КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод наблюдения
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем регистрации исследователем покупательских поведений потребителя через органы чувств, причем сам наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Это метод маркетинговых исследований включающий единовременный или систематический научно организованный сбор и использование данных, характеризующих какой-либо рыночный процесс или явление и предназначенных для удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информации. Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений, при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом - физические проявления интересующего исследователя явления: - вербальное поведение (содержание, продолжительность и интенсивность речи и др.); - невербальное поведение (экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.); - перемещения людей (дистанция между людьми, физические воздействия, касания, толчки, удары и др. То есть, предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов; перемещение вещей, товаров и т.п. Средства наблюдения. Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение классифицируются по различным основаниям (видам): - По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, неструктурированное) и контролируемое (стандартизованное, структурированное) наблюдения. При неструктурированном наблюдении исследователь регистрирует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения могут относиться к предмету исследования. Этот метод наблюдения используется, когда проблема исследования только формируется и необходима определенная гибкость наблюдения для выяснения всех ключевых компонентов проблемы и разработки гипотезы. При с труктурированном наблюдении исследователь имеет полное представление о моделях поведения, которые будут объектом наблюдения, а так же методах, с помощью которых их можно оценить. В такой ситуации особенности наблюдаемого объекта можно установить однозначно. Такой вид исследования используется в итоговом исследовании. - В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в маркетинговую среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям). Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества.
- По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). - Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические). - По признаку охвата единиц изучаемой совокупности наблюдение делится на сплошное, обеспечивающее информацию о всех единицах изучаемой совокупности, и несплошное (частичное), когда обследуется лишь часть совокупности. Наиболее информативной является выборочное наблюдение, или выборка, когда специальные статистические методы дают возможность с высокой степенью вероятности судить по некоторой части совокупности обо всей совокупности. Достаточно распространен метод основного массива. Обычно при нем обследуются наиболее представительные предприятия и организации, имеющие наибольший удельный вес в изучаемой совокупности. Иногда используется метод моментных наблюдений, когда единицы совокупности регистрируются в заранее определенные моменты времени (выборка во времени). В маркетинге иногда отбираются и тщательно, детально исследуются наиболее типичные предприятия или регионы. По ним можно судить о закономерностях состояния и развития всего явления или процесса. Такое несплошное наблюдение называется монографическим. Различают следующие формы метода наблюдения (рис. 6.2.)
Рис. 6.2. Классификация методов наблюдения 1. Личное наблюдение. В этом случае наблюдатель записывает все происходящие с объектом события по мере их поступления в естественных условиях (магазин) или в искусственных (исследовательская лаборатория). Он не пытается контролировать или направлять события, происходящие с объектом наблюдения.
Формой личного наблюдения выступает технология «сопровождаемая покупка». Она позволяет пронаблюдать за поведением покупателей в POS (местах продаж), оценить значимость тех или иных критериев при выборе товаров. Сопровождаемая покупка предполагает совместный поход респондента и модератора в магазин и проведение интервью непосредственно в POS. При проведении маркетинговых исследований с использованием подхода "сопровождаемая покупка", обычно, исследуются следующие задачи: - общее впечатление от POS, влияние тех или иных характеристик POS на желание/ готовность приобрести конкретные товары; - влияние размещения тех или иных товаров на их привлекательность, заметность, ценовое восприятие, готовность совершить покупку; - роль продавцов-консультантов; - восприятие марки на полке/ на фоне конкурентных марок; - спонтанность/ запланированность покупок в рамках данной категории; - влияние рекламных материалов, размещенных в конкретной точке продаж на выбор товаров; - обнаружение в магазинах «невыгодных»/ «транзитных» зон, размещение товаров в которых может существенно снижать их заметность/ привлекательность для посетителей. Основные блоки, анализируемые в ходе такого маркетингового исследования, это: вход в магазин, маршрут, торговая полка и выход из магазина. 2. Наблюдение с использованием технических средств. В этом случае производится запись результатов исследования техническими средствами, например, аудиометром, турникетом, регистратором движения, камерами на рабочих местах, фиксация штрих-кодов товаров и т.д. 3. Аудит. В процессе аудита исследователь собирает информацию о товаре, его количестве прямо на дому у респондента при личном опросе. При аудите потребительских запасов (pantry audit), исследователь собирает информацию либо непосредственно обследованием имеющихся запасов либо с использованием записей об их поступлении и расходовании. Аудит позволяет получить информацию об объемах розничных продаж и их движении по каналам распределения.
4. Контент-анализ. Он включает наблюдение и собственно анализ, т.е. представляет собой характеристику основных параметров коммуникативной связи. Контент-анализ используется, когда объектом наблюдения является коммуникативная связь. Контент-анализ включает наблюдение и анализ. Объектами анализа могут быть слова (употребление различных слов в сообщении), длина и продолжительность сообщения, предмет сообщения, характерные признаки индивидуумов, то есть наблюдаются и анализируются содержания рекламных сообщений, статей в газетах и т.п. 5. Анализ следов. При анализе следов наблюдение заключается в физической регистрации признаков или свидетельств прошедших событий, например, количества марок прохладительных напитков в зонах отдыха, анализ состояния пола в отделах супермаркета, исследование истрепанности определенных страниц рекламного журнала, подсчет кликов в рекламе на сайтах Интернет и т.д. Технология осуществления метода наблюдения: 1. Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения. 2. Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения: - объект и предмет наблюдения; - категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены; - наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения; - условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя); - единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях. 3. Подготовить инструментарий наблюдения: - дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых; - карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); - протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя; - классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; - аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; - программу обработки данных наблюдения. 4. Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров. 5. Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит). 6. Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж. 7. Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями. Преимущества метода наблюдения. Оно позволяет: - непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; - одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.; - произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов; - достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения; - обеспечить оперативность получения информации; - относительная дешевизна метода. В маркетинговом исследовании необходимо обеспечить точность и надежность измерений. Они обеспечивается: - контролем достоверности полученных данных (выборочным путем рассчитывается коэффициент надежности); - использованием двух и более наблюдателей, регистрирующих одно и то же событие (коэффициент согласия); - проведением повторного наблюдения объекта (коэффициент устойчивости). Недостатки метода наблюдения: - отхождение от цели наблюдения (получение фактов несоответствующих целям исследования); - прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |