Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление эмиссией акций




Привлечение собственного капитала из внешних ис­точников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.
С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фон­довом рынке необходимого объема собственных финансо­вых ресурсов в минимально возможные сроки.
Процесс управления эмиссией акций строится по сле­дующим основным этапам (рис. 8.6):
1. Исследование возможностей эффективного размеще­ния предполагаемой эмиссии акций. Решение о предпола­гаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если пред­приятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капи­тала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестицион­ной привлекательности своих акций.


Рисунок 8.6. Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении акцио­нерного капитала.
Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котиров­ки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа яв­ляется определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.


Оценка потенциальной инвестиционной привлекатель­ности своих акций проводится с позиции учета перспектив­ности развития отрасли (в сравнении с другими отрасля­ми), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния сравнении со среднеотраслевыми показателями).
В процесе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в срав­нении с обращающимися акциями других компаний.
2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стои­мостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомы­ми с позиций стратегического развития предприятия и воз­можностей существенного повышения его рыночной стои­мости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:
а) реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети но­вых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);
б) необходимость существенного улучшения структу­ры используемого капитала (повышение доли соб­ственного капитала с целью роста уровня финансо­вой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и сниже­ние за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.);
в) намечаемое поглощение других предприятий с це­лью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предпри­ятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приоб­ретение контрольного пакета акций или преимуще­ственная доля в уставном капитале);
г) иные цели, требующие быстрой аккумуляции зна­чительного объема собственного капитала.
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитан­ной потребности в привлечении собственных финансовых Ресурсов за счет внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитиру­емых акций. Номинал акций определяется с учетом основ­ных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением).
В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не мо­жет превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмис­сии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капи­тала. В соответствии с принципами такой оценки она осу­ществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уров­ню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимо­стью капитала и средним уровнем ставки процента на рын­ке капитала. Лишь после этого принимается окончатель­ное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвес­тором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффек­тивно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними степень их участия в размещении эмис­сии, цены начальной котировки акций и размер комис­сионного вознаграждения (спрэда), обеспечить регулиро­вание объемов продажи акций в соответствии с потреб­ностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещен­ных акций на первоначальном этапе их обращения.
С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств в страте­гическом периоде.

Содержание процесса у стратегического управления формированием заемных финансовых ресурсов

Эффективная финансовая деятельность предприятия в стратегической перспективе невозможна без постоянно­го привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяй­ственной деятельности предприятия, обеспечить более эф­фективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость пред­приятия.
Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансо­вого менеджмента, направленной на обеспечение дости­жения высоких конечных результатов хозяйственной дея­тельности предприятия.
Заемные финансовые ресурсы, обеспечивающие стра­тегическое развитие предприятия, формируются обычно на долгосрочной основе (краткосрочные кредиты и займы об­служивают, как правило, текущую операционную деятель­ность предприятия). В процессе стратегического управления привлечением заемных финансовых ресурсов использует­ся следующая их классификация (рис. 9.1).


Рисунок 9.1. Классификация заемных финансовых ресурсов, обес­печивающих стратегическое развитие предприятия.
Процесс управления формированием заемных финан­совых ресурсов предприятия строится по следующим ос­новным этапам (рис. 9.2).


Рисунок 9.2. Основные этапы стратегического управления форми­рованием заемных фиансовых ресурсов.
1. Анализ привлечения и использования заемных финан­совых ресурсов в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм при­влечения заемных финансовых ресурсов предприятием, а также оценка эффективности их использования.
• На первой стадии анализа изучается динамика об­щего объема привлечения заемных финансовых ресурсов в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопо­ставляются с темпами прироста суммы собственных фи­нансовых ресурсов, объемов операционной и инвестицион­ной деятельности, общей суммы активов предприятия.
• На второй стадии анализа определяются основные виды привлечения заемных средств, анализируются в ди­намике удельный вес долгосрочного банковского кредита финансового лизинга и т.п. в общей сумме заемных фи­нансовых ресурсов, используемых предприятием.
• На третьей стадии анализа определяется соотноше­ние объемов используемых предприятием заемных финан­совых ресурсов по срокам их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку.
• На четвертой стадии анализа изучается состав кон­кретных кредиторов предприятия и условия предостав­ления ими различных форм кредитов. Эти условия ана­лизируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового рынка.
• На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных финансовых ресурсов в целом и отдельных их видов на предприятии. В этих целях исполь­зуются показатели оборачиваемости и рентабельности за­емного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты проведенного анализа служат основой оцен­ки целесообразности использования заемных финансовых ресурсов на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2. Определение целей привлечения заемных финансовых ресурсов в предстоящем периоде. Эти средства привлекают­ся предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их исполь­зования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:


а) пополнение необходимого объема постоянной части обо­ротных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансиро­вать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предпри­ятия (новое строительство, реконструкция, модер­низация); обновление основных средств (финансо­вый лизинг) и т.п.
в) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства при­влекаются для выдачи ссуд своим работникам на ин­дивидуальное жилищное строительство, обустрой­ство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;
г) другие временные нужды. Принцип целевого привле­чения заемных средств обеспечивается и в этом слу­чае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно в небольших объемах.
3. Определение предельного объема привлечения заем­ных финансовых ресурсов. Максимальный объем этого при­влечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов фор­мируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчиты­вается коэффициент финансового левериджа (коэф­фициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляет­ся предельный объем заемных финансовых ресур­сов, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возмож­ных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных финансо­вых ресурсов.
С учетом этих требований предприятие устанавлива­ет лимит использования заемных финансовых ресурсов в про­цессе своего стратегического развития.
4. Оценка стоимости привлечения заемных финансовых ресурсов из различных источников. Такая оценка проводит­ся в разрезе различных видов заемных финансовых ресур­сов, привлекаемых предприятием. Результаты такой оцен­ки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привле­чения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение перспективных потребностей предприятия в заемных фи­нансовых ресурсах.
5. Определение сроков использования привлекаемых за­емных ресурсов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полный срок использования заемных финансовых ресур­сов представляет собой период времени с начала их по­ступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) срок по­лезного использования; б) льготный (грационный) пери­од; в) срок погашения.
а) срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственой деятельности;
б) льготный (грационный) период — это период време­ни с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он слу-. жит резервом времени для аккумуляции необходи- мых финансовых средств;
в) срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным сред­ствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуще­ствляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в тече­ние определенного периода времени по предусмот­ренному графику.
Расчет полного срока использования заемных финан­совых ресурсов осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложив­шейся на финансовом рынке практике установления льгот­ного периода и срока погашения.
Средний срок использования заемных финансовых ре­сурсов представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на пред­приятии.
Он определяется по формуле:
Средний срок использования заемных финан­совых ресурсов = (Срок полезного использования заемных финан­совых ресурсов / 2) +Льготный грационны период + (Срок погашения / 2)
Средний срок использования заемных финансовых ресурсов определяется по каждому целевому направлению привлечения этих ресурсов.
6. Определение состава основных кредиторов. Этот со­став определяется видами привлекаемых заемных финан­совых ресурсов.
7. Формирование эффективных условий привлечения за­емных финансовых ресурсов. К числу важнейших из этих ус­ловий относятся: а) срок предоставления кредита; б) став­ка процента за кредит; в) условия выплаты суммы процента; г) условия выплаты основной суммы долга; д) прочие ус­ловия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита является одним из опре­деляющих условий его привлечения. Оптимальным счита­ется срок предоставления кредита, в течение которого пол­ностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционно­го проекта).
Ставка процента за кредит характеризуется тремя ос­новными параметрами: ее формой, видом и размером.
• По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для Дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процент­ной ставке, так как в этом случае расходы по обслужива­нию долга будут меньшими.
• По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмот­ром ее размера в зависимости от изменения учетной став­ки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка).
Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия пред­почтительней является фиксированная ставка или плава­ющая ставка с высоким процентным периодом.
• Размер ставки процента за кредит является опреде­ляющим условием при оценке его стоимости.
Условия выплаты суммы процента характеризуются по­рядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процен­та равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.
Условия выплаты основной суммы долга характеризу­ются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: час­тичному возврату основной суммы долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кре­дита; возврата основной или части суммы долга с предос­тавлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях тре­тий вариант является для предприятия предпочтительней.
Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
8. Обеспечение эффективного использования заемных финансовых ресурсов. Критерием такой эффективности вы­ступают показатели оборачиваемости и рентабельности привлекаемого заемного капитала.
9. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам и займам. С целью этого обеспечения по наибо­лее крупным кредитам и займам может заранее резерви­роваться специальный возвратный фонд. Платежи по об­служиванию полученных долгосрочных кредитов и займов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга финансовой деятельности.
На предприятиях, привлекающих большой объем за­емных финансовых ресурсов, общее управление привлече­нием заемных средств может быть детализировано затем в разрезе отдельных их видов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.