Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.: «Идея-Пресс». 2000. 4 страница




[6] См., в частности, работы Ж. Пиаже.

[7] Soziologie. Leipzig: Duncker and Humblot, 1908, pp. 610—611.

[8] Sumner W. G. Folkways, op. cit, pp. 12—13.

[9] Parsons T. The Social System, op. cit., p. 482. См. также кн.: Parsons Т., Shils E. A. Values, Motives and Systems of Action // Toward a General Theory of Action, p. 108, где подчеркивается решающее значение "поддерживающих границы" механизмов для поддержания равновесия как в социальных, так и в биологических системах, но не упоминается о конфликте как об одном из таких механизмов.

[10] По всей видимости, понятие границы, используемое Зиммелем, требует некоторого пояснения. Под границей здесь имеется в виду отделение четко определенной совокупности индивидов от других подобных совокупностей таким образом, что эти индивиды составляют группу, характеризующуюся более или менее длительным взаимодействием и относительным постоянством модели групповых взаимодействий. Из этого не следует, что подобное отделение основано на неизменных структурах взаимоотношений между группами или что невозможно перемещение индивидов из одной группы в другую; имеется в виду лишь относительное постоянство модели и четко определяемая структура членства.

[11] Sorel G. Reflections on Violence. Glencoe, Illinois: The Free Press, 1950.

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955, т. 3, с. 54.

[13] Sumner W. G. Folkways, op. sit., p. 12.

[14] Merton R.K., Kitt A. S. Contributions to the Theory of Reference Group Behaviour // Studies in the Scope and Method of "The American Soldier" / Merton R., Lazarsfeld P. (eds.). Glencoe, Illinois: The Free Press, 1950, pp. 101—102.

[15] Индийская кастовая система на самом деле не столь неподвижна, как обычно считается. Об этом пишет Д.Кингсли: KingsleyD. Human Society. N.-Y.: The Macmillan Co., 1949, pp. 378—385. Более подробный анализ в работе того же автора: The Population of India and Pakistan. Princeton: Princeton University Press, 1951.

[16] 123 См. различение между кастовой и этнической сегрегацией, проведенное Максом Вебером: "Статусная" сегрегация, перерастающая в "кастовую", отличается от просто "этнической" по своей структуре: кастовая структура превращает горизонтальное и не связанное между собой сосуществование этнически разобщенных групп в вертикальную социальную систему соподчинения. Этническое сосуществование обусловливает взаимное отторжение и отвращение, но позволяет каждому этническому сообществу рассматривать собственное достоинство как наивысшее; кастовая структура основывается на социальной субординации и признании большего "достоинства" за привилегированной кастой или статусной группой" (Weber M. Essays in Sociology. Trans. Gerth, Mills. N.-Y.: Oxford University Press, 1946, p. 189).

[17] Warner L, Lunt P. S. The Social Life of a Modern Community. New Haven: Yale Universtity Press, 1941, в частности ее. 114—116.

[18] См. работу: SchelerM. Das Ressentiment im Aufbau der Moralen // Vom Umsturz der Werte, Bd. I. Leipzig: Der Neue Geist Verlag, 1923. Здесь детально и всесторонне анализируется это понятие, первоначально выдвинутое Ницше. См. также замечания Мертона в кн.: Social Theory and Social Structure, op. cit., p. 145 и RanulfS. Moral Indignation and Middle Class Psychology. Copenhagen: Munksgaard, 1938, passim.

[19] Различие между отношением и поведением подобно различию между предрассудком и дискриминацией в социологическом анализе расовых и этнических взаимоотношений. См. работу: Merton R. К. Discrimination and the American Creed//Discrimination and National Welfare/ Maclver R. M. (ed.) N.-Y.: Harper Bros., 1948, pp. 99—126.

[20] Пожалуй, лучшей иллюстрацией существования подобных враждебных чувств внутри индийской кастовой системы могут служить недавние бунты в Индии, отмеченные небывалой степенью насилия и жестокости, казалось бы нехарактерной для этой миролюбивой страны. См.: Murphy G. In the Minds of Men. N.-Y.: Basic Books, 1953, pp. 239—241. Когда подавляемая ненависть находит легитимный выход, как в случае выступлений против мусульманских групп, то она способна проявить себя с особенной силой.

[21] Макс Вебер, многим обязанный и Зиммелю, и Марксу (хотя его направление мысли вполне самостоятельно), определяет классы как группы, возникающие на основе общих экономических интересов, вытекающих из обстоятельств на рынке товаров). Совокупность людей, жизненные шансы которых определяются одними и теми же специфическими обстоятельствами, и составляет класс. Однако Вебер различает объективную ситуацию, враждебные отношения и выражение враждебности в действии, в конфликте. Он утверждает, что "совместные действия", т. е. действия, вытекающие из ощущения принадлежности к одному и тому же классу, возможны только тогда, когда люди четко осознают специфику своей классовой ситуации, т. е. антагонизм, коренящийся в различии жизненных шансов (см. Weber М. Ор., cit., pp. 180ff).

[22] Simmel. Conflict, op. cit., p. 19.

[23] Schurtz H. Altersklassen und Maennerbuende. Berlin: G. Reimer, 1903.

[24] (нем.) —Прим. перев.

[25] VierkandtA. Gesellschaftslehre. Stuttgart: Ferdinand Enke, 1928, pp. 304—305.

[26] Radcliffe-Brown A. R. Social Sanction // Encyclopaedia of The Social Sciences v XIII, p. 533.

[27] Kluckholm G. Navaho Witchcraft. Papers of the Peabody Museum, v. XXII, № 2. Cambridge, 1944, pp. 49, 67, 67.

[28] Freud S. Wit and its Relations to the Unconscious // Basic Writings ofSigmund Freud. New Yourk: The Modern Library, pp. 697ff.

[29] Миллер и Форм предполагают, что использование бранных слов в рабочей и солдатской среде может выполнять именно такие функции. См.: MillerD.,Form W. H. Industrial Sociology. N.-Y.: Harper Bros., 1951, pp. 291—292. См. также сходные замечания в кн.: Gerth H., Mills С. W. Character and Social Structure. N.-Y.: Harcourt, Brace and Co., 1953, p. 285.

[30] Mead M., Bateson G. Balinese Character. Special publication of the New York Academy of Science, v. II, 1942.

[31] См., в особенности: Freud S. Civilization and Its Discontents. London: The Hogarth Press, 1930, p. 86.

[32] См., например, тонкие замечания Джорджа Оруэлла о современных детективах в романе: Raffles and Miss Blandish // A Collection of Essays by George Orwell. N.-Y.: Doubleday Anchor Books, 1954.

[33] См. Radio Research 1942—1943. Lasarsfeld P. F., Stanton F. N. (eds.). N-Y.: Duell, Sloan and Pearce, 1944.

[34] См. замечания Абрама Кардинера в его кн.: KardinerA. The Mark of Opression. N.-Y.: Columbia University Press, 1951.

[35] Блестящий анализ и краткий обзор исследований предрассудков см. в кн.: Williams R. M. Jr. The Reduction of Intergroup Tensions // SSRC Bulletin, № 57, N.-Y., 1947. См. также: Studies in Prejudice series in 5 vols. / Horkheimer M., Flowerman M. (eds.) N.-Y.: Harper Bros., 1950—1951.

[36] Исследования структурных факторов, вероятно, смогут подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что распространенность и действенность предрассудков в социальных системах типа нацистской Германии, а также их институционализированный характер связаны с жесткостью социальной структуры. В экспериментах Левина с авторитарными и демократическими группами (см. кн.: Lewin К., Lippitt R. And Experimental Study of the Effect of Democtratic and Authoritarian Group Atmospheres // University of Iowa Studies in Child Welfare, v. XVI, № 3, 1940, pp. 45—198)дети из авторитарных групп объединяются для нападения не на лидера группы, а на одного из детей. Курт Левин, комментируя этот факт, замечает: "Объединяясь для нападения, члены группы, которые иначе не смогли бы достичь более высокого статуса, достигают своей цели посредством насилия в отношении одного из своих собратьев" (Resolving Social Conflicts. N.-Y.: Harper Bros., 1948, p. 80).

Отметим в этом контексте эвристичное, хотя и весьма спекулятивное, замечание английского психоаналитика Джона Рикмана о том, что некоторые современные политические режимы практикуют с целью обуздания недовольства населения двусоставные властные институты: одна их часть постоянная, другая — выборная (например, король и парламент или верховный суд и конституция). Выборная часть власти противостоит основной волне недовольства народа за положение дел в стране. "В той мере, в какой выборные власти подвергаются нападкам, постоянная часть находится в безопасности, и политическая жизнь протекает нормально". Режимы, которые не обладают такой гибкой политической организацией, попросту поощряют открытое проявление агрессии. Rickman J. Psychodynamic Notes // Tensions that Cause Wars / Cantril H. (ed.). Urbana, III.: University of Illinois Press, 1950, pp. 196—197.

[37] Kluckholm. Op. cit., в особенности с. 68 и далее.

[38] Мы предлагаем использовать термин "институты, выполняющие роль "защитных клапанов", для обозначения институтов, направляющих чувства враждебности на замещающие объекты (или обеспечивающих замещающие механизмы для подобных случаев) или функционирующих в качестве каналов для катарсического освобождения от агрессивных эмоций, а не применять его для обозначения институтов, обеспечивающих реализацию открытого конфликта.

[39] См., например: Doob L. W., Sears R. S. Factors Determining Substitute Bahavior and the Overt Expression of Aggression // J. Abn. Soc. Psych., v. XXXIV, 1939, pp. 293—313.

[40] Freud S. Psycho-Analysis // Collected Papers. London: The Hogarth Press, 1950, V,p. 121.

[41] Freud S. The Unconscious // Collected Papers, ibid., IV, p. 112.

[42] См. знаменитое замечание Маркса в его "Критике гегелевской философии права": "Люди не могут быть действительно счастливы до тех пор, пока лишены иллюзорного счастья... Требование освобождения от иллюзий предполагает устранение обстоятельств, делающих иллюзии необходимыми". Маркс К. К критике гегелевской философии права//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955, ее. 248—362.

[43] Feninchel O. The Psychoanalytic Theory of Neurosis. N.-Y.: W. W. Norton & Co., 1945, p. 563.

[44] Conflict, op. cit., pp. 22, 23, 25.

[45] Понятие "амбивалентность" было предложено Блейлером (Bleuler E.) в лекции 1910 г., т. е. много лет спустя после выхода в свет "Социологии" Зиммеля, тезисы которой опубликованы в психоаналитическом журнале: Zentral-blatt fur Psychoanalyse, I, p. 266. Цитируется Фрейдом в ст.: FreudS. The Dynamics of the Transference // Collected Papers, op. cit., II, p. 320.

[46] Freud S. A General Introduction to Psychoanalysis. Garden City: Garden City Publishing Co., 1938, p. 370.

[47] Freud S. Group Psychology and the Analysis of the Ego. London: The Hogarth Press, 1948, pp. 54—55.

[48] Хорошо известно, что фрейдовский анализ амбивалентности вытекает из его анализа отношений в основной первичной группе — семье. См. кн.: Fltigel 3. С. The Psychoanalytic Study of the Family. London: The Hogarth Press, 1921.

[49] См. кн.: Homans G. С The Human Group. N.-Y.: Harcourt, Brace & Co., 1950, в особенности с. 113 и далее.

[50] Обсуждая последний тезис, мы рассмотрим условия, при которых наиболее вероятно подавление антагонистического поведения.

[51] Это непонимание амбивалентной природы человеческих отношений демонстрируют исследования малых групп. Так, Фестингер (Festinger L. et al. Changing Attitudes through Social Contact. Ann Arbor: Research Center for Group Dynamics, University of Michigan, 1951) описывает эксперимент, проводимый для проверки гипотезы о том, что враждебность среди членов группы может быть уменьшена путем увеличения частоты контактов между ними. Эксперимент продемонстрировал в подтверждение тезиса Зиммеля (о котором, тем не менее, авторы ничего не знали), что увеличение контактов ведет к усилению враждебности. Авторы даже предположили, что, если бы эксперимент продолжился, отношения внутри группы дошли бы до открытых конфликтов (с. 70—71).

[52] An Anthropological Analysis of War, op. cit.

[53] Ibid.,p. 285.

[54] Ibid., p. 287. Эта цитата представляет одно из относительно редких высказываний Малиновского по поводу конфликта. Недавние критические замечания в его адрес как раз показывают, что, полностью сосредоточившись на проблемах функциональной интеграции, Малиновский не осознавал важности проблематики изменения, а потому и недооценил значение конфликта в институциональных структурах. В статье: Gluckman M. An Analysis of the Sociological Theories of Bronislaw Malinowski // The Rhodes Livingston Papers, № 16. Cape Town-London-New York: Oxford University Press, 1949 Малиновский критикуется за "отказ видеть в конфликте способ интеграции групп и осознать, что враждебность между группами представляет собой форму социального равновесия", а также за то, что "его понятие институтов как хорошо интегрированных целостностей неприменимо к изучению социальных изменений... Оно вообще не дает ему возможности понять смысл конфликта и делает смешным его анализ истории" (Ibid., ее. 10 и 16 соответственно).

[55] Radcliffe-Brown A. R. "On Joking Relationships" and "A Furthur Note on Joking Relationships" // Structure and Function in Primitive Society, ch. IV, V. Glencoe, III: The Free Press, 1952, pp. 94—95.

[56] У нас уже был случай процитировать мнение Зиммеля относительно альтернативы между выражением враждебности и уступчивостью. Радклифф-Браун предлагает интересное подтверждение этой идеи: он считает, что единственным альтернативным способом, которым в примитивном обществе можно решить проблемы, возникающие в результате сосуществования разъединяющих и сближающих тенденций в отношениях, является "упразднение табу", например таких, как табу на тещу, т. е. посредством уступок (см. кн.: Structure and Function in Primitive Society, op. cit).

[57] Simmel, Conflict, op. cit., pp. 43,44,47,48.

[58] Towards a General Theory of Action / Parsons Т., Shils E. (eds.), op. cit.

[59] См. ст.: Miliukov P. Apostasy // Encyclopaedia of the Social Sciences, v. II, pp. 128—131.

[60] Если группа существует долгое время, стабильна и ничто уже не угрожает ее существованию, она может позволить себе более толерантное отношение к ренегатству. Что касается современной католической церкви, то "отказ от веры не представляет больше угрозу существованию католического сообщества" (Ibid., p. 130). В той мере, в какой группа продолжает самоутверждаться, она должна мобилизовать все свои силы для борьбы с внутренними угрозами. Это значит, что острота реакции на "внутреннего врага" пропорциональна остроте конфликта с внешними врагами. Подробнее эта проблема будет рассмотрена в другом разделе данной главы, где речь пойдет именно о том, как влияет на группу внешний конфликт.

[61] The Sociology of Georg Simmel. Trans, and ed. Wolff К. Н. Glencoe, III.: The Free Press, 1950, pp. 383—384.

[62] Scheler M., op. cit., p. 89.

[63] См. афоризм Боссюэ: "Еретик — это тот, у кого есть свои собственные мысли".

[64] Michels R. Political Parties. Glencoe, III.: The Free Press, 1949, p. 375. (Курсив мой. — Л.К.)

[65] В данном случае это аналогично действию "самоопровергающегося пророчества", "которое настолько меняет поведение человека, что пророчество не сбывается" (Merton. Social Theory and Social Structure, op. cit., p. 386). Опасность утраты единства группы порождает еще большее ее единство.

[66] Последние исследования малых групп подтверждают этот тезис. Л. Фес-тингер, подводя итоги серии работ, предпринятых Центром изучения групповой динамики, пишет: "Постоянное отклонение... не допускалось большинством групп. Уровень взаимозависимости членов группы и наличие групповой задачи определяют степень недопущения отклонений. Группы, где взаимозависимость членов выше, не допускают отклонения в большей степени, нежели группы, задачи которых не находятся в тесной связи с существованием группы. Эти два фактора действовали вместе таким образом, что в менее взаимозависимых группах, не имеющих общих задач, возможно, вообще не фиксировалось недопущение отклонений" (Festinger L. Informal Communications in Small Groups // Groups, Leadership and Men / ed. Guetzkow H. Pittsburgh: Carnegie Press, Carnegie Institute of Technology, 1951, p. 41).

[67] Simmel. Conflict, op. at., pp. 13—15.

[68] Lewin К. Resolving Social Conflicts, op. cit., p. 167.

[69] Jose Ortegay Gasset Concord and Liberty. N.-Y.: W. W. Norton & Co., 1946, p. 15.

[70] Mill J. S. On Bentham and Coleridge / Leavis F. R. (ed.). N.-Y.: G. W. Srewart, 1951, p. 123.

[71] Simpson G. Conflict and Community. N.-Y.: Т. S. Simpson, 1937, p. 4.

[72] Durkheim E. Division of Labor in Society. Glencoe, III.: The Free Press, 1947, p. 129.

[73] Moore W, E. Industrial Relations and the Social Order. N.-Y.: The Macmillan Co., 1951, pp. 338—339.

[74] Hiller E. T. The Strike. Chicago: University of Chicago Press, 1928, p. 125. Как точно сказал об этом Дж. С. Милль: "Процветание бизнеса и увеличение доходов от труда и капитала — в интересах как работодателей, так и рабочих. Но сказать, что они обладают общими интересами относительно распределения доходов, значит сказать, что человеку все равно, кому принадлежат заработанные им деньги" (процит. по кн.: NiebuhrR. Moral Man and Immoral Society, op. cit.,p. 153).

[75] Ross E.A. The Principles of Sociology. N.-Y.: The Century Co., 1920, pp. 164—165 (курсив оригинала). Это не пример совпадения взглядов двух независимых мыслителей, поскольку Росс знал работы Зиммеля и, очевидно, находился под их воздействием. Скорее это пример развития одним мыслителем плодотворной идеи другого.

[76] Статья Д. Мэдисона (The Federalist, № 10, N.-Y.: The Modern Library, 1937) уже содержит наброски этой идеи. См. также афоризм Вольтера: одна религия в стране означает деспотизм, две — гражданскую войну, а множество — мир и свободу.

[77] Из современных социологов идея Росса была усвоена Р. Уильямсом. "Общество, раздираемое множеством мелких разногласий, испытывает меньшую опасность открытого массового конфликта, чем общество, в котором имеет место только одно или несколько разногласий" (Williams R. The Reduction of Intergroup Tensions, op. cit., p. 59). В одной из последних работ Уильяме отмечает, что пересечение множества групп и социальных категорий в американском обществе скрывает острые грани возможных расколов: "Кажется весьма вероятным, что вне этих относительно подвижных, пересекающихся групповых принадлежностей и при сохранении существующей классовой дифференциации конфликты могли бы стать гораздо острее. Американское общество просто раздираемо противоречиями. Но характерным для него фактом является высокая степень "нейтрализации" разнообразных противоречий, не получающих развития в соответствующих социальных сферах" (Williams R. American Society. N.-Y.: Alfred A. Knopf, 1951, p. 531).

[78] Simmel. Conflict, op. at, pp. 46—47.

[79] По поводу различения явного и латентного см.: Merton R. Social Theory and Social Structure, op. cit., pp. 21—81; Kluckhohn С Navaho Witchcraft, op. cit. Критический анализ пределов чисто поведенческого подхода к социологическим данным см. ст.: Becker Я. Interpretive Sociology and Constructive Typology // Twentieth Century Sociology / Gurvitch G., Moore W. (eds.). N.-Y.: The Philosophical Library, 1945.

[80] См., например, кн.: Burgess E. W., Cottrell L. Jr. Predicting Success or Failure in Marrige. N.-Y.: Prentice Hall 1939, в особенности гл. IV "Measuring Adjustment in Marriage".

[81] Стоит, правда, заметить, что люди могут избегать конфликта не столько потому, что не уверены в стабильности отношений, сколько в силу культурной интерпретации конфликта, который в целом рассматривается, как и при изучении брачных отношений, как показатель возможности разрыва. В этом смысле предсказания перспективности или, наоборот, бесперспективности брачных союзов, о которых говорится в этой главе, могут считаться "самоподтверждающимися пророчествами".

[82] Готовящееся к публикации исследование по социологии и социальной психологии расовых различий в организации социальной жизни (Merton R. К., West P. S., Jahoda M. Patterns of Social Life) содержит множество данных по этой проблеме. См. также ст.: West P. S., Jahoda M. Race Relations in Public Housing // Social Policy and Social Research in Housing / Merton R. K., West P. S., Jahoda M., Selvin (eds.) // Journal of Social Issues, v. VII, 1951, pp. 132—139. А. Кардинер в психоаналитическом исследовании личности негров приходит к выводу о преобладании подобной амбивалентности среди негритянского населения. См. ст.: Kardiner A. The Mark of Oppression, op. tit.

[83] 123 Здесь можно вспомнить замечательный стишок, который любил повторять Курт Левин:

"Я на друга разозлился / Все сказал — гнев испарился.

Но о злости ко врагу / Рассказать я не могу.

От того-то эта злость / И засела, словно кость". — Прим. ред.

Тот же самый смысл у афоризма Теренция:

"Гнев влюбленных — это возобновление любви"

(Теренций. Девушка с Андроса, акт 3, сцена 3 // Теренций. Комедии. М., 1988, с 45: Amantium irae amoris integratio est.)

[84] Stouffer et al, op. cit, v. L, pp. 526ff.

[85] Rose A. Union Solidarity. Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1952, pp. 51—54.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.