КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура педагогической науки
Развитие связей педагогики с другими науками привело к выделению отраслей педагогики — пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой разветвленную систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной в структуре педагогики является общая педагогика, исследующая основные закономерности образования. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами. В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять как отдельные самостоятельные научные дисциплины. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук. Особую группу педагогических наук, изучающих возрастную специфику образования как педагогического процесса, объединяет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых. Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия целенаправленного развития детей до трех лет. Значимость ее стремительно возрастает по мере выявления особенностей развития интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее особо тесное взаимодействие с такими отраслями знаний, как психология, физиология, медицина. Дошкольная педагогика – наука о закономерностях целенаправленного развития личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в различных типах образовательных учреждений, в условиях семьи. Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки об образовании. Педагогика высшей школы изучает закономерности образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения. Педагогика взрослых (андрагогика) изучает особенности образования взрослых. Педагогические науки также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации: военная, инженерная, спортивная, театральная, музейная, музыкальная, производственная педагогики, педагогика исправительно-трудовых учреждений и т.д. Каждая из этих педагогик имеет свой предмет. Например, военная педагогика вскрывает закономерности и условия обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Закономерности обучения работающих, повышения квалификации и переподготовки изучает производственная педагогика. Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Исправительно-трудовая педагогика изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. К педагогическим дисциплинам также относятся история педагогики и образования, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия образования (воспитания), социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др. История педагогики и образования исследует возникновение и развитие образовательной практики и педагогических теорий в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать современные педагогические проблемы. Сравнительная педагогика занимается анализом, сравнением образовательных систем в разных странах. Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих; тифлопедагогика – слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика – умственно отсталых; логопедия – наука об обучении и воспитании детей с нарушениями речи. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин в различных типах образовательных учреждений. Такова внутренняя структура педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.
Вопросы и задания 1. Каков объект педагогики? 2. Обоснуйте предмет педагогики. 3. Каковы функции педагогики? 4. Дайте характеристику образования как социального феномена. 5. Назовите основные междисциплинарные понятия, используемые педагогикой и дайте их определение. 6. Раскройте сущность образования как педагогического процесса. 7. Выделите собственно педагогические понятия, раскрывающие предмет педагогики и дайте их определение. 8. Каково место педагогики в системе наук о человеке? 9. Назовите основные формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами. 10. Какова структура современной педагогической науки?
Рекомендуемая литература Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. – М., 2007. Бордовская Н.В. Педагогическая системология. – М., 2009. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2010. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. – М., 2006. Педагогика / Н.Н. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М., 2007. Саймон Б. Общество и образование. — М., 1989. Стоунс Р. Психопедагогика. — М., 1985. Щедровицкий Г.П. и др. Педагогика и логика. — М., 1993. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – Ставрополь, 2007.
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |