КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров
ЭССЕ
на тему:
Выполнили: Студенты групп Ю1-1 и Ю1-2 Юридического факультета Бандаев Магомед Альвиевич, Гандалоев Адам Хамзатович E-mail: bandaev95@bk.ru тел.: +7-926-655-0716.
Научный руководитель: к.э.н., доцент Ачилова М.Я.
____________ «23» февраля 2015 г. подпись
Москва – 2014 г. Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность. Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По происшествие многих лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение технического положения многих предприятий естественных монополий. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере. В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции: - принято конкурентное законодательство[1]; - осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии; - проведена приватизация; - снижено административное давление. Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации[2]. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка. Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения»[3]. В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации[4]. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике. Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»: «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»; «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей»[5]. Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается. В тоже время существуют и негативные тенденции: 1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции. 2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным). 3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются. 4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки. Россия традиционно еще в силу своего геополитического положения смотрит одновременно на Запад и Восток, при этом на данном историческом отрезке западное направление преобладает. В последний год развернулась дискуссия о необходимости поворота на Восток с целью диверсификации партнеров. Восточное направление – это, во-первых, географически близкий к нам регион, во-вторых, это динамично развивающийся рынок с высокими темпами роста, в-третьих, это регион, открытый к сотрудничеству. Сейчас доля стран Восточной и Юго-Восточной Азии в торговом балансе значительно ниже ЕС, сотрудничество в инвестиционной сфере также слабое. О приоритетности восточного вектора говорят некоторые факты[6]. Это и провозглашение национальным приоритетом развитие Дальнего Востока, пересмотр действующей Энергетической стратегии в пользу активизации сотрудничества со странами АТР, поездки бизнес-верхушки во Вьетнам и Японию, организация первой российской бизнес-миссии в страны АСЕАН во главе с заместителем министра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым. Традиционно крупнейшими восточными партнерами для России были соседние государства – Китай, Япония и Корея. Сейчас государственная политика направлена на укрепление отношений со странами АСЕАН, куда на первую встречу отправились представители 30 российских компаний, действующих в сферах от фармацевтики до тяжелого машиностроения. Рис.1. Доля торгового баланса России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии (по данным ФТС). Чрезмерная ориентация на Восток, а точнее на китайский рынок, действительно может поставить страну в зависимость от Китая. Уже сейчас на КНР приходится 16,7% всего импорта, то есть именно этот восточный сосед выступает главным поставщиком в Россию, опережая Германию и даже в совокупности торговлю со странами СНГ. В идеале России следует расширять экспорт в Китай, а не превращаться в потребителя китайских товаров. Сейчас мы закупаем у Китая высокотехнологичную продукцию, в то время как сами продаем топливно-энергетические ресурсы (74%).
Бизнес-миссия в АСЕАН (выбраны три государства – Индонезия, Малайзия и Сингапур) стала первой в истории России и призвана расширить сотрудничество между странами. Сейчас Россия наиболее динамично взаимодействует с Сингапуром и Вьетнамом. Главными преимуществами торговли с этим регионом российская бизнес элита считает взаимодополняющий характер наших экономик, высокую долю экспорта машинно-технической продукции. Но в то же самое время географическая отдаленность, иной менталитет, разрыв прежних связей, установленных в советское время, низкий объем инвестиционного сотрудничества говорят о том, что этот рынок в ближайшие годы не сможет воздействовать в целом на баланс сил. Именно аргумент о высокой доли экспорта машинно-технического оборудования в своем интервью приводит заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Но взглянув на товарную структуру российского экспорта, убеждаемся в обратном – и здесь ключевыми статьями становятся топливно-энергетические ресурсы. (по данным ФТС).
А отсюда тогда вопрос – о каком преимуществе этого рынка идет речь? О каких новациях и разработках, о модернизации экономики, если вектор сотрудничества меняется, но сама экономика не перестраивается, а остается сырьевой? Именно в рамках диверсификации торговых партнеров Россия может ошибочно перейти к реализации второго сценария, который так же как и первый будет означать десуверенизацию экономики, потерю контроля над национальными ресурсами с последующим превращением России в экономически и политически слабую страну. Единственным вариантом предотвращения подобного сценария при активном сотрудничестве с Востоком станет инновационное развитие России, технологичность ее экспорта и расширение научно-технического сотрудничества.
Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 2. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 3. Федеральный закон Российской Федерации №135-ФЗ от 26.07.2006 г. (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции". 4. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Рук. рабочей группы – Председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин. – М.: «Олита», 2004. 5. Кравченко Л. Россия и санкции: сценарии экономического развития. - http://rusrand.ru/events/rossija-i-sanktsii-stsenarii-ekonomicheskogo-razvitija 6. Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний по теме «Состояние делового климата в России» проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре – октябре 2007 года. 7. О стратегии развития России до 2020 г. Выступление Президента РФ В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета РФ. //http://www.russkie.org /index.php?id=11979&module=fullitem [1] Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции". [2] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [3] Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний по теме «Состояние делового климата в России» проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре – октябре 2007 года. [4] Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин. – М.: «Олита», 2004. [5] О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета - http://www.russkie.org/index.php?id=11979&module=fullitem [6] Кравченко Л. Россия и санкции: сценарии экономического развития. - http://rusrand.ru/events/rossija-i-sanktsii-stsenarii-ekonomicheskogo-razvitija Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо подчеркнуть, что каждый этап развития производительных сил порождает новые тенденции, которые усиливают влияние производственных факторов на изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, которым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном процессе. Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) управляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) налаживает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства. В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержательности. Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осуществлении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицированного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий). Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразмеров, использует более 100 марок металлов и неметаллических материалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь заданных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сварочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных работ и ряда других. Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определенного типа и конструкции, а также знать правила применения режущих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измерительных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазывающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака. В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необходимо было знать устройство однотипных станков, наиболее распространенных универсальных приспособлений и их применение; назначение и правила применения нормального и специального режущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных инструментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки. В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности. В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации. В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появлению станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и даже наладку оборудования. В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объединяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудования, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и станков и др. У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расчетов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленности наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-технической подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений должны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания подготовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профессиям. В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрасли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист завалочной машины, вальцовщик. В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обеспечивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслуживанием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами. В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп- равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессорных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%. Техническое совершенствование производства в угольной промышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих механизированного труда. Так, увеличивается численность машинистов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается численность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения. Произошли значительные изменения и в строительстве благодаря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного дома заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время профессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтажник выполняет все общестроительные работы. Большие изменения происходят в профессионально-квалификационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов. Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек. Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ремонтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увеличением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицепных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракторист гусеничных тракторов. В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% более высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и содержании профессий механизаторов. При быстром переналаживании сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наименований сменного оборудования, может выполнять работу бульдозера, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержания труда традиционной профессии тракториста. Это уже не просто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, механизатор сельскохозяйственного производства, владеющий многими смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы. Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех отраслях промышленности все более сокращается удельный вес затрат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремонтом. Это требует от рабочего сознательного использования широкого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения существенных изменений в содержание обучения по профессиям. Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства. Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих становится обязательным условием успешного труда. Политика в области профессионально-технического образования должна опираться на новые, адекватные экономической реформе системы и методы подготовки рабочих. fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо исследовать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтехучилищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану. 1. Содержание и объем данной области труда. 2. Технико-организационные условия: какая типичная продукция производится? какое сырье, производственные и вспомогательные материалы используются? какие средства труда применяются (название, характерные признаки, инструменты и приспособления)? какими установками для измерения, управления и регулирования снабжены средства труда? какие контрольные приборы используются? какие методы применяет рабочий, в каких технологических процессах он участвует? как организовано производство? какая применяется организация труда? 3. Рабочие функции: какие действия производит рабочий? как часто эти действия производятся и как долго они продолжаются, их значение для производственной деятельности в целом? 4. Квалификация: установить, какими техническими, технологическими, экономическими, организационными закономерностями должен обладать рабочий: какие знания, навыки и умения он должен получить? 5. Особый опыт: в каких областях рабочий должен получить специальные знания и опыт и чем они характеризуются? какие возможности (формы, методы подготовки) имеются для ускорения процесса получения этих знаний и опыта? 6. Ответственность. 7. Специальные технические требования. 8. Особые физические, технические требования. 9. Предложения по продолжительности и организации подго 10. Анализ достижений научно-технического прогресса с уче При анализе профессий важен выбор объектов изучения, при этом учитывается ряд условий: предприятия должны располагать достаточной учебно-материальной базой для обучения рабочих в разных формах; их количество должно обеспечить репрезентативность выборочного обследования. Анализу подвергается структура профессионально-квалификационного состава рабочих; перспективы основных направлений дальнейшего развития предприятия; действующие перечни профессий для определения соответствия уровня подготовки рабочих требованиям научно-технического прогресса. Содержание труда изучается применительно к видам производства с различным уровнем его механизации и автоматизации с целью последующего формирования оптимального профессионально-квалификационного профиля рабочих. С одной стороны, необходимо провести изучение содержания самой производственной деятельности рабочего в рамках его конкретной профессиональной специализации, составляющей в совокупности трудовые функции по таким параметрам: выполнение расчетных функций; подготовка рабочего места или работы; приведение в движение предметов и орудий труда с помощью мускульных усилий; воздействие на предмет труда посредством управляемых рабочим орудий труда; организация, управление и контроль хода рабочего процесса и к-ачества продукции. С другой стороны, необходимо провести анализ по таким же параметрам влияния предполагаемых на ближайшее будущее средств труда на содержание основных трудовых функций рабочих ведущих профессий. Анализ рабочих мест проводится по заранее разработанному плану и включает следующие позиции: приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на данном рабочем месте; количество таких рабочих мест; сменность в цехе; вид производственной деятельности цеха, изделий; количество учащихся, которые могут обучаться в цехе; оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами; уровень механизации; состояние средств техники безопасности; продолжительность обучения на рабочем месте; состояние оборудования; возможности использования на рабочем месте учащимися теоретических знаний в процессе производственного обучения; нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте; новые трудовые приемы и передовые способы труда, которые применяет рабочий, занятый на данном месте; навыки, которые может отработать учащийся; степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту; условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и др.); соответствие рабочего места требованиям промышленной санитарии и гигиены труда; условия воспитательной работы. При анализе рабочих мест определяются состав работ по изучаемой, смежной и совмещенным профессиям и затрачиваемое рабочим время (степень занятости); степень дублирования различных операций; время, затраченное на наблюдение и выполнение не- свойственных работ; время простоев; время перехода с одной работы на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделение и кооперация труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др. Таблица 1 Схема анализа организации труда на рабочем месте и его оснащения
Важно проанализировать организацию труда на каждом рабочем месте, выявить возможности обучения учащихся на опыте новаторов производства, определить резервы рабочего места. Эту работу можно проводить по схеме (таблица 1), используя материалы по научной организации труда, составляемые сейчас на многих предприятиях. В результате выявляется, какие новые профессии появляются в народном хозяйстве и каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие — носители этих профессий должны обладать, чтобы квалифицированно выполнять эту работу; какие профессии из ведущих будут второстепенными. В то же время в результате сокращения малоквалифицированного, неквалифицированного и физически тяжелых видов труда анализом устанавливается, какие профессии обречены на отмирание и какие в связи с этим могут быть высвобождены внутрипроизводственные резервы рабочих кадров, требующих заблаговременной и планомерной подготовки и переподготовки. На основании изучения конкретного содержания труда рабочих, определения структуры основных его элементов проводится отбор их, построение, группировка и далее формирование трудовых функций и разрабатываются профессионально-квалификационные характеристики, в которых фиксируются такие данные, как продолжительность подготовки, объем знаний, навыков и умений и другие компоненты, определяющие уровень подготовки. Вместе с тем, в указанной характеристике отражаются и уровни квалификации: высший, средний и низкий. При организации и проведении анализов следует учитывать целый ряд взаимосвязанных между собой вопросов. В частности: —научно-технических — прогнозирование развития отраслей; —экономико-педагогических — прогнозирование форм подготовки и расходов на обучение; —социальных — прогнозирование трудовых функций рабочих и специалистов; —науковедческих — прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки; —психологических — прогнозирование доступности учебного материала; —физиологических — прогнозирование требований, предъявляемых профессией к физиологическим качествам рабочего; —воспитательных — прогнозирование мероприятий, чтобы с упреждением вносить коррективы в содержание обучения; —педагогических — прогнозирование управленческих функций учебно-воспитательного процесса. Практика показала, что попытка рассмотрения названных аспектов изолированно, в отрыве друг от друга, вне общей системы и преемственности обречена на неудачи.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |