КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От теории к практике
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Столь любимый сладкий вкус пище придают сахара. Сахара – это растворимые углеводы. В зависимости от химической структуры их делят на несколько групп. Самые простые и элементарные по строению – моносахариды: глюкоза, фруктоза, галактоза. Чуть посложнее – дисахариды: лактоза, мальтоза и знаменитая сахароза (тот самый сахар – песок или рафинад). Есть еще и так называемые полисахариды (клетчатка, крахмал, гликоген), но они уже относятся к группе сложных углеводов и собственно сахарами (сладостями) не являются. Каким бы сложным строением ни обладал поглощаемый человеком углевод, в результате малого или большого количества химических реакций он превратится в моносахарид, как правило, в глюкозу. Глюкоза – главный источник энергии. Любой энергии – и для скелетных мышц, и для сердца, и для мозга. Понятно, что чем проще углевод, тем доступнее энергия, понятно также, что любой дисахарид превратится в два моносахарида: мальтоза в две глюкозы, сахароза – в глюкозу и фруктозу, лактоза – в глюкозу и галактозу. Сладость сахаров различна, и если сладость самой известной и привычной для нас сахарозы принять за единицу, то можно получить следующие цифры: фруктоза – 1,74, глюкоза – 0,74, лактоза – 0,16. Самый принципиальный момент: главная функция углеводов вообще и сахаров в частности – обеспечение человеческого организма энергией. Около 60 % всей вырабатываемой энергии связано именно с обменом углеводов. Функция главная, но не единственная. Углеводы накапливаются в организме в виде гликогена, входят в состав всех без исключения органов и тканей, без них невозможен синтез ни ферментов, ни гормонов. Понятно, что к сложным процессам "органостроительства", т. е. к выполнению так называемой пластической функции, сахара не имеют никакого отношения. Их роль совершенно другая – важная, но, по большому счету, примитивная – обеспечение энергией, и все. Не так уж и мало…
Умные химические термины и теоретические рассуждения касательно важности углеводов в питании в корне, на первый взгляд, противоречат многочисленным рассуждениям о вредности сладкого. Нужна дитю энергия? Еще как! Так что, получается, можно конфеты? Получается, можно, но… Если ребенок съел картофель, или хлеб из цельной муки, или овсянку, то организм получил достаточное количество сложных углеводов (в виде крахмала, клетчатки, пектина), и эти углеводы рано или поздно превратятся в моносахариды и станут источником энергии. Но кроме углеводов дитя получило и витамины группы В, и аскорбиновую кислоту, и еще много необходимого – кальций, фосфор, железо и т. д. Да, потребность в энергии легко удовлетворить, заменив тарелку овсянки десятком карамелек. Но как быть со всем остальным? Похоже, овсянка полезнее. И еще один принципиальный момент. Повторим фразу из предыдущего абзаца: "Углеводы рано или поздно превратятся в моносахариды". Насколько это важно – рано или поздно? Полисахариды, например крахмал, превращаются в глюкозу постепенно, но относительно быстро (речь идет о часах). Образующаяся глюкоза постепенно всасывается из кишечника, а поджелудочная железа вырабатывает умеренное количество инсулина, который, собственно говоря, и регулирует дальнейший обмен глюкозы. Дисахариды (все та же сахароза, например) превращаются в глюкозу и поступают в кровь намного быстрее (речь идет о минутах). В этой ситуации поджелудочная железа работает совершенно иначе, ибо в короткое время должна выработать значительное количество инсулина. Неудивительно, что употребление сахара существенно повышает нагрузку на поджелудочную железу. Опять получается, что овсянка полезнее.
ЕСТЬ ИЛИ НЕ ЕСТЬ?
Можно ли полностью исключить сахара из питания? Теоретически нельзя хотя бы потому, что грудному ребенку больше половины всей энергии поставляет лактоза молока, да и практически никак не получится. Ибо во всех злаках, овощах, фруктах и ягодах есть глюкоза и фруктоза, а в молочных продуктах – лактоза. Но поставим вопрос иначе: можно ли не включать в питание ребенка сахара дополнительно? Т. е. не добавлять сознательно доступную и сладкую сахарозу в продукты питания. Не есть и не пить сладости, забыть про мороженое, конфеты, торты, пирожные, варенье, шоколад и про многое другое… Ответ однозначный: можно. А нужно ли?
ТРИ ИСТОЧНИКА…
Касательно значения сладостей в жизни человека вообще и ребенка в частности, можно выделить три главных аспекта: Сладости – это: 1. источник проблем со здоровьем; 2. источник легкоусваиваемой энергии; 3. источник удовольствия. Рассмотрим все это по порядку.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |