Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Закономерности и принципы обучения




Педагогический процесс как целостная система и целостное явление. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих образовательных задач.

Основные компоненты педагогического процесса:

1) Целевой компонент – цель системы образующая компоненты педагогического процесса. Включает все многообразующие цели и задачи педагогической деятельности.

2) Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

3) Деятельностный- отражает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию, управления процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат

4) Результативный компонент – эффективность протекания пед.процесса характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Выделяются 3 этапа педагогического процесса:

_ подготовительный

- основной

- заключительный

На подготовительном этап е создается подлежащие условие для протекание процесса в заданном направлении и заданной скорости.

При этом решаются следующие важные задачи:

- целеполагание - выделение и постановка конкретных задач.

- диагностика условий

- прогнозирование достижения,

-проектирование и планирование развития процесса

Основной этап включает:

- постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности

-взаимодействие педагога и учеников,

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников

- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов..

Закономерности педагогического процесса - это главные объективные повторяющиеся причины следственной связи.

Основные:

1) Закономерности динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущем этапе.

2) Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и уровни развития личности зависит от наследственности, воспитания, учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельности, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3) Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратной связи между учениками и педагогом и от характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников.

4) Закономерность единства чувственного, логического, практического. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применение осмысленного.

5) Закономерность единства внешней(педагогической) внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно- воспитательной деятельности воспитуемых.

Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.

К принципам организации педагогического процесса относятся:

- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;

- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:

- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

- принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;

- принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанниковпри организации их деятельности.

 

Система образования Российской Федерации. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений на различных ступенях образования.

Перспективы развития системы дошкольного образования в настоящее время определяются следующими программными документами:

- Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р);

- Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.10.2007№ 1351). Вместе с тем происходящие в системе образования изменения, позитивные по сути, не всегда ведут к улучшению качества образования. Так, вариативность образовательных программ привнесла в дошкольное образование неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - одночасовые предметы. Это привело к неоправданному росту требований к детям, поступающим в школу, снижению качества их образования и перегрузке. Расширение спектра образовательных услуг в сфере подготовки к школе вызвало увеличение доли образовательных структур, рассматривающих предшкольное образование как более раннее изучение программы первого класса и сводящих его к формированию узкопредметных знаний и умений.

Можно с уверенностью сказать, что без учета принципа преемственности ступеней образования при определении целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка, его личностное становление, получение общественно значимого образовательного результата. В этой связи возникает понятие "непрерывное образование", трактуемое как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Важными для развития системы дошкольного образования являются и другие базовые принципы, лежащие в основе современной государственной политики в области образования:

· открытость к общественным запросам и требованиям времени;

· привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;

· переход на современные образовательные технологии;

· обеспечение доступного качественного образования для всех граждан.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования, в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2010 гг. (далее -Комплекс мер).

В соответствии с разделением полномочий в сфере дошкольного образования Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) по двум основным направлениям:

1. обеспечение доступности дошкольного образования;

2. повышение его качества.

Ключевое значение при этом имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых условий для обучения в начальной школе. Только адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе, поэтому создание равных условий обеспеченности услугами дошкольного образования - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ.

В настоящее время в образовательной практике большинства регионов России реализуются три основные модели обеспечения равных стартовых условий получения образования для детей 3-7 лет из разных социальных групп и слоев населения:

· в группах полного дня на базе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

· в группах кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры, здравоохранения, социальных служб и родительских сообществ;

· в условиях семейного воспитания в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями (лицами, их заменяющими), а также в форме гувернерства.

К числу типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, можно отнести:

· переуплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);

· нехватка педагогических кадров;

· несогласованность требований контролирующих и других организаций и пр.

Так, например, из-за несогласованности действий учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты работники системы дошкольного образования сталкиваются со следующими трудностями:

· не отлажена система учета дошкольников, данные различных служб (например, поликлиники, детского сада и школы) отличаются порой в разы;

· отсутствует единая информационная система, объединяющая сведения о рынке образовательных услуг для детей дошкольного возраста (родители часто дезориентированы в данном вопросе, испытывают трудности в выборе образовательного учреждения, услуг основного и дополнительного образования);

· различные образовательные учреждения дублируют друг друга в вопросах обучения, подготовки детей к школе (например, ребенок посещает и детский сад, и "Школу будущего первоклассника", и кружок раннего изучения иностранного языка), что приводит к совершенно неоправданной, недопустимой перегрузке дошкольников;

· практика работы групп кратковременного пребывания нередко сводится к реализации отдельных направлений (например, обучению грамоте и основам математики) в ущерб общему развитию ребенка (физическому, социально-личностному и др.);

· остается нерешенной проблема преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, связанная на сегодняшний день не столько с содержанием учебных программ, сколько с низкой адаптивностью школы, в т. ч. вследствие стратегии подготовки учителя начальных классов к работе с будущими первоклассниками;

· существование целого ряда субъективных и объективных причин, по которым современные родители часто не могут эффективно организовать развитие своего ребенка в домашних условиях, нуждаются в квалифицированной помощи. Попытки решить каждую из названных проблем по отдельности не приводят к ощутимым результатам. Политика "латания дыр" не соответствует темпам модернизации образования и общества. Современная ситуация требует комплексного подхода к решению данных проблем в достаточно сжатые сроки, при этом необходимо учитывать как демографические, так и социально-экономические условия региона.

 

Непрерывность и преемственность в работе образовательных учреждений.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнкаи определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования как важнейшие средства развития ребенка.

При этом под непрерывностью подразумевается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.

Учитывая многообразие форм обучения, в особенности на этапе школы, следует, по-видимому, различать внешнюю непрерывность (преемственность), т.е. организационный переход обучения на более высокую ступень, и внутреннюю непрерывность (преемственность), определяемую соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступенях. Это относится ко всей системе образования.

Вместе с тем для каждой ступени и каждой формы обучения должна быть предусмотрена вариативность программ для учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости (в частности, с разным уровнем доступной им самоорганизации), наконец, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям учащихся.

Таким образом, важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования. А так как образование — непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования

Раздел 2.Педагогика школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.