Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точки зрения




С непсихологической

Феномен НЛО

 

Как уже было сказано в начале настоящей работы, наша задача состояла прежде всего в трактовке явления НЛО с точки зрения психологической феноменологии. Для подо­бного подхода у нас было достаточно оснований; стоит хотя бы вспомнить распространяемые молвой противоречивые и «невозможные» утверждения вокруг данной проблемы. Эти утверждения, естественно, вполне заслуживают критики, скептицизма и даже явного неприятия. Мы с пониманием и даже симпатией относимся к тем, кто отказывается ви­деть в слухах о НЛО что-либо, кроме всеобщего помутне­ния рассудка и полагает, что единственная польза от этих слухов может заключаться в той реакции противодействия со стороны разума, которую они неизбежно породят. Конечно, читатель вправе удовлетвориться предложенным нами психологическим способом объяснения и принять как должное, что сознательное или бессознательное воображе­ние, при поддержке прямых выдумок и лжи, играет реша­ющую роль в формировании соответствующих слухов. Казалось бы, после этого проблему вполне можно считать закрытой.

Тем не менее нам представляется, что, поступая таким образом, мы рискуем недооценить ситуацию, складываю­щуюся в наши дни. К сожалению, в силу множества при­чин мы не имеем права позволить себе отделаться от про­блемы столь простым способом. Неопровержимая, основан­ная на многочисленных наблюдениях информация свиде­тельствует, что НЛО можно не только видеть, но и регистрировать на экране радара, и даже (хотя и изредка) фотографировать. Я основываюсь на сводных сообщениях Раппелта и Кэйхоу, которыми вовсе не следует пренебре­гать, а также на том факте, что профессор астрофизики Мендель, несмотря на все свои усилия, не смог дать раци­онального объяснения ни одному из должным образом за­свидетельствованных сообщений. Таким образом, речь здесь может идти лишь о разрешении следующей дилеммы: вызвано ли эхо радара проекциями, зародившимися в че­ловеческой психике, или наоборот, появление реальных тел порождает проекции мифологического порядка.

Заметим, что даже если НЛО физически реальны, соответ­ствующие психические проекции не создаются ими в пря­мом смысле этого слова, а лишь возбуждаются и провоци­руются: ведь утверждения мифического порядка, часто свя­зываемые с НЛО, были известны во все эпохи. Единственное различие состоит в том, что до эпохи наблюдений за НЛО никому не приходило в голову сближать мифический аспект явления с аспектом, касающимся каких-то загадочных не­бесных тел.

Все, что связано с мифотворчеством, с проявлениями ми­фологического, основывается прежде всего на уникальных в своем роде структурах глубинного слоя человеческой психи­ки, то есть на коллективном бессознательном; последнее всегда, во все времена порождало проекции. Проекции бы­вают разные; далеко не все они выглядят как округлые не­бесные тела. Но проекции округлостей, сопровождаемые об­щепсихологическим контекстом в виде занимающих нас здесь слухов, являются одним из наиболее специфичных, ха­рактерных проявлений нашей эпохи. В свое время представ­ление о медиаторе (посреднике), о Боге, ставшем человеком, приобрело доминирующее значение и вытеснило на задний план общепринятое прежде многобожие; но ныне и это пред­ставление постепенно улетучивается из сознания людей. Многие миллионы так называемых христиан утратили веру в реального, живого медиатора, а истинно верующие христи­ане пытаются придать своей вере правдоподобие и привлека­тельность в глазах первобытных народов — тогда как обра­щение усилий на пользу белому человеку было бы несрав­ненно более плодотворным, важным и необходимым. Но ведь говорить и действовать «сверху вниз» — это такое необременительное и в то же время трогательное занятие; говорить и действовать в противоположном направлении куда слож­нее. Слово Святого Павла было обращено к народам Афин и Рима. Что же делает Альберт Швейцер в Ламбарене 1? Такие люди, как он, значительно нужнее в Европе.

Христианин не станет подвергать сомнению важность веры в медиатора-Спасителя. Христианин также не станет отри­цать серьезность последствий, связанных с потерей этой ве­ры. Могущественное представление о божественном медиа­торе соответствует глубокой потребности человеческой души, и эта потребность отнюдь не исчезает после того, как ее вы­ражение утратило былую силу. Куда девается энергия, до сих пор питавшая это представление, поддерживавшая в нем жизнь, обеспечившая ему возможность укреплять души? Со­знание нашей эпохи расколото в результате политического, социального, философского и религиозного антагонизма, ко­торый ныне достиг небывалых масштабов. Перед лицом та­кого беспрецедентного противостояния непременно должна появиться потребность в спасителе. Но безнадежные призы­вы к медиатору не пользуются популярностью, ибо они ир­рациональны и противоречат научному мышлению. В эпоху статистики мало кто верит в подобные вещи. Вот почему про­истекающая из глубочайшей тревоги потребность в медиато­ре может быть выражена в лучшем случае лишь вполголоса. Кроме того, в отличие от первых христиан, ныне едва ли кто-либо добровольно признается в собственном пессимизме, ибо героический идеал современного американизированного ми-hа заключается в энергичности, оптимизме и неизменной улыбке (keep smiling). Даже небольшой дозы пессимизма за­частую оказывается достаточно, чтобы заподозрить ее носи­теля в разрушительных, пагубных намерениях; тем не менее, как нам представляется, лишь определенная мера разумного пессимизма способна заставить человека задуматься о собст­венном существе. Даже при самом поверхностном, торопли­вом, жизнерадостном и шумном образе жизни в глубине че­ловеческой души неизбежно развивается и укрепляется по­требность в медиаторе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.