КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Слушать по-другому
Хорошо известно, что дети любят фантазировать. Слушая сказки или играя, они буквально погружаются в воображаемый мир и живут в нем не менее полно, чем в реальном. Можно присоединиться к этому миру ребенка, играя в его мечты и фантазии. Таким способом удается помочь в его эмоциональных трудностях. Вот два примера. Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает. СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать. (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.) МАМА: Ты очень соскучился. СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу… МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет? СЕРЕЖА (оживляясь): Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!» МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок… СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог. МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки. СЕРЕЖА: Я достаю из «гаража» свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки. МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок… СЕРЕЖА: Я бегу открывать – папа!!! Он смеется, поднимает меня на руки… Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.
Другой пример – на тему, многим знакомую.
ЛЕНА: Пап, я хочу шоколадку, купи-и-и. ПАПА: По-моему, мама тебе уже вчера покупала. ЛЕНА: Одну, и то маленькую. ПАПА: А ты хочешь много. ЛЕНА: Да, много-много. ПАПА: Десять штук, а лучше пятьдесят. ЛЕНА (подхватывая игру): Нет, сто, тысячу!!! ПАПА: Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем Павликову коляску и везем домой. ЛЕНА (смеется): Все удивляются: «Откуда у вас столько шоколада?» Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать. Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.
МАМА: Уходи из-за стола, ходи голодная. (Команда, угроза.) ПАПА: Я вот сейчас… (Угроза.) Дочь со слезами берет ложку, начинает есть через пень-колоду. Через минуту ест нормально, через пять минут съедает все. Но настроение у всех испорчено.
Хотелось бы в заключение этого урока привести другой реальный диалог, который показывает, как родители вполне успешно овладевают методом активного слушания. Это тоже документальная запись одной мамы.
«Рассматриваем с дочкой фотографию группы детского сада. Дочка показывает на воспитательницу (замечаю, что на фотографии ее лицо поцарапано). ДОЧЬ: Видеть ее не могу! Я: Тебе очень неприятно ее видеть. ДОЧЬ: Да, она очень злая. Я: Она тебя обижала. ДОЧЬ: Да, она ругала меня борзой собакой и говорила, что если я наябедничаю, то уж она тогда… Я: Тогда она что-то сделает… ДОЧЬ: Да. Она не говорила, что. Я: Тебе не хотелось это рассказывать раньше. ДОЧЬ: Да, я боялась (готова заплакать). Беру ее на руки».
В этом диалоге мама уже в первой фразе избежала возможной традиционной ошибки – «воспитательного» замечания. Она вполне могла бы ответить: «Как ты можешь так говорить о воспитательнице! И почему ты поцарапала фотографию?» Вместо этого она «озвучила» чувство ребенка, показала, что готова разделить и принять его. Это помогло девочке освободиться от загнанных вглубь страха и обиды. Навернувшиеся слезы – слезы облегчения.
Домашние задания
Задание первое
Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (ключ вы найдете в самом конце урока.) Рис. 6.1 к домашнему заданию 2
ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному! МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (1) ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно! МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2) ДОЧЬ: Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!
СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе. МАТЬ: Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик, а потом – сам виноват. (3) СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть. МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (4) СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде. МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5) СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты…
Рис. 6.2 к домашнему заданию 2
Девочка пяти лет – отцу (плачет): Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается. ПАПА: Да, а как это случилось? (6) ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку-у-колка! ПАПА: Успокойся, что-нибудь придумаем. (7) ДОЧЬ: Не могу-у успокоиться, ку-у-колка моя… ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом, симпатичный такой инвалидик. (Улыбается.) (8) ДОЧЬ (плачет сильнее): Не хочу представля-я-ть… Не смейся. Я убью его в следующий раз! ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал! (9) ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри…
Задание второе Рис. 6.3 к домашнему заданию 2
Сделайте то же, что в задании 1, на этот раз рассматривая рисунки: 6.1, 6.2 и 6.3. (Ключ в конце урока.)
Задание третье
Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось. Не узнаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка? Продолжайте упражняться в активном слушании. Это самый главный навык, без овладения которым вам будет невозможно продвигаться дальше в наших уроках.
Задание четвертое
Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |