и не существует?… Но подписи под письмом были настоящие, отсутствовал только обратный адрес. Пусть человек без улыбки – один во всем мире, один среди всего человечества, – все равно он нуждается в помощи. Элек и Сергей обошли добрый десяток площадок, несколько стадионов. У всех девчонок были живые, ясные, улыбчивые глаза. Друзья решили было возвратиться в школу, где их ждал Таратар, но тут их внимание привлекло одно дорожное происшествие. Возле сквера на обочине лежал перевернутый мотоцикл с коляской. Руль был странно изогнут. Собралась небольшая группа любопытных. Приехали машина «скорой помощи» и милицейский наряд. Выяснилось, что мотоциклист, внезапно вылетев из-за поворота, налетел на школьницу и, резко повернув руль, врезался в ствол дерева. Так утверждали несколько человек. Однако странность истории заключалась в том, что ни пострадавшей, ни виновника аварии на месте не оказалось. Свидетели были растеряны, ничего толком объяснить не могли. – Вот он! – Электроник показал на могучий старый тополь. Среди яркой зелени метрах в пяти от земли, в развилке двух стволов, застряло что-то похожее на бесформенный мешок. Два милиционера направились к тополю. Элек уже взбирался по толстому шершавому стволу, цепляясь за ветви. Он высвободил мотоциклиста в белом шлеме из западни и без труда усадил на толстый сук, прислонив спиной к стволу. Мотоциклист с закрытыми глазами вяло бормотал: «Не хочу…» – Что с ним? – крикнул врач «скорой». – Он спит, – сказал Элек. Милиционеры переглянулись – мол, дело ясное: только нетрезвый мог после такого акробатического прыжка уснуть на дереве. – Скажи ему: пусть спускается! – грозно крикнул один из милиционеров. – Он не может, – объяснил сверху мальчик. Милиционеры тихо переговаривались, явно не торопясь лезть на дерево для установления личности нарушителя. «Скорая» подрулила под тополь, и врач с санитаром взобрались на крышу машины. – Элек, мы в школу опаздываем! – крикнул Сергей. Мальчик на дереве обхватил свободной рукой мотоциклиста под мышки, осторожно передал его в руки медиков, спрыгнул на землю. Парня в шлеме осторожно уложили на носилки. Только сейчас он стал приходить в себя. – Где пострадавшая? – спросил милиционер. – Какая пострадавшая? – слабым голосом произнес лежавший на носилках. – Ну, девочка… Школьница- Мотоциклист приподнял голову, вспоминая, что с ним случилось, и отрывисто забормотал: – Это она… на меня… налетела и… сшибла! Он вытянулся на носилках. – Где она? Парень лишь поморщился в ответ. Все удивились странным словам мотоциклиста. – Где девочка? – продолжал милиционер. – Я видел! – заявил старичок с батоном в авоське. – Она убежала! Точно… Вон туда. – Он указал на аллею. – Очень быстро убежала. Внезапная догадка озарила Электроника. – Как она была одета? – спросил он старика. – Во всем синем, – живо отозвался пенсионер. – В спортивном, что ли? – Это она, – прошептал Элек Сергею и подозвал пса, на которого в суматохе никто не обращал внимания: – Рэсси, ко мне! (Тот был уже рядом.) След, Рэсси! Пес покружил вокруг дерева и, взяв след, помчался по скверу. А мальчишки исчезли из толпы. Последний в этом учебном году урок Таратара оказался для восьмого "Б" самым трудным. Предстояло решить важный вопрос: кем быть дальше? Программистами или монтажниками? С девятого класса ученики математической школы делились, как известно, на две разные, хотя и родственные специальности. Программисты носили белые халаты и управляли «мозгом» и «душою» электронно-вычислительных машин: они учились разрабатывать и вводить в машины различные программы. Монтажники в синих халатах имели дело, как они говорили, «с железками», а на самом деле пытались разобраться в очень сложных и тонких схемах микроэлектроники. Естественно, что любой добросовестный программист мог сам найти поломку в машине, а монтажник – составить программу сложной задачи. Однако в специализации имелся свой смысл: после школы перед каждым были тысячи дорог и каждый мог выбрать одну из них. Сначала восьмой "Б" единодушно выразил желание пойти в программисты. Как же иначе! Кто открыл Электроника? Кто воспитал его? Кто из него сделал почти что человека? Только они – выдумщики, теоретики новых изобретений! Таратар смотрел на своих восьмиклассников и радовался. За годы учения все они буквально у него на глазах превратились из беспомощных младенцев в самостоятельных граждан. Пожалуй, даже чересчур самостоятельных… Он помнил прекрасно рубежи, которые они пережили: как они выходили на нетвердых ногах к доске и писали мелом загадочные для них знаки и символы; как, фыркая и подскакивая, сражались на переменках, неся перед собой невидимые копье и щит; как ораторствовали, гордо откинув взъерошенные головы и выпятив подвижные кадыки на длинных шеях; яростно спорили друг с другом, используя в качестве самого веского аргумента тяжеленный портфель. Его ребята за несколько лет, проведенных в стенах школы, пережили почти всю сознательную историю человечества, и некоторые скучные эпохи прессовались подчас в считанные часы, а наиболее увлекательные растягивались на месяцы и годы. Теперь они – восьмиклассники. Превосходнейшая стадия человеческого возраста для осознания своего места в мире! – Так не пойдет! – бодро произнес Таратар, и класс удивленно уставился на него. – Неужели здесь все теоретики? – чуть насмешливо продолжал учитель математики. – Кто-нибудь должен захотеть трудиться не одной головой, а и руками! Они, его питомцы, смотрели на учителя с некоторой долей насмешки в глазах. Неужели он сомневается в их способностях? – А что? – спросил кто-то, и вопрос прозвучал как вызов. Таратар принял вызов, очки его воинственно сверкнули. – Сейчас проверим, все ли способны задать машине точный вопрос. Электроник, приготовиться к ответам на вопросы. Итак, Корольков. Классный Профессор был, конечно, начеку. – Элек, скажи, будут ли созданы машины, которые превзойдут все способности человека? – Если человек окажется менее способным, чем машина, – спокойно сказал Элек, – то это будет поражением человека. Машина в данном предполагаемом случае невиновна. – Один -ноль в пользу Электроника, – резюмировал учитель. – Разовьем тезис Электроника. Слово имеет Виктор Смирнов. Виктор неторопливо поднялся с места, оглядел внимательно Электроника, словно выискивая в нем слабое место. – Превзойдет ли робот человека в обучении? – спросил он. – Это может случиться, – ответил Элек, – если человек сам перестанет учиться. Машине, между прочим, обучаться труднее, чем человеку, – добавил он. – Кукушкина… -продолжал учитель. Кукушкина легкомысленно тряхнула тугими, подвижными, как плеть наездника, косичками. – А что, если отказаться вовсе от машин? – выпалила она и застыла с открытым ртом. В классе раздался глухой ропот. Электроник покачал головой, поднял руку. – Это невозможно, Кукушкина, – бесстрастно констатировал он. – Историю, как известно, вспять не повернешь. – Кукушку с поля! – крикнул басом Гусев, стукнув кулаком-дынькой по парте. – Удалить из игры! Наверняка разгорелась бы привычная сцена словесной классной потасовки. Но встал с места Сергей Сыроежкин, громко объявил: – Запишите меня в монтажники, Николай Семенович! – Тебя? – удивленно переспросил Таратар. – Да, меня. – Хорошо, Сережа. «Сергей… в монтажники… Почему?» Над партами повис вопрос. Почему? Сергей не стал объяснять, что он увидел в тот момент удивительный город – подводный или космический город с цехами бесшумных автоматов, город с заманчиво убегающими вдаль светлыми улицами. Что добывали в том городе – океаническую руду, редкой чистоты кристаллы или новую энергию, – мальчик не знал, но предчувствовал, что это город его будущего; он ясно различил мелькнувшие среди подводных зданий силуэты его жителей. Всего несколько мгновений прожил он в фантастическом городе и поверил в него. Почему? Вслух он ответил на вопрос так: – Хочу быть, как и Элек, рабочим. Я читал в книгах, что робот -значит рабочий. Это на самом деле так. Разве Элек не работяга? Он с улыбкой взглянул на друга, сел на место, и все в душе согласились с Серегой. Вслед за Сыроежкиным попросился в рабочие Макар Гусев. И еще десять восьмиклассников записались в монтажники. – С Элеком не пропадем! – радостно объявил Макар, ощущая себя полноправным представителем новой бригады. Таратар поздравил восьмиклассников с переходом в девятый класс. – А вы, Николай Семенович, в какой пойдете осенью? – спросил кто-то. – В пятьдесят девятый, – ответил учитель и, увидев улыбки на лицах, подтвердил: – Доживете до моего возраста и тоже станете пятидесятидевятиклассниками. А потом шестидесяти… Так-то вот! … Элек вошел в комнату Сергея. Он мельком взглянул на заваленный письмами стол и направился на балкон. Рэсси едва слышно, но настойчиво вызывал его. С высоты балкона Электроник увидел то, что он давно ожидал. На зеленой лужайке замер на задних лапах большой черный пес, а вокруг него кружила танцующим шагом девочка в синем спортивном костюме. Рэсси приветствовал хозяина коротким, очень выразительным гавканьем. Девочка подняла голову. – Элек, ты? – Я! – Иди, мы ждем. Он бросился по лестнице вниз, пытаясь вычислить, что значат для его будущего эти простые и такие странные слова.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |