Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неотомизм. Религиозно-философская система П. Тейяра де Шардена




Неотомизм - философское направление обновленного томизма (лат. Tnomas), то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 г. неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Рим­ского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины ка­толицизма

Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, такие как личность, се­мья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвер­гая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотоми­стская философия разрабатывает понятие солидаризма. Солидаризм предпола­гает нахождение механизмов согласовывания интересов общества и личности, интересов различных классов и социальных групп. Солидаризм обосновывается христианским принципом любви к ближнему.

Неотомизм является ведущим направлением в религиозной философии, но не единственным. Ряд религиозных философов стремились отойти от орто­доксальной доктрины. Ярким показателем нового религиозного взгляда на мир является философия Тейяр де Шардена. Цель философии Тейяра - раскрыть причины и содержание эволюцион­ного развития Вселенной, приведшего к появлению человека, посредством син­теза научных данных и религиозного опыта. Человек, по Тейяру, не статичный центр мира (такое представление о человеке характерно для ортодоксальной католической доктрины), а ось и вершина эволюции. Суть разработанной Тейяром эволюционной концепции вкратце такова:

1) Материя и дух изначально неразделимы. "Ткань универсума" — суб­станция одухотворения. Энергия как свойство материи имеет две составляющие:

а) тангенциальную, или физическую (подчиненную закону сохранения энергии и принципу энтропии), обеспечивающую связь и компоновку элемен­тов Вселенной.

б) радиальную, или духовную (не подчиняющуюся никаким законам), действие которой направлено вперед и вверх в порядке усложнения;

2) Эволюция мироздания (космогенез) проходит три основных этапа:

а) преджизнь — формирование химических элементов, галактик, звезд и планет. Оболочка Земли покрывается водно-солевым раствором. Возникают благоприятные условия для образования сложных белковых соединений;

б) жизнь - развитие и усложнение всех форм живых организмов;

в) мысль — возникновение человека и истории человечества до наших дней. Третий этап завершается формированием сферы духа, или "ноосферы",что ведет за собой гипотетический четвертый этап - выход в сверхжизнь к ду­ховному эпицентру мироздания — "точке Омега"; этому понятию Тейяр придает особое значение;

3)Именно посредством действия "точки Омега" мир, по выражению Тей­яра, "ускользает от энтропии". Омега есть первопричина возникновения мира и вместе с тем конечное следствие его эволюции. Атрибутами Омеги являются наличность, автономность, необратимость "и, в конечном счете, трансцендент­ность". "Инструмент" Омеги — радикальная составляющая единой космической энергии, действие на мир, осуществляемое с помощью этого инструмента - лю­бовь, смысл действия — концентрация, сосредоточение любви в самом себе об­ратно пропорционально разлагающейся под влиянием энтропии физической материи. По всей видимости, соотносимость понятий Омеги и Бога (в общере­лигиозном смысле) весьма неопределенна. Омега - гораздо более философское, нежели теологическое понятие. Тейяр выдвигал идею единения науки и мисти­ки в качестве панацеи от всех бед современности. Стремился к созданию "на­учной феноменологии", которая должна синтезировать данные науки и религи­озного опыта для раскрытия содержания эволюции Е1селенной, приведшей к появлению человека. Поиски диалектики всеединства, пронизывающего мно­жество явлений, сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой. Материя,считан он, есть "матрица" духовного начала. Духовное начало имманентно все­му сущему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.