КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика
Сластенин В.А. и др. Оригинал-макет Н.В. Спасской Редактор Л.Н. Вылегжанина Столяренко Алексей Михайлович ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Корректор Т. А. Балашова Художник А.В. Лебедев Лицензия серия ИД № 03562 от 19.12.2000 Подписано в печать 05.02.2001. Формат 60x88 1/16 Уч.-изд. л. 21,5. Усл. печ. л. 26,5 Тираж 30 000 экз. (4-й завод - 5000). Заказ № 5188 ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Генеральный директор В.Н. Закаидзе 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1 Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14 www.unity-dana.ru E-mail: uniiy@unity-dana.ru Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик. OCR: Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.lib.ru Ihtik@ufacom.ru
Учебное издание Сластенин Виталий Александрович Исаев Илья Федорович Шиянов Евгений Николаевич
В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно - деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования. Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии § 1. Возникновение и становление педагогической профессии....(с.7) § 2. Особенности педагогической профессии….(с.9) § 3. Перспективы развития педагогической профессии…..(с.14) § 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы….(с.15)
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога. § 1. Сущность педагогической деятельности…..(с.18) § 2. Основные виды педагогической деятельности…..(с.19) § 3. Структура педагогической деятельности……(с.21) § 4. Учитель как субъект педагогической деятельности….(с.22) § 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога…..(с.23)
Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя. § 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры….(с.28) § 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.30) § 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.32) § 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры…..(с.34)
Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога. § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности…(с.38) § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования…..(с.39) § 3. Профессиональное самовоспитание учителя…….(с.42) § 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей…..(с.45)
Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке. § 1. Общее представление о педагогике как науке…..(с.47) § 2. Объект, предмет и функции педагогики…..(с.48) § 3. Образование как социальный феномен……(с.50) § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики…..(с.56) § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура…….(с.59)
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований. § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога…(с.63) § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики…..(с.65) § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований…..(с.66) § 4. Организация педагогического исследования……(с.70) § 5. Система методов и методика педагогического исследования…..(с.72)
Глава 7. Аксиологические основы педагогики. § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики……(с.78) § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация……(с.80) § 3. Образование как общечеловеческая ценность…..(с.83)
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности. § 1. Развитие личности как педагогическая проблема…..(с.87) § 2. Сущность социализации и ее стадии……(с.88) § 3. Воспитание и формирование личности……(с.90) § 4. Роль обучения в развитии личности…….(с.92) § 5. Факторы социализации и формирования личности…..(с.93) § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности…..(с.97)
Глава 9. Целостный педагогический процесс. § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления…..(с.100) § 2. Педагогическая система и ее виды…..(с.101) § 3. Общая характеристика системы образования….(с.103) § 4. Сущность педагогического процесса…..(с.106) § 5. Педагогический процесс как целостное явление…..(с.108) § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса……(с.110)
Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе. § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса…..(с.112) § 2. Функции обучения……(с.113) § 3. Методологические основы обучения…..(с.114) § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения…..(с.117) § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения….(с.120) § 6. Виды обучения и их характеристика…..(с.122)
Глава 11. Закономерности и принципы обучения. § 1. Закономерности обучения….(с.125) § 2. Принципы обучения…..(с.127)
Глава 12. Современные дидактические концепции. § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения…..(с.140) § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения…..(с.154)
Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности. § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер…..(с.161) § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования….(с.163) § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования….(с.167) § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции….(с.171) § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования…..(с.174) § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12- летней общеобразовательной школы….(с.182)
Глава 14. Формы и методы обучения. § 1. Организационные формы и системы обучения….(с.187) § 2. Виды современных организационных форм обучения…..(с.191) § 3. Методы обучения…..(с.199) § 4. Дидактические средства…..(с.203) § 5. Контроль в процессе обучения……(с.204)
Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ.
Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе. § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования…..(с.208) § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания…..(с.210) § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания….(с.211) § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания…..(с.213)
Глава 16. Воспитание базовой культуры личности. § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников…..(с.221) § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности…(с.225) § 3. Формирование основ нравственной культуры личности…..(с.227) § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников…..(с.231) § 5. Формирование эстетической культуры учащихся……(с.235) § 6. Воспитание физической культуры личности…..(с.238)
Глава 17. Общие методы воспитания. § 1. Сущность методов воспитания и их классификация…..(с.242) § 2. Методы формирования сознания личности……(с.243) § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности…..(с.247) § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности….(с.249) § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании…..(с.252) § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания…(с.253)
Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания. § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности…..(с.255) § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике…(с.255) § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива…..(с.259) § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива….(с.260) § 5. Основные условия развития детского коллектива…..(с.264)
Глава 19. Воспитательные системы. § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы…..(с.267) § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы…..(с.271) § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы …..(с.282) § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы…..(с.290)
Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя. § 1. Сущность педагогической технологии…..(с.296) § 2. Структура педагогического мастерства…..(с.298) § 3. Сущность и специфика педагогической задачи….(с.301) § 4. Типы педагогических задач и их характеристика…..(с.302) § 5. Этапы решения педагогической задачи……(с.304) § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач…..(с.306)
Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса. § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса….(с.308) § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза…..(с.308) § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога….(с.310) § 4. Планирование работы классного руководителя…..(с.311) § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника…..(с.315)
Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса. § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса….(с.319) § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности……(с.319) § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации….(с.321) § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации….(с.324) § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности……(с.327) § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников…..(с.329) § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности…..(с.331)
Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя….(с.333) § 2. Понятие о технологии педагогического общения …..(с.334) § 3. Этапы решения коммуникативной задачи…..(с.336) § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации…..(с.337) § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика….(с.340) § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений…..(с.343)
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.
Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. § 1. Государственно-общественная система управления образованием….(с.350) § 2. Общие принципы управления образовательными системами….(с.354) § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления….(с.357)
Глава 25. Основные функции внутришкольного управления. § 1. Управленческая культура руководителя школы….(с.361) § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении…..(с.363) § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой…..(с.367) § 4. Функция организации в управлении школой…..(с.370) § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении…….(с.373)
Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности……(с.379) § 2. Педагогический коллектив школы…..(с.380) § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи…….(с.387) § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника…..(с.390) § 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся….(с.392)
Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей. § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности….(с.394) § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация…..(с.399)
РАЗДЕЛ I
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |