КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
Шопенгауэр родился в г. Данциге 22 февраля 1788 г. в семье достаточно удачливого коммерсанта Шопенгауэр принес в мир новое миропонимание и новое мироощущение. Не прогресс, не рассудочные правила, а вселенская тревога составляют суть человеческого бытия. В этом плане весьма значимо главное сочинение Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1818). Здесь философ постарался показать, что мир, явленный человеку, на самом деле есть воплощение «слепой Воли», некоей сверхприродной силы, которая является неиссякаемым источником энергии жизни. Воля выступает как «слепое влечение, темный глухой порыв». Она могуча и бескомпромиссна, но сама направленность ее усилий иррациональна, а потому бесцельна. Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть «воля». Волю надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как «порыв», существующий в природе и в обществе. «Воля, - пишет Шопенгауэр, - сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, — такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля порождает все явления и процессы в мире, но она безосновна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потребность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д. Человеческий интеллект лишен возможности противопоставить себя воле. Да, поступки принадлежат человеку, во обнаруживает в них себя именно воля. «Интеллект, хотя и снабжает Волю мотивами, — разъясняет Шопенгауэр, — но в секретную лабораторию ее решений не проникает». Воля стремится все подмять под себя, она ненасытна. И если «интеллект устает, то воля неутомима». «Воля» не ведет человека по жизни, она заставляет его жить, при том, что «идея созидания» в ней полностью отсутствует. А так как ее могучие усилия бесцельны, то и ее воздействия бессмысленны. Человек совсем не «хозяин своей судьбы» (как думали в эпоху Возрождения), а бумажный кораблик в безбрежном океане жизни. Человек - существо сложное. В нем следует выделять три компонента: 1) что человек имеет (здоровье, ум, характер, волю); 2) какими внешними благами он владеет (должность, доход, богатство,положение и т.д.); 3) что о человеке думают другие. Первый компонент имеет самое главное значение. В целом жизнь людей — это безнадежное длительное угасание и горе. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Фридрих Ницше был филологом по профессии, а также мыслителем и литератором по природной одаренности. Ницше внес своеобразную поправку в позицию Шопенгауэра, указав, что движущим стимулом мира является «воля к власти». Проявлением «воли к власти» надо считать тягу к самоутверждению в формах искусствах, морали, религии и науки. «Воля к власти» — движущая сила человеческой культуры. Осуществить «волю к власти» может только сильный человек, в определенном смысле «аристократ духа», готовый встать «над историей» и над моралью. Не испытывая сомнения и раскаяния, такие люди должны найти в себе силы переступить границы и разорвать узы мещанских отношений и традиций, которые связывают дух людей. Смысл истории человечества — не в довольстве масс, а в появлении «сверхисторических» людей Христианская религия отвергается Ницше, поскольку она защищает слабых (которые воплощают собой «посредственность»), а сильных делает униженными. Мыслитель убежден, что утешения в вере ищет прежде всего тот, кому недостает силы и кто не может повелевать. У таких людей развиты стадные инстинкты и постоянно присутствует боязливое желание повиноваться. Философская поэма «Так говорил Заратустра» (1883-1885) является одним из самых известных произведений Ницше. «Бог умер!» — такую истину нашел в своем сердце мудрец Заратустра. Обратившись к людям, он восклицает: «Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек — смысл жизни». А что же такое человек? «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |