Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика




Сластенин В.А. и др.

Оригинал-макет Н.В. Спасской

Редактор Л.Н. Вылегжанина

Столяренко Алексей Михайлович ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Корректор Т. А. Балашова

Художник А.В. Лебедев

Лицензия серия ИД № 03562 от 19.12.2000 Подписано в печать 05.02.2001. Формат 60x88 1/16

Уч.-изд. л. 21,5. Усл. печ. л. 26,5 Тираж 30 000 экз. (4-й завод - 5000). Заказ № 5188

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Генеральный директор В.Н. Закаидзе

123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1 Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14 www.unity-dana.ru E-mail: [email protected]

Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14



 

 

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик.

OCR: Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.lib.ru [email protected]

 

Учебное издание

Сластенин Виталий Александрович

Исаев Илья Федорович

Шиянов Евгений Николаевич

 

 

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно - деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.

Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии....(с.7)

§ 2. Особенности педагогической профессии….(с.9)

§ 3. Перспективы развития педагогической профессии…..(с.14)

§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы….(с.15)

 

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

§ 1. Сущность педагогической деятельности…..(с.18)

§ 2. Основные виды педагогической деятельности…..(с.19)

§ 3. Структура педагогической деятельности……(с.21)

§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности….(с.22)

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога…..(с.23)

 

Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя.

§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической

культуры….(с.28)

§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.30)

§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.32)

§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической

культуры…..(с.34)

 

Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога.

§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической

деятельности…(с.38)

§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования…..(с.39)

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя…….(с.42)

§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей…..(с.45)

 

 

Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.

 

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке.

§ 1. Общее представление о педагогике как науке…..(с.47)

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики…..(с.48)

§ 3. Образование как социальный феномен……(с.50)

§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат

педагогики…..(с.56)

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура…….(с.59)

 

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований.

§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре

педагога…(с.63)

§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики…..(с.65)

§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований…..(с.66)

§ 4. Организация педагогического исследования……(с.70)

§ 5. Система методов и методика педагогического исследования…..(с.72)

 

Глава 7. Аксиологические основы педагогики.

§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики……(с.78)

§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация……(с.80)

§ 3. Образование как общечеловеческая ценность…..(с.83)

 

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности.

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема…..(с.87)

§ 2. Сущность социализации и ее стадии……(с.88)

§ 3. Воспитание и формирование личности……(с.90)

§ 4. Роль обучения в развитии личности…….(с.92)

§ 5. Факторы социализации и формирования личности…..(с.93)

§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…..(с.97)

 

Глава 9. Целостный педагогический процесс.

§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного

явления…..(с.100)

§ 2. Педагогическая система и ее виды…..(с.101)

§ 3. Общая характеристика системы образования….(с.103)

§ 4. Сущность педагогического процесса…..(с.106)

§ 5. Педагогический процесс как целостное явление…..(с.108)

§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса……(с.110)

 

 

Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.

 

Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе.

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса…..(с.112)

§ 2. Функции обучения……(с.113)

§ 3. Методологические основы обучения…..(с.114)

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения…..(с.117)

§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения….(с.120)

§ 6. Виды обучения и их характеристика…..(с.122)

 

Глава 11. Закономерности и принципы обучения.

§ 1. Закономерности обучения….(с.125)

§ 2. Принципы обучения…..(с.127)

 

Глава 12. Современные дидактические концепции.

§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения…..(с.140)

§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего

обучения…..(с.154)

 

Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности.

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер…..(с.161)

§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования….(с.163)

§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования….(с.167)

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции….(с.171)

§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего

образования…..(с.174)

§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-

летней общеобразовательной школы….(с.182)

 

Глава 14. Формы и методы обучения.

§ 1. Организационные формы и системы обучения….(с.187)

§ 2. Виды современных организационных форм обучения…..(с.191)

§ 3. Методы обучения…..(с.199)

§ 4. Дидактические средства…..(с.203)

§ 5. Контроль в процессе обучения……(с.204)

 

Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.

 

Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей

образования…..(с.208)

§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания…..(с.210)

§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания….(с.211)

§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания…..(с.213)

 

Глава 16. Воспитание базовой культуры личности.

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников…..(с.221)

§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры

личности…(с.225)

§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности…..(с.227)

§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников…..(с.231)

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся……(с.235)

§ 6. Воспитание физической культуры личности…..(с.238)

 

Глава 17. Общие методы воспитания.

§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация…..(с.242)

§ 2. Методы формирования сознания личности……(с.243)

§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

личности…..(с.247)

§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности….(с.249)

§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании…..(с.252)

§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов

воспитания…(с.253)

 

Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания.

§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности…..(с.255)

§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической

педагогике…(с.255)

§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского

коллектива…..(с.259)

§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива….(с.260)

§ 5. Основные условия развития детского коллектива…..(с.264)

 

Глава 19. Воспитательные системы.

§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы…..(с.267)

§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы…..(с.271)

§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы …..(с.282)

§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы…..(с.290)

 

 

Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя.

§ 1. Сущность педагогической технологии…..(с.296)

§ 2. Структура педагогического мастерства…..(с.298)

§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи….(с.301)

§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика…..(с.302)

§ 5. Этапы решения педагогической задачи……(с.304)

§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических

задач…..(с.306)

 

Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса.

§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса….(с.308)

§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка

педагогического диагноза…..(с.308)

§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога….(с.310)

§ 4. Планирование работы классного руководителя…..(с.311)

§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметника…..(с.315)

 

Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса.

§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса….(с.319)

§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности……(с.319)

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их

организации….(с.321)

§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации….(с.324)

§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей

деятельности……(с.327)

§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников…..(с.329)

§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности…..(с.331)

 

Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя….(с.333)

§ 2. Понятие о технологии педагогического общения …..(с.334)

§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи…..(с.336)

§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации…..(с.337)

§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика….(с.340)

§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений…..(с.343)

 

 

Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.

 

Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами.

§ 1. Государственно-общественная система управления образованием….(с.350)

§ 2. Общие принципы управления образовательными системами….(с.354)

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления….(с.357)

 

Глава 25. Основные функции внутришкольного управления.

§ 1. Управленческая культура руководителя школы….(с.361)

§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении…..(с.363)

§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой…..(с.367)

§ 4. Функция организации в управлении школой…..(с.370)

§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении…….(с.373)

 

Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и

общественности……(с.379)

§ 2. Педагогический коллектив школы…..(с.380)

§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития

современной семьи…….(с.387)

§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей

школьника…..(с.390)

§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями

учащихся….(с.392)

 

Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей.

§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности….(с.394)

§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их

аттестация…..(с.399)

 

РАЗДЕЛ I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.