Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный предмет




Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система дидактически обработанных научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Основная образовательная программа начального общего образования (стандарт 2009 г.) с учётом специфики содержания предметных областей, включает в себя конкретные учебные предметы: «Филология» («Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык); «Математика и информатика»; «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»); Основы духовно-нравственной культуры народов России»; «Искусство» («Изобразительное искусство», «Музыка»); «Технология»; «Физическая культура».

Основная образовательная программа основного общего образования с учётом общих требований Стандарта (2010 г.) и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей включает следующие учебные предметы: «Филология» («Русский язык», «Родной язык», «Литература», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык»); «Общественно-научные предметы» («История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»); «Математика и информатика» («Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»); «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; «Естественно-научные предметы» («Физика», «Биология», «Химия»); «Искусство» («Изобразительное искусство», «Музыка»); «Технология»; «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» («Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учётом общих требований Стандарта (проект 2010 г.) и специфики изучаемых предметов, предполагают включение интегрированного (общеобразовательного), базового и профильного уровней по следующим дисциплинам: «Русский язык и Литература. Родной язык и Родная литература» («Русская словесность», «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык»); «Общественные науки» («Россия в мире», «История», «Обществознание», «География», «Экономика» (профильный уровень), «Право (профильный уровень); «Математика и информатика» («Математика и информатика» (интегрированный (общеобразовательный) уровень), «Математика. Алгебра и начала анализа. Геометрия», «Информатика»; «Естественные науки» («Естествознание» (интегрированный (общеобразовательный) уровень), «Физика», «Химия», «Биология», «Экология» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности»; «Физическая культура»; «Искусство или предмет по выбору образовательного учреждения»; «Индивидуальный проект»

В рамках профильной и предпрофильнойподготовки изучаются элективные учебные предметы.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Они выполняют три основные функции:

развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

«надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Поскольку в качестве предмета совместной деятельности преподавателя и учащегося в обучении выступают результаты научного познания, то специфическая трудность, с которой здесь сталкивается дидактика, связана с ответом на вопрос, что из обширного многообразия научного знания должно перейти в содержание учебного предмета.

Наиболее распространенная и признанная точка зрения заключается в том, что учебные предметы общеобразовательной школы следует конструировать в соответствии со структурой научного знания в целом. Здесь имеется в виду, что каждой фундаментальной научной дисциплине должен соответствовать учебный предмет. Следовательно, полноту и структурную упорядоченность учебного предмета следует оценивать, принимая в качестве эталона структуру научного знания. Этот подход в общих чертах реализуется в практике современного общего среднего образования.

Согласно другой точке зрения, напротив, при определении содержания учебного предмета следует ориентироваться преимущественно на собственно педагогические соображения. При этом отмечается, что соблюдать различия между научными дисциплинами не обязательно. Эта позиция обосновывается тем, что существующая система научных дисциплин в значительной мере является результатом исторического развития научного знания и не соответствует закономерностям развития познавательных способностей человека и тем более структуре самой действительности.

Другая трудность, с которой приходится сталкиваться при определении содержания учебного предмета, связана с ответом на вопрос, что и в какой последовательности следует изучать в рамках отдельной учебной дисциплины. Развитие педагогической теории и образовательной практики позволяет дать такой ответ на этот вопрос:

· выделенное в качестве учебного знания определенное содержание научной дисциплины должно изучаться в последовательности его исторического возникновения;

· последовательность изложения учебного знания должна воспроизводить логическую структуру современного состояния развития научной дисциплины;

· упорядоченность развертывания содержания учебного знания должна быть следствием закономерностей развития познавательных возможностей субъекта учения.

Итак, на уровне учебного предмета проектирование содержания образования предполагает работу над отдельными его элементами, определение их целей и функций в целостном контексте стандарта. На этом же уровне формируется и конкретизируется представление об основных формах реализации содержания учебного предмета в процессе обучения, последовательно фиксируемого в соответствующих нормативных документах — учебных программах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.