Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема первоначала и философских учений Фалеса, Анаксимена, Гераклита




Йога.

Санкхья.

Ньяя.

Основателем школы Ньяя является Готама. Он учил, что Бог сотворил мир не из ничего, а из вечных атомов, пространства и времени, эфира, умов и души. В реальном мире человек может жить счастливо или страдать в соответствии со своим поведением в этом мире и в других мирах.

Основателем школы Санкхья считается мудрец Капила. Капила учил, что есть два источника мира и две независимые первичные реальности: 1) Пуруша – разумное начало, начало вне мира объектов, вечное сознание, недействующее и неизменяющееся; 2) Пракрити – первичная материя, основа всех имеющихся материальных вещей. Пракрити – вечное бессознательное начало. Сначала Пракрити существовала в аморфной, нерасчлененной форме, а её превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (гун): 1) раджас (стремление); 2) та мае (тьма); 3) саттва (ясность). Гуны вызывают удовольствие, страдание, безразличие, а также активность и пассивность. Эволюция мира начинается с соединения двух первоначал, возникает великий зародыш вселенной ‑ «махат». «Махат» обладает интеллектом, который дальше развивает мир. Затем возникает множество элементов, как вещественных, так и духовных. Этих элементов-начал ‑ двадцать пять. Человеческое «я» свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом. Итог такого смешения – горести и страдания. Если мы осознаем, что наше тело и «я» – разные субстанции, если мы будем стремиться освободиться от телесного, искать покой в себе, мы сможем достичь состояния свободы от страданий. Освободиться можно при жизни в этом мире или после смерти в другом мире. Достижение свободы и покоя предполагает отрешение от мирской суеты.

Основателем школы йога считается мудрец Патанджали. Философия йоги, делающая акцент на исследование психологиче­ских категорий и на практическое психологическое обучение, исходит во многом из положений о медитации различных ранее существовавших систем Йога более известна своей практикой достижения избавления от страданий и просветления. Есть восемь ступеней совершенствования:

1. «Обуздание». Здесь человек воздерживается от лжи, воровства, жадности и т. д. Главное – не нанести вреда чьей-либо жизни.

2. «Культура этики». Здесь воспитываются хорошие привычки, изучаются тексты «Веды»; человек думает о Боге.

3. «Положения» ‑ выработка устойчивых и удобных положений тела при размышлении.

4. «Контроль над дыханием». Комментарии здесь излишни. Некоторые «Йоги» могут замедлить и на короткое время прекращать физиологически нормальное дыхание.

5. «Контроль над чувствами» ‑ на этой ступени чувства как бы отделяются от объектов.

6. «Внимание». При этом внимание сосредоточивается на отдельном объекте (например, на собственном пупке).

7. «Созерцание» ‑ продолжение внимания, когда мышление неуклонно и непрерывно сосредоточено на объекте.

8. «Сосредоточенность» ‑ состояние, когда созерцающее предмет сознание не просто проникает в предмет, но и сливается с ним, перестает сознавать самое себя.

 

5. Веданта. Школа Веданта вырастает из положений последней части Вед – «Упанишады». «Упанишады» по форме представляют собой обычно диалог мудреца-учителя с его учеником, либо с человеком, ищущим истину. Школа Веданта, опираясь на текст «Упанишад», сформулировала свое учение. Суть его в следующем: все есть Бог. Душа есть Бог. Бог – единственная предельная реальность. Такая концепция называется монистичной.

6. Миманса. Школа Миманса была основана Джаймини примерно в 200 г. до н. э. Ее основная задача – продолжить традиции Вед, особенно ритуальной их стороны.

Веды – наиболее древнее литературно-философское произведение индийской мысли и основа религии индуизма. Древнейшую часть Вед составляют четыре сборника (самхиты):

Школа Миманса утверждала, что Веды вечны и существуют самостоятельно, иногда они позволяют обнаружить себя для людей через избранных пророков.

 

7. Буддизм. Огромное влияние на духовную жизнь Индии оказал буддизм. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. Основатель – принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакья. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась истина, он стал Буддой, т.е. просветленным. Будда не занимался детальной разработкой собственно философских основ своего учения, Будда выступал против двух крайностей в действиях людей: против безудержной погони за мирскими наслаждениями и против аскетического умерщвления плоти и самоистязания. Он осуждал ведический ритуализм и преклонение перед всякими авторитетами. Будда считал, что спасение доступно всем людям. Он призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности. В течение сорока пяти лет Будда проповедовал своё учение. Суть его учения в четырех благородных истинах: 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется); 2) причина страданий – страсти, желания человека; 3) избавление от страданий – через избавление от желаний (путь нирваны); 4) выработка пути к нирване.

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космо­са. Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения., заменив человекоподобных богов изнутри присущим всему существующему источником. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, они искали начало про­исхождения и изменения всех вещей. «Из чего все?» — вот вопрос! который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка воп­роса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убежде­ние, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для все­го источник. При этом они понимали первовещество как мертвую и кос­ную материю, а как вещество живое и в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен сочетали философское исследо­вание с вопросами и задачами разносторонней практической деятель­ности. Впервые в Древней Греции они разработали научные догадки в области математики, физики, биологии, сконструировали первые на­учные приборы (солнечные часы, модель небесной сферы).

Первым в ряду милетских философов был Фалес. Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажно­го первовещества, или «воды». Он утверждает, что все вещества воз­никают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни — Солнце и другие светила, затем во вре­мя дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подзем­ные ключи, туманы, росы и т. д. Сама наша Земля держится на воде, окружена со всех сторон океаном. Для Фалеса вода не только вещество, отличное от других веществ, например земли, воздуха, но вообще теку­чий раствор, в котором все распускается, из которого все образуется, в котором оседает твердое и испаряется легкое. Современник Фалеса Анаксимандр признавал единым и постоян­ным источником рождения всех вещей уже не «воду» и не какое-либо отдельное вещество, а некоторое беспредельное и вечное Начало, апейрон (буквально «беспредельное»), из которого обособляются противо­положности теплого и холодного и которое дает начало всем вещам.

Анаксимен, принимая за первооснову воздух, ввел важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха об­разуются все вещества: вода, земля, камень и огонь. Воздух для него — дыхание, обнимающее весь мир. Только в вечном движении беспредель­ного воздуха Анаксимен видел главную причину всего существующего. Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, — сгущений, разряжении, испарений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.