Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразование воспринимаемой энергии




 

Во взаимодействии с партнерами проявляются энергетические особенности эмоционального стереотипа поведения. Он выполняет роль посредника при отражении информационно‑энергетических воздействий. Схема такая: на нас воздействуют внешние и внутренние факторы (энергии разного вида) – к их оценке подключается интеллект и определяет степень значимости – параллельно начинает действовать эмоциональный стереотип, обусловленный нашей природной энергетикой, обменом веществ, темпераментом, состоянием физического и психического здоровья.

 

► С участием эмоционального стереотипа происходит перераспределение и преобразование энергии внутренних и внешних воздействий.

 

Часть преобразованной энергии способствует порождению каких‑либо новых внутренних состояний, например, потребностей, настроения, мыслей, а часть проявляется во внешних актах – эмоционально окрашенных действиях, отношениях, высказываниях.

Мы испытываем влияние обстоятельств, слов и поступков людей, переживаем комфорт или дискомфорт, приподнятость духа или физическую усталость, потребности, проявления интеллекта, и всякий раз на пути значимых внешних и внутренних воздействий, обладающих энергией, возникает эмоциональный стереотип поведения.

Тут происходит удивительное: на нас действуют положительные, нейтральные или отрицательные энергии, а эмоциональный стереотип способен либо сохранить, либо изменить их знак. Словно срабатывает некая формула (логика, принцип) преобразования внешних и внутренних воздействий в тот или иной энергетический режим, очевидно, наиболее отвечающий природе индивида. Приведем примеры.

Мелкие жизненные неприятности одни воспринимают чаще всего с юмором, другие не обращают на них внимание, а третьи драматизируют. В первом случае эмоциональный стереотип, ведомый интеллектом, а значит и ценностями, потребностями, интересами личности, трансформирует неприятности в положительную энергию, во втором случае – в нейтральную, в третьем – в отрицательную.

Поработав за письменным столом и почувствовав усталость, один потирает ладони и говорит: «Пора встряхнуться». Начинает двигаться, меняет вид деятельности, общается с окружающими – усталость дала положительный импульс. Другой обычно ложится на диван, чтобы поспать или предаться приятным ощущениям – энергия усталости нейтрализует активность. Третий в свойственной ему манере чаще всего выражает дискомфорт, недоволен, раздражен и лучше его не трогать – усталость породила негативный настрой.

В последующих примерах можно также увидеть преобразующую роль эмоционального стереотипа и понять, когда на поведенческом уровне проявляется положительная, нейтральная или отрицательная энергия.

Один индивид, если ему наносят обиду, склонен реагировать шуткой, другой обычно теряется, не знает, что сказать, и проглатывает обиду, а третий наливается злостью и рано или поздно отомстит за себя, во всяком случае, не удержится от ответного выпада.

Один подросток, когда влюбляется, чувствует прилив сил, пытается обратить на себя внимание предмета увлечения, записки пишет; другой под влиянием энергии эмоций, сопровождающих влюбленность, становится робким, проводит время в фантазиях и теряет дар речи, оказываясь в обществе возлюбленной; третий влюбленный, пока своего не добьется, зол и раздражителен.

Один ученик, почувствовав усталость в середине урока, начинает приставать к соседям и мешать учителю репликами; другой в таком состоянии легко отвлекается, погружается в свои мысли; третий с нетерпением ждет звонка, нервно посматривает на часы и недоволен тем, что педагог обращается к нему с вопросом. Один человек, получив зарплату, обрадован и ощущает необходимость тут же ее потратить, другой тщательно планирует, когда и что на нее приобрести, а третий в получении денег находит очередной повод посетовать на материальные трудности.

 

Примеров множество, но вывод один:

 

► У каждого человека есть доминирующая формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, нейтральную или отрицательную энергию состояний и поведенческих актов.

 

Мы различаем четыре основные формулы преобразования энергий, обусловливающих устойчивые стереотипы эмоционального поведения, – «эйфорическая активность вовне», «рефрактерная активность вовнутрь», «дисфорическая активность вовне», «пассивное реагирование». Возможны также их сочетания, однако, как правило, та или иная формула преобладает.

 

«Эйфорическая активность вовне»

 

В соответствии с этой формулой энергетика воздействий (положительных, нейтральных или негативных) преобразуется, как правило, в позитивные психические состояния и поступки индивида, направленные на дело, на окружающих. Обладатель такой формулы с юмором относится к мелким неприятностям, переключается на другой вид деятельности, когда устает от умственных занятий; влюбившись, активно добивается своего; получив зарплату, тут же готов ее потратить; в ответ обидчику парирует шуткой и т. д.

 

«Рефрактерная активность вовнутрь»

 

Рефрактерность – это состояние торможения активности, наступающее после возбуждения. Энергетический прилив (положительный, нейтральный или отрицательный по характеру влияния) обычно обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его поведение или некоторые психические проявления. Энергия воздействий остается во внутреннем контуре и либо постепенно в нем гасится, либо пробуждает мощную внутреннюю психическую активность. В соответствии с этой формулой человек зацикливается на мелочах жизни, пассивно отдыхает после умственного утомления, теряет дар речи в обществе любимого существа и грезит о встречах, вместо того, чтобы назначить свидание, долго планирует свои денежные расходы, сдерживает и копит обиду и т. п.

 

«Дисфорическая активность вовне»

 

Согласно этой формуле энергетические приливы (негативные, нейтральные или позитивные) закономерно выливаются в негативные поведенческие акты и психические состояния, направленные на окружающую среду. Носитель этой формулы драматизирует житейские мелочи; утомившись, становится раздраженным и неприветливым, мстит обидчику; влюбившись, сгоняет зло на близких. Дисфоричность может проявляться в том, что многие положительные стимулы вызывают у индивида отрицательные реакции: хороший совет их раздражает, дружеское участие приводит в негодование, комплимент вызывает протест. В аномальных случаях первично положительные переживания имеют тенденцию переходить в отрицательную эмоцию, например, аутичный ребенок может плакать, любуясь природой, слушая музыку.

 

«Пассивное реагирование»

 

Для человека характерно сдержанное отношение к положительным, негативным и тем более к нейтральным стимулам. Чаще всего он эмоционально как бы «выключается» из ситуации взаимодействия – почти безучастен, все воспринимает спокойно, не проявляя ярких эмоций. Существует много эпитетов в адрес людей, обладающих такой формулой преобразования энергий: «все – до лампочки», «непробиваемый», «дофенист» (все до фени), «толстокожий».

Механизм реагирования на внешние и внутренние воздействия имеет свою особенность: интеллект не наделяет ситуацию особым личностнозначимым смыслом и потому не приводит в действие эмоции; в свою очередь, эмоциональный стереотип поведения отличается некоторой ригидностью, сниженной восприимчивостью.

В зависимости от обстоятельств и интеллектуальной оценки воздействий у индивида может срабатывать та или иная формула переработки энергий, но, повторяем, у каждого из нас есть доминирующая формула, наиболее соответствующая нашей природе.

С возрастом, вероятнее всего, может произойти смена доминирующей формулы. Это естественно, поскольку трансформируются взгляды на жизнь, отношение к действительности, а главное – иначе функционирует нейрогуморальная система, соответственно изменяется стереотипия эмоционального поведения.

Нетрудно заметить, что формулы преобразования энергий имеют разную ценность в коммуникативном плане: «эйфорическая активность вовне» ассоциируется у партнеров с приемлемыми личностными качествами и вызывает положительные ответные реакции, «пассивное реагирование» делает партнера неопределенным, загадочным, что обычно настораживает окружающих, «дисфорическая активность вовне», естественно, неприятна в общении. Свойственная индивиду формула, преобразующая энергетику внешних и внутренних воздействий, существенно определяет профиль личности.

Вот каким представляется человек, для которого характерна «эйфорическая активность вовне»:

• образ жизни – созидательная конструктивная активность, поиски новых впечатлений, взвешенная рисковость;

• сфера общения – партнерство, дружеское взаимодействие, стремление к коллективным формам деятельности, лидерство, достигаемое за счет отдачи опыта и знаний, проявления инициативы, готовности оказать помощь и поддержку партнерам;

• сфера интеллекта – созидательные идеи, предложения, решения, инициатива в хороших делах, устремленность мыслей в будущее, рационализм, то есть склонность все обосновывать, конкретизировать, планировать и на этой основе достигать удовлетворенности, внутренней гармонии;

• сфера эмоций – открытость положительных эмоций, нескрываемый оптимизм, умение радоваться, веселиться, способность во многих вещах видеть приятное, находить удовольствие, немотивированная отходчивость, когда неприятные впечатления развеиваются быстро и сами собой, трудности, неприятные стороны жизни стимулируют отдачу и активность;

• сфера чувств – свободное проявление положительных чувств (вера в лучшее, дружбу, любовь к делу, родине, уважение к людям и т. п.), конструктивность чувств, их способность укреплять отношения с партнерами (сострадание, доверчивость, дружелюбие), безусловная любовь к ближнему, то есть принятие его таким, каков он есть, радость по поводу того, что он рядом, стремление быть с ним при любых обстоятельствах;

• моральная сфера – свободное отношение к нравственности, точнее гибкость в применении нравственных критериев (не отсутствие таковых), отсюда готовность прощать, быть снисходительным к себе и к другим.

 

Иначе смотрится в своих проявлениях личность, у которой формула «рефрактерной активности вовнутрь»:

• образ жизни – ритуальный, размеренный, когда многое делается по раз и навсегда заведенной схеме, по привычке, человек ведет себя несколько отстраненно от среды и даже пассивен, он осторожен в своих поступках и принимаемых решениях, для него не характерно по собственной инициативе резко менять обстоятельства существования и порядок вещей;

• сфера общения – избирательность контактов, знакомств, партнеров, склонность к интроверсии, предпочитает подчиненные роли и не стремится к лидерству, любит проводить время в одиночестве без какого бы то ни было вызова окружающим – такова натура. Это синглы (от английского – одиночки), люди, лучше чувствующие себя в одиночестве. Они запрограммированы уединенно жить, терять друзей, разводиться и т. п.;

• интеллектуальная сфера – привычка заниматься «интеллектуальной жвачкой». Получая энергию извне, индивид начинает «гонять» ее внутри себя: фантазировать, размышлять об увиденном, прочитанном, услышанном, изобретать, экспериментировать, предпочитает телевизор, настольные и компьютерные игры. У некоторых носителей данной формулы интеллект редко проявляется в области инициатив, но чаще сосредоточен на настоящем, им свойственны иррациональность, склонность к оккультизму, бездоказательной вере в потусторонние силы;

• сфера эмоций – «жвачка эмоций» в форме застревания на аффективных состояниях, ипохондрии (сосредоточение на своем недомогании или болезнях), мнительности, размышлениях о мрачном, мотивированная отходчивость, позволяющая себя убедить или поддаться воздействию окружающих, забыть обиду, простить зло, успокоиться;

• сфера чувств – «жвачка чувств» в виде тревожности, фрустрации, депрессии, упаднических настроений, закрытость чувств (недоверчивость, подозрительность, нежелание показать свои переживания и отношение к происходящему или партнерам), условная любовь к ближнему, когда человек позволяет себе проявлять очарование, восхищение или заботу в адрес только тех, кто нравится, не доставляет хлопот, не беспокоит своими привычками, характером или состоянием здоровья;

• моральная сфера – «моральная жвачка» в форме мук совести, ухода в веру, фанатичности, проповедничества.

 

Типичные черты личности, у которой преобладает «дисфорическая активность вовне».

• образ жизни – деструктивная активность, то есть стремление разрушать, бунтовать, сопротивляться или в более мягкой форме – желание многое менять к худшему и менее совершенному, сопротивляемость полезным устоям, оправданному порядку, авантюризм как форма проявления натуры;

• сфера общения – склонность организовывать группировки, примыкать к противоборствующим особам, оппозиционность, враждебная активность, выражающаяся в постоянном желании возражать, атаковать, наносить ущерб другой личности, демонстративное противопоставление себя окружающим либо в форме активных выступлений и заявлений, либо в форме подчеркнутой и даже вызывающей самоизоляции, например, человек не присоединяется к большинству, держится особняком, сидит в аудитории подальше от всех и т. п.;

• интеллектуальная сфера – деструктивный интеллект, которому свойственны «взрывающие» идеи, крайние точки зрения, отрицательные решения, тупиковые ходы, инициатива в плохих делах, сознание обращено в основном в прошлое и в нем индивид черпает идеи, аргументы, впечатления, с тем, чтобы противопоставить их настоящему, доминирует скепсис, утрирование трудностей, неадекватное усложнение обстоятельств;

• сфера эмоций – открытость негативных переживаний, когда человек легко и по любому поводу готов проявить пессимизм, выказать недовольство, огорчение, разочарование, презрение, негодование, при этом негативные эмоции захватывают человека надолго, поэтому он злопамятен и мстителен;

• сфера чувств – беспрепятственное проявление негативных и деструктивных чувств (злости, ненависти, зависти, агрессивности, враждебности), в отношениях к близким доминирует злоба и неприятие;

• моральная сфера – обычно это безнравственный тип, который либо откровенно циничен, либо прячется за красивые слова о чувстве долга, порядочности, уважительном отношении к людям (очевидно, самообман в целях избегания внутреннего дискомфорта).

 

Итак, мы познакомились с преобразующей функцией эмоционального стереотипа и убедились в том, что она отчетливо характеризует личность. Можно также утверждать, что свойственная индивиду формула преобразования энергетических воздействий – важнейшее звено в интерпретации повседневной реальности. Что и как человек воспринимает в себе и вокруг себя, какие аспекты бытия отражает главным образом – светлые, серые или мрачные, какими личностными смыслами их наделяет – позитивными, нейтральными или негативными – все зависит от формулы преобразования воздействий.

 

► Свойственная индивиду формула преобразования энергии воздействий в иные состояния и поведенческие акты определяет его мироощущение.

 

Именно от того, какому типу реагирования подчинен индивид – эйфорическому, рефрактерному, дисфорическому или пассивному, – прежде всего, зависит, будет он оптимистом или пессимистом, доброжелательным или зловредным, сговорчивым или несговорчивым, доверчивым или недоверчивым, общительным или замкнутым, бодрым или вялым. Если же эмоционально окрашенные личностные качества отчетливо не выражены, это означает, что поведением индивида управляют разные конкурирующие формулы. Впрочем, вы сами сможете убедиться в том, как эмоции распоряжаются вами.

Предлагаемый ниже опросник позволит заглянуть в энергетическую лабораторию собственных эмоций. Выбирайте подходящий вариант ответа – а, б, в или г.

Будьте искренни, постарайтесь выявить свою природу как она есть.

 

Ваша доминирующая формула преобразования энергии воздействия:

 

1. Когда я усталый прихожу домой с работы, то:

а) принимаюсь за какое‑нибудь дело, в результате усталость проходит;

б) усталость остается, но я стараюсь ее не показывать;

в) усталость плохо сказывается на общении с домашними;

г) становлюсь безучастным ко всему, «выключаюсь».

 

2. Жизнь показывает, что я склонен:

а) относиться ко всему в основном оптимистично;

б) воспринимать все преимущественно настороженно;

в) относиться ко всему в основном пессимистично;

г) воспринимать все спокойно, в нейтральных тонах.

 

3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего:

а) у меня улучшается настроение, и это повышает активность;

б) мое настроение ухудшается, и я замыкаюсь в себе, ищу уединения;

в) мое настроение в той или иной мере ухудшается, и это снижает активность;

г) мне хочется расслабиться, отложить дела, отдохнуть.

 

4. Если бы в порядке развлечения мне предложили пройти тест на определение уровня интеллекта, то я:

а) охотно согласился бы;

б) хорошенько подумал бы, прежде чем принять решение;

в) однозначно отказался бы;

г) поступил бы в зависимости от настроения.

 

5. При появлении на работе нового коллеги я обычно:

а) легко и быстро вступаю в дружеский контакт;

б) сначала присматриваюсь, проявляю осторожность, а потом решаю, как строить отношения с новичком;

в) опасаюсь: не повредит ли это сложившимся в коллективе отношениям;

г) никак не реагирую, не вдаюсь в ситуацию.

 

6. Когда бывает радостно на душе, то обычно:

а) мне хочется, чтобы это состояние передалось тем, кто меня окружает;

б) хочется, чтобы этого никто не заметил;

в) хочется, чтобы это не увидели завистники, недоброжелатели;

г) я не задумываюсь – видят ли это окружающие и как они это воспринимают.

 

7. Очередное трудное обстоятельство в жизни я чаще всего (обычно) воспринимаю:

а) с готовностью успешно преодолеть;

б) с некоторой тревогой, беспокойством;

в) с чувством досады или раздражения (сколько же можно терпеть?);

г) спокойно, без каких‑либо эмоций.

 

8. Написать письмо на телевидение меня, вероятнее всего, могла бы побудить:

а) передача, которая очень понравилась;

б) передача, которая содержала вопрос, требующий ответа;

в) передача, которая вызвала неудовлетворение;

г) никакая передача не побудит меня написать на телевидение.

 

9. Когда возникают нежные чувства к близким, я обычно:

а) показываю их открыто, горячо;

б) переживаю глубоко в себе;

в) становлюсь зажатым, строгим;

г) веду себя спокойно, ровно.

 

10. Необходимость принимать ответственные решения в личной жизни обычно:

а) мобилизует меня;

б) вызывает растерянность, ставит в тупик;

в) огорчает или расстраивает меня;

г) не вызывает особых эмоций.

 

11. В моей жизни бывает больше таких случайностей:

а) счастливых;

б) застающих врасплох, неожиданных, перед которыми теряешься;

в) неприятных;

г) не оставляющих каких‑либо заметных чувств.

 

12. Когда представители противоположного пола говорят мне комплименты, я обычно:

а) не скрываю своего удовольствия;

б) смущаюсь, чувствую неловкость;

в) сомневаюсь в их искренности;

г) остаюсь равнодушным, безучастным.

 

13. Если мое деловое предложение (соображение) будет отвергнуто руководителем, то я, скорее всего:

а) сделаю новое предложение или внесу исправления в прежнее;

б буду переживать в себе случившееся, ничего не предпринимая;

в) выскажу свое недовольство;

г) спокойно отнесусь к этому.

 

14. В отношениях с людьми я в большей степени:

а) очень доверчивый;

б) осмотрительный, осторожный;

в) очень недоверчивый;

г) веду себя по обстоятельствам.

 

15. На юмор и шутки в основном реагирую так:

а) открыто смеюсь, радуюсь;

б) долго осмысляю, взвешиваю;

в) отношусь критично;

г) воспринимаю сдержанно.

 

16. Если кто‑то из членов семьи опять делает не то или не так, то чаще всего я:

а) беру сам и переделываю;

б) начинаю ворчать, брюзжать;

в) делаю выговор;

г) ничего не говорю и ничего не делаю.

 

17. Жизнь чаще:

а) радует;

б) заставляет думать или переживать;

в) огорчает или разочаровывает;

г) не вызывает определенных эмоций.

 

18. Анекдоты я:

а) люблю слушать и рассказывать;

б) слушаю, но сам редко рассказываю;

в) стараюсь не слушать и не рассказывать;

г) воспринимаю без особого чувства или избирательно.

 

19. Неприятные обязанности на работе я большей частью:

а) стараюсь выполнить в первую очередь;

б) нехотя выполняю, когда наступает их черед;

в) стараюсь выполнить в последнюю очередь;

г) воспринимаю, не задумываясь, не фиксируясь на их неприятном содержании.

 

20. Для моего стиля жизни больше характерно:

а) активное, планомерное продвижение к намеченной цели;

б) нерешительность, взвешивание обстоятельств;

в) периодические резкие перемены;

г) желание ничего не менять, сохранять стабильность.

 

21. Если бы мне предложили отметить круглую дату моего трудового пути, я бы вероятнее всего ответил так:

а) охотно принимаю предложение;

б) мне нужно подумать;

в) не хочется или не люблю быть в центре внимания;

г) мне все равно – отмечать или не отмечать.

 

22. На справедливые, но обидные по форме замечания в мой адрес со стороны близких мне людей я обычно в первый момент реагирую так:

а) принимаю с благодарностью;

б) обижаюсь, но не показываю этого;

в) обижаюсь, теряю самообладание, «завожусь»;

г) сохраняю спокойствие.

 

23. Я предпочел бы проводить летний отпуск так:

а) в активном общении с новыми людьми;

б) со старыми приятелями или с семьей;

в) в одиночестве, в крайнем случае, с очень близким человеком;

г) по обстоятельствам (поскольку нет особых предпочтений).

 

24. Дружеские подшучивания по моему адресу:

а) вполне принимаю;

б) не одобряю, но терплю;

в) не приемлю;

г) меня никак не задевают.

 

25. Недостатки личности деловых партнеров чаще всего:

а) пробуждают желание помочь человеку, найти с ним общий язык;

б) стараюсь терпеть молча;

в) заставляют нервничать, огорчаться;

г) никак на меня не действуют (принимаю, как естество).

 

26. Будь я руководителем, то для завоевания авторитета у коллег предпочел бы такое средство:

а) оказывал бы помощь и поддержку подчиненным, поощрял бы их достижения;

б) проявлял бы терпение, выдержку к ним, прощал бы проступки;

в) проявлял бы строгость и требовательность;

г) предоставил бы полную самостоятельность.

 

27. Если бы на собрании коллектива меня похвалили за хорошую работу, то по всей вероятности:

а) я не скрывал бы своего удовлетворения;

б) смутился бы и постарался скрыть свои чувства;

в) это меня не порадовало бы;

г) не испытал бы особых чувств.

 

28. Если меня кто‑либо разозлит, то обычно я:

а) быстро отхожу и забываю о случившемся;

б) сдерживаю себя, убеждаю, что надо уметь прощать, и у меня это получается;

в) злюсь долго и ничего с этим не могу поделать;

г) поступаю по‑разному, в зависимости от обстоятельств.

 

29. Когда вечером раздается неожиданный стук в дверь, то я обычно:

а) ожидаю что‑нибудь приятное;

б) настораживаюсь, но не подаю вида;

в) явно нервничаю, жду что‑нибудь неприятное;

г) никак не реагирую.

 

30. Когда в дружеской компании меня просят петь или плясать, то я обычно:

а) тут же откликаюсь;

б) некоторое время смущаюсь и не решаюсь;

в) однозначно отказываюсь;

г) поступаю по настроению.

 

31. Мелочи жизни я воспринимаю:

а) как тонизирующий фактор – они разнообразят нашу жизнь;

б) как беспокоящее меня обстоятельство;

в) как досадные неприятности;

г) спокойно, не обращая на них особого внимания.

 

32. Моя жизнь в целом:

а) наполнена яркими событиями, которые я чаще всего сам себе организую;

б) наполнена сомнениями и размышлениями;

в) скучна, однообразна;

г) размеренна и спокойна.

 

33. Если бы кто‑нибудь из коллег, с которыми не было особых отношений, вдруг стал мне оказывать дружеское расположение, то:

а) я тут же ответил бы взаимностью;

б) сначала постарался бы понять причину, а потом решил бы, как себя вести;

в) заподозрил бы что‑то неладное;

г) просто воздержался бы от дружеских отношений.

 

34. Если коллега, к которому я хорошо отношусь, нанесет мне какую‑то обиду, то я, скорее всего:

а) быстро смогу простить его;

б) буду переживать, стараясь не показывать это;

в) открыто выскажу свое недовольство;

г) вряд ли придам этому какое‑то значение.

 

35. Обстановка на работе чаще всего:

а) стимулирует хорошее или бодрое, приподнятое настроение;

б) вызывает внутреннее напряжение, беспокойство;

в) вызывает раздражение или плохое, сниженное настроение;

г) не вызывает каких‑либо чувств.

 

36. Полезные советы со стороны знакомых я обычно:

а) тут же принимаю с благодарностью;

б) тщательно обдумываю и проверяю на надежность;

в) рассматриваю как попытку манипулировать мною;

г) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом.

 

37. Если кто‑либо из коллег проявит недовольство беспорядками в нашей работе, я, скорее всего:

а) постараюсь своим участием уладить конфликт;

б) буду наблюдать за развитием действий;

в) приму сторону недовольных или обиженных;

г) этого не замечу, не придам этому особого значения.

 

38. Большинство людей в моем окружении на работе (в учебном заведении):

а) вызывает доверие;

б) заставляет держаться настороженно;

в) вызывает недоверие;

г) не вызывает каких‑то особых чувств.

 

39. В последнее время Новый год я встречаю:

а) с подъемом и радостью;

б) с некоторой грустью, разочарованием;

в) с раздражением, досадой;

г) с неопределенным чувством.

 

Обработка данных. Учитывается два параметра:

1. Формула преобразования энергий – «эйфорическая активность вовне» – а, «рефрактерная активность вовнутрь» – б, «дисфорическая активность вовне» – в, «пассивное реагирование» – г.

 

2. Характер стимулов:

положительные – обладают позитивным энергетическим зарядом, личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

амбивалентные (или нейтральные) – они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – все зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер, деловые и личностные качества которого пока не известны, окружающие люди в целом, жизнь как таковая и др.);

отрицательные – содержат негативную энергию, отрицательный смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

Подвести итоги позволяет таблица, в которую надо перенести данные ваших ответов – ставьте единички в нужной графе. Подсчитайте общее количество ответов а, б, в и г – по колонкам таблицы.

 

 

Интерпретация результатов. Какой тип ответа преобладает? Если чаще всего фигурирует «а», это свидетельствует о доминировании эйфорической преобразовательной формулы, когда воздействующие факторы – негативные, позитивные и амбивалентные – перерабатываются в лаборатории эмоций чаще всего в положительную энергию, и затем она порождает соответствующие положительные состояния или направляется вовне – на активные действия, на партнеров.

Наибольшее количество ответов типа «б» говорит о том, что ваша эмоциональная система восприятия пасует перед разными энергетическими влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. При этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

При доминировании дисфорической формулы «вовне» (больше всего ответов «в») положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а ваша эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

Если в ответах чаще всего встречаются варианты «г» – это означает, что вы склонны реагировать на многие явления спокойно, не придавая им особого значения. Это энергосберегающий стиль поведения, однако окружающие могут воспринимать его как признак отстраненности, безразличия к происходящему, «эмоционального выгорания».

Дополнительно можно отметить, какие именно стимулы – негативные, амбивалентные или позитивные – чаще вызывают конкретный тип преобразования энергии – а, б, в или г.

В наших обследованиях приняло участие 258 респондентов. Данные показывают, что «чистые» формулы преобразования энергии воздействий встречаются редко, и обычно их демонстрируют личности с акцентуациями в характере. Чаще отмечаются «смешанные» типы реагирования на внешние и внутренние воздействия: эйфорически‑рефрактерная (около 45 %), эйфорически‑рефрактерно‑дисфорическая (25 %), эйфорически‑рефрактерно‑дисфорически‑отстраненная (10 %).

Последний тип преобразования энергий свойственен людям, которые, с одной стороны, способны откликаться на внешние и внутренние воздействия позитивными эмоциями (по крайней мере, в ответах на вопросы анкеты они хотят это показать); с другой стороны, они склонны к эмоционально‑чувственной жвачке, «выбросам» негативной энергии и отстраненно воспринимают многие жизненные обстоятельства.

В межличностных отношениях они могут проявлять недоброжелательность, подозрительность, излишнюю настороженность к партнерам. Обычно их доминирующая формула преобразования энергий сопровождается некоммуникабельными свойствами – напряженное выражение лица, испытывающий взгляд, дистанция и закрытость в общении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.