Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров

ЭССЕ

 

на тему:

Развитие конкурентных рынков как фактор развития экономики России в условиях внешних шоков

Выполнили:

Студенты групп Ю1-1 и Ю1-2

Юридического факультета

Бандаев Магомед Альвиевич,

Гандалоев Адам Хамзатович

E-mail: [email protected]

тел.: +7-926-655-0716.

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Ачилова М.Я.

 

____________ «23» февраля 2015 г.

подпись

 

Москва – 2014 г.

Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.

Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. По происшествие многих лет существования в условиях экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло ухудшение технического положения многих предприятий естественных монополий.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.

В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:

- принято конкурентное законодательство[1];

- осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

- проведена приватизация;

- снижено административное давление.

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации[2]. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения»[3].

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации[4]. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей – конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»: «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»; «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей»[5].

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.

2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний – от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).

3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

Россия традиционно еще в силу своего геополитического положения смотрит одновременно на Запад и Восток, при этом на данном историческом отрезке западное направление преобладает. В последний год развернулась дискуссия о необходимости поворота на Восток с целью диверсификации партнеров. Восточное направление – это, во-первых, географически близкий к нам регион, во-вторых, это динамично развивающийся рынок с высокими темпами роста, в-третьих, это регион, открытый к сотрудничеству. Сейчас доля стран Восточной и Юго-Восточной Азии в торговом балансе значительно ниже ЕС, сотрудничество в инвестиционной сфере также слабое.

О приоритетности восточного вектора говорят некоторые факты[6]. Это и провозглашение национальным приоритетом развитие Дальнего Востока, пересмотр действующей Энергетической стратегии в пользу активизации сотрудничества со странами АТР, поездки бизнес-верхушки во Вьетнам и Японию, организация первой российской бизнес-миссии в страны АСЕАН во главе с заместителем министра экономического развития РФ Алексеем Лихачевым. Традиционно крупнейшими восточными партнерами для России были соседние государства – Китай, Япония и Корея. Сейчас государственная политика направлена на укрепление отношений со странами АСЕАН, куда на первую встречу отправились представители 30 российских компаний, действующих в сферах от фармацевтики до тяжелого машиностроения.

Рис.1. Доля торгового баланса России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии (по данным ФТС).

Чрезмерная ориентация на Восток, а точнее на китайский рынок, действительно может поставить страну в зависимость от Китая. Уже сейчас на КНР приходится 16,7% всего импорта, то есть именно этот восточный сосед выступает главным поставщиком в Россию, опережая Германию и даже в совокупности торговлю со странами СНГ. В идеале России следует расширять экспорт в Китай, а не превращаться в потребителя китайских товаров. Сейчас мы закупаем у Китая высокотехнологичную продукцию, в то время как сами продаем топливно-энергетические ресурсы (74%).

Рис.2-3. Структура экспорта (снизу) и импорта (сверху) России с КНР(по данным ФТС).

Бизнес-миссия в АСЕАН (выбраны три государства – Индонезия, Малайзия и Сингапур) стала первой в истории России и призвана расширить сотрудничество между странами. Сейчас Россия наиболее динамично взаимодействует с Сингапуром и Вьетнамом. Главными преимуществами торговли с этим регионом российская бизнес элита считает взаимодополняющий характер наших экономик, высокую долю экспорта машинно-технической продукции. Но в то же самое время географическая отдаленность, иной менталитет, разрыв прежних связей, установленных в советское время, низкий объем инвестиционного сотрудничества говорят о том, что этот рынок в ближайшие годы не сможет воздействовать в целом на баланс сил. Именно аргумент о высокой доли экспорта машинно-технического оборудования в своем интервью приводит заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Но взглянув на товарную структуру российского экспорта, убеждаемся в обратном – и здесь ключевыми статьями становятся топливно-энергетические ресурсы.


Рис.4.Структура торгового оборота России с Индонезией, Малайзией и Сингапуром

(по данным ФТС).

 

А отсюда тогда вопрос – о каком преимуществе этого рынка идет речь? О каких новациях и разработках, о модернизации экономики, если вектор сотрудничества меняется, но сама экономика не перестраивается, а остается сырьевой?

Именно в рамках диверсификации торговых партнеров Россия может ошибочно перейти к реализации второго сценария, который так же как и первый будет означать десуверенизацию экономики, потерю контроля над национальными ресурсами с последующим превращением России в экономически и политически слабую страну. Единственным вариантом предотвращения подобного сценария при активном сотрудничестве с Востоком станет инновационное развитие России, технологичность ее экспорта и расширение научно-технического сотрудничества.

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

3. Федеральный закон Российской Федерации №135-ФЗ от 26.07.2006 г. (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции".

4. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Рук. рабочей группы – Председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин. – М.: «Олита», 2004.

5. Кравченко Л. Россия и санкции: сценарии экономического развития. - http://rusrand.ru/events/rossija-i-sanktsii-stsenarii-ekonomicheskogo-razvitija

6. Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний по теме «Состояние делового климата в России» проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре – октябре 2007 года.

7. О стратегии развития России до 2020 г. Выступление Президента РФ В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета РФ. //http://www.russkie.org /index.php?id=11979&module=fullitem


[1] Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"; Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции".

[2] Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

[3] Массовый опрос российских предпринимателей и топ-менеджеров частных компаний по теме «Состояние делового климата в России» проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в сентябре – октябре 2007 года.

[4] Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин. – М.: «Олита», 2004.

[5] О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Президента РФ В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета - http://www.russkie.org/index.php?id=11979&module=fullitem

[6] Кравченко Л. Россия и санкции: сценарии экономического развития. - http://rusrand.ru/events/rossija-i-sanktsii-stsenarii-ekonomicheskogo-razvitija

Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо под­черкнуть, что каждый этап развития производительных сил по­рождает новые тенденции, которые усиливают влияние производ­ственных факторов на изменение профессионально-квалификаци­онной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, кото­рым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном про­цессе.

Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основ­ные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) уп­равляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) нала­живает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства.

В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится


удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержа­тельности.

Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осущест­влении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицирован­ного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий).

Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразме­ров, использует более 100 марок металлов и неметаллических ма­териалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь задан­ных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сва­рочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных ра­бот и ряда других.

Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определен­ного типа и конструкции, а также знать правила применения режу­щих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измери­тельных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазы­вающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака.

В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необхо­димо было знать устройство однотипных станков, наиболее распро­страненных универсальных приспособлений и их применение; на­значение и правила применения нормального и специального ре­жущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных ин­струментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки.

В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и кон­трольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности.


В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации.

В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появле­нию станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и да­же наладку оборудования.

В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объ­единяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудова­ния, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и стан­ков и др.

У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расче­тов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленно­сти наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-техниче­ской подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений дол­жны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания под­готовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профес­сиям.

В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрас­ли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист зава­лочной машины, вальцовщик.

В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обес­печивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслужива­нием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами.

В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функ­ций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп-


равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессор­ных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%.

Техническое совершенствование производства в угольной про­мышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих ме­ханизированного труда. Так, увеличивается численность машини­стов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается числен­ность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения.

Произошли значительные изменения и в строительстве благо­даря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различ­ных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного до­ма заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время про­фессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтаж­ник выполняет все общестроительные работы.

Большие изменения происходят в профессионально-квали­фикационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов.

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек.

Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ре­монтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увели­чением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицеп­ных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочно­го, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С по­явлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракто­рист гусеничных тракторов.

В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика пе­решли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее


время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% бо­лее высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и со­держании профессий механизаторов. При быстром переналажива­нии сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наимено­ваний сменного оборудования, может выполнять работу бульдозе­ра, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержа­ния труда традиционной профессии тракториста. Это уже не про­сто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, меха­низатор сельскохозяйственного производства, владеющий многи­ми смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйст­венных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы.

Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех от­раслях промышленности все более сокращается удельный вес за­трат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремон­том. Это требует от рабочего сознательного использования широ­кого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения сущест­венных изменений в содержание обучения по профессиям.

Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства.

Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих стано­вится обязательным условием успешного труда.

Политика в области профессионально-технического образова­ния должна опираться на новые, адекватные экономической ре­форме системы и методы подготовки рабочих.

fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо иссле­довать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтех­училищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану.


1. Содержание и объем данной области труда.

2. Технико-организационные условия: какая типичная продукция производится?

какое сырье, производственные и вспомогательные материалы ис­пользуются?

какие средства труда применяются (название, характерные при­знаки, инструменты и приспособления)?

какими установками для измерения, управления и регулирования снабжены средства труда?

какие контрольные приборы используются?

какие методы применяет рабочий, в каких технологических про­цессах он участвует?

как организовано производство?

какая применяется организация труда?

3. Рабочие функции:

какие действия производит рабочий?

как часто эти действия производятся и как долго они продолжают­ся, их значение для производственной деятельности в целом?

4. Квалификация:

установить, какими техническими, технологическими, экономи­ческими, организационными закономерностями должен обладать ра­бочий: какие знания, навыки и умения он должен получить?

5. Особый опыт:

в каких областях рабочий должен получить специальные знания и опыт и чем они характеризуются?

какие возможности (формы, методы подготовки) имеются для ус­корения процесса получения этих знаний и опыта?

6. Ответственность.

7. Специальные технические требования.

8. Особые физические, технические требования.

9. Предложения по продолжительности и организации подго­
товки.

10. Анализ достижений научно-технического прогресса с уче­
том прогноза: повышение степени механизации и автоматиза­
ции; изменение средств труда; изменение качества материалов;
изменение методов труда; изменение организации производства
и труда.

При анализе профессий важен выбор объектов изучения, при этом учитывается ряд условий: предприятия должны располагать достаточной учебно-материальной базой для обучения рабочих в разных формах; их количество должно обеспечить репрезентатив­ность выборочного обследования. Анализу подвергается структура профессионально-квалификационного состава рабочих; перспек­тивы основных направлений дальнейшего развития предприятия; действующие перечни профессий для определения соответствия уровня подготовки рабочих требованиям научно-технического прогресса.


Содержание труда изучается применительно к видам произ­водства с различным уровнем его механизации и автоматизации с целью последующего формирования оптимального профессио­нально-квалификационного профиля рабочих. С одной стороны, необходимо провести изучение содержания самой производствен­ной деятельности рабочего в рамках его конкретной профессио­нальной специализации, составляющей в совокупности трудовые функции по таким параметрам: выполнение расчетных функций; подготовка рабочего места или работы; приведение в движение предметов и орудий труда с помощью мускульных усилий; воз­действие на предмет труда посредством управляемых рабочим орудий труда; организация, управление и контроль хода рабочего процесса и к-ачества продукции. С другой стороны, необходимо провести анализ по таким же параметрам влияния предполагае­мых на ближайшее будущее средств труда на содержание основ­ных трудовых функций рабочих ведущих профессий.

Анализ рабочих мест проводится по заранее разработанному пла­ну и включает следующие позиции:

приемы, операции и комплексные работы, выполняемые на дан­ном рабочем месте;

количество таких рабочих мест;

сменность в цехе;

вид производственной деятельности цеха, изделий;

количество учащихся, которые могут обучаться в цехе;

оснащенность рабочего места прогрессивными приспособлениями и инструментами;

уровень механизации;

состояние средств техники безопасности;

продолжительность обучения на рабочем месте;

состояние оборудования;

возможности использования на рабочем месте учащимися теоре­тических знаний в процессе производственного обучения;

нормы времени и нормы выработки на этом рабочем месте;

новые трудовые приемы и передовые способы труда, которые при­меняет рабочий, занятый на данном месте;

навыки, которые может отработать учащийся;

степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту;

условия труда (затраты мускульной энергии, утомляемость и

др.);

соответствие рабочего места требованиям промышленной санита­рии и гигиены труда;

условия воспитательной работы.

При анализе рабочих мест определяются состав работ по изуча­емой, смежной и совмещенным профессиям и затрачиваемое рабо­чим время (степень занятости); степень дублирования различных операций; время, затраченное на наблюдение и выполнение не-


свойственных работ; время простоев; время перехода с одной работы на другую; порядок ознакомления учащихся с заданиями; разделе­ние и кооперация труда; рациональное чередование работ; скорость выполнения операций и др.

Таблица 1

Схема анализа организации труда на рабочем месте и его оснащения

 

Состояние нормирования труда Нормы на рабочем месте Удельный вес технически обоснованных норм по количеству и трудоемкости Количество расчетных норм, их прогрессив­ность Выполнение норм Эффективность применяемых норм оплаты труда
Планирование и организация об­служивания рабочего места Состояние оперативного и экономического пла­нирования Состояние материально-технического обеспе­чения Организация контроля качества продукции на рабочем месте Степень загрузки работами, не относящимися к данному рабочему месту
Оборудование, оснастка, инструмент Показатели машинного времени работы обору­дования Использование календарного фонда времени работы оборудования Использование режимного фонда времени ра­боты оборудования Использование технологических особенностей оборудования Оснащенность рабочего места Применение прогрессивного инструмента
Планировка рабочего места и ус­ловия труда Планировка рабочего места Условия труда работающих Затраты мускульной энергии Утомляемость
Технологические процессы Прогрессивность технологических процессов Уровень механизации технологических процес­сов Применяемые припуски
Организация и приемы труда Применяемые режимы труда Объединение или разделение труда Рациональность движений
Творческая инциатива работающих Квалификация рабочих Участие в соревновании Участие в рационализации Участие в обмене опытом

Важно проанализировать организацию труда на каждом рабочем месте, выявить возможности обучения учащихся на опыте новаторов производства, определить резервы рабочего места. Эту работу мож­но проводить по схеме (таблица 1), используя материалы по науч­ной организации труда, составляемые сейчас на многих предприя­тиях.

В результате выявляется, какие новые профессии появляются в народном хозяйстве и каким уровнем знаний, навыков и умений рабочие — носители этих профессий должны обладать, чтобы ква­лифицированно выполнять эту работу; какие профессии из веду­щих будут второстепенными. В то же время в результате сокраще­ния малоквалифицированного, неквалифицированного и физиче­ски тяжелых видов труда анализом устанавливается, какие профессии обречены на отмирание и какие в связи с этим могут быть высвобождены внутрипроизводственные резервы рабочих кадров, требующих заблаговременной и планомерной подготовки и переподготовки.

На основании изучения конкретного содержания труда рабочих, определения структуры основных его элементов проводится отбор их, построение, группировка и далее формирование трудовых функций и разрабатываются профессионально-квалификационные характери­стики, в которых фиксируются такие данные, как продолжительность подготовки, объем знаний, навыков и умений и другие компоненты, определяющие уровень подготовки. Вместе с тем, в указанной харак­теристике отражаются и уровни квалификации: высший, средний и низкий.

При организации и проведении анализов следует учитывать це­лый ряд взаимосвязанных между собой вопросов. В частности:

—научно-технических — прогнозирование развития отраслей;

—экономико-педагогических — прогнозирование форм подготов­ки и расходов на обучение;

—социальных — прогнозирование трудовых функций рабочих и специалистов;

—науковедческих — прогнозирование компонентов логической структуры соответствующей науки;

—психологических — прогнозирование доступности учебного ма­териала;

—физиологических — прогнозирование требований, предъявляе­мых профессией к физиологическим качествам рабочего;

—воспитательных — прогнозирование мероприятий, чтобы с уп­реждением вносить коррективы в содержание обучения;

—педагогических — прогнозирование управленческих функций учебно-воспитательного процесса.

Практика показала, что попытка рассмотрения названных аспек­тов изолированно, в отрыве друг от друга, вне общей системы и пре­емственности обречена на неудачи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предметный указатель | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.