Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пол Фейерабенд. Наука в свободном обществе




Вопросы к тексту

1. Какое утверждение (важнейший тезис экзистенциализма) роднит атеистическое и религиозное направления экзистенциализма? Как вы понимаете смысл этого утверждения?

2. Что, по мнению Сартра, обусловливает формирование человеческой личности?

3. Почему бытие человека неизбежно сопряжено с ответственностью?

4. Что в экзистенциализме понимается под словами «тревога» и «заброшенность»?

5. Какие практические выводы следуют из мировоззренческой позиции экзистенциализма, отрицающей бытие Бога?

6. Как трактуется сущность человека в экзистенциализме? Является ли эта сущность универсальной, общей для всех людей? Разделяете ли вы предложенную точку зрения? На ваш взгляд, позволяют ли действия человека раскрыть его сущность?

7. Каков, в вашем понимании, смысл утверждения: «экзистенциализм — это гуманизм»?

Рациональность представляет собой одну из традиций, а не стандарт, с которым должны сообразовываться все традиции.

Аргумент становится эффективным если он подкреплен соответствующей предварительной установкой, и лишается силы, если такая установка отсутствует (а установка эта должна дополняться готовностью выслушать аргумент и не зависит от признания его посылок). Этот субъективный аспект научного изменения связан с его объективными свойствами (хотя не может быть объяснен ими полностью): каждый аргумент включает в себя космологические допущения, в которые нужно верить, чтобы аргумент казался правдоподобным. Чисто формальных аргументов не существует.

Разум не является силой, направляющей другие традиции, он сам — традиция, предъявляющая такие же претензии на превосходство, как и любая другая. Традиции не являются ни хорошими, ни плохими — они просто существуют. Они становятся хорошими или плохими (рациональными — иррациональными, благочестивыми — безбожными, развитыми — отсталыми, гуманистическими — реакционными и т.п.) только при рассмотрении из с точки зрения другой традиции. Адекватное понимание этой ситуации приводит к релятивизму (в старом и простом смысле Протагора). Мощные традиции, у которых есть средства для завоевания всеобщего признания, редко обращают внимание на относительный характер оценочных суждений (и философы, защищающие их, совершают элементарные логические ошибки) и способны заставить свои жертвы вообще забыть об этой относительности (что и называется «обучением»). Однако дайте этим жертвам четь больше сил, воскресите их собственные традиции, и кажущееся превосходство господствующей традиции развеется как сон.

Свободным является общество, в котором все традиции имеют равные права и равный доступ к центрам власти (это отличается от обычного определения — что индивиды обладают равными правами на достижение положения, заданного некоторой особой традицией — наукой Запада и рационализмом).

Наука не священна. Того, что она существует и приносит результаты, еще не достаточно для обоснования ее превосходства. Современная наука выросла из глобального отрицания того, что было прежде, и сам рационализм, то есть мысль о том, что существуют некоторые общие правила и стандарты, которым подчиняется наша деятельность, включая познавательную, вырос из глобальной критики здравого смысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.