Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П.П. Блонский




Л.Н. Толстой

К.Д. Ушинский

2. Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремес­лом, — в этом корень учительского дела.

3. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сооб­щена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде извест­ных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существо­вать педагогика.

4. Педагогическая теория — абстракция. Ее практическое применение — всегда высокое искусство.

(Автор)

I Определенную отрасль знаний называют наукой, когда со­блюдаются следующие необходимые условия:

• четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;

• для его изучения применяются объективные методы ис­следования;

• зафиксированы объективные связи (законы и закономер­ности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;

• установленные законы и закономерности позволяют пред­видеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процес­сов, производить необходимые расчеты.

Нетрудно заметить, что все перечисленные требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований характеризует уровень развитости науки.

Многие теоретики педагогики, следуя принципам класси­фикации наук, установленным немецкими философами Виндельбандом и Риккертом, относят педагогику к так называе­мым нормативным наукам. Причина этого — особенности по­знанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражающими общие тенденции развития педагогических про­цессов. Это затрудняет их применение для конкретного прог­нозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель дол­жен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает до­стижение этой нормы научной поддержкой.

Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня во­прос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нор­мы, даже установленные на основе анализа сущностей педаго­гических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. На­полнить их живым смыслом способен только думающий педагог.

Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том пре­деле, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в со­брание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попытки делить педагогику на теоретическую и нормативную (практи­ческую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, — читаем в одной дореволюционной монографии, — педагогика — наука теоретическая, так как ее средства заключа­ются в знании законов, которым подчинена физическая и ду­ховная природа человека; в том же, что касается целей, педаго­гика есть наука практическая».

В процессе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педагогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной облас­ти педагогических знаний теоретической педагогики, содержа­щей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения. Главными компонентами системы научной педагогики являются также аксиомы и прин­ципы. Через конкретные рекомендации и правила теория со­единяется с практикой.

VIII. Заполните пробелы в тексте, вписывая отсутствую­щее слово (или слова).

Ответы (с правой стороны текста) закройте полоской бу­маги и, после того как заполните очередной пробел (или пробелы), перемещайте ее вниз. Последовательно сверяй­те сформулированный вами ответ с правильным. Если они совпадают, переходите к изучению следующего фрагмента текста, если нет — внесите исправление в ответ и постарай­тесь определить причину ошибки. Аналогичным образом поступайте в дальнейшем при проработке блоков самокон­троля такого типа.

С характеристикой достоинств и недостатков подобного способа изучения материала вы познакомитесь во второй части пособия.

Научная теория характеризуется соблюдением ряда общих ….. условий, требований
Должен быть выделен …… исследования предмет
Для его изучения применяются.......................методы исследования объективные
В результате исследований уста­навливаются..............и.................... закономерности законы
Установленные закономерности и законы обеспечивают возможность....................будущего развития пе­дагогических процессов прогнозирования
Законы и закономерности педагоги­ки имеют.............................характер общий
Выделяются два уровня педагоги­ческой теории:..................................и теоретический нормативный
В структуре педагогической теории выделяются компоненты:.................. закономерности, принципы
Теория соединяется с практикой с помощью............................................. правил

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.