Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моральное воспитание как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен­ных качеств




Рассматривая содержание нравственного воспита­ния, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране приро­ды, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой со­знательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнооб­разной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению мате­риальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, фор­мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на­выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической дея­тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф­фективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во всту­пительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личнос­ти, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведе­ния в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личност­ные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенство­вать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного ми­ровоззрения, патриотизм и культура межнациональных отноше­ний, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дис­циплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходи­мо – и это опять-таки уже отмечалось во вступлении к этому разделу пособия – формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.

Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматри­ваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования коллективизма освещены в главе об орга­низации воспитательного коллектива, последующие главы будут по­священы воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины и культуры поведения.

Литература для самостоятельной работы

Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подрост­ков. – М., 1979.

Богданова О.С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. – М., 1988.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М., 1979.

Гавршювец К.В., Кашмирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьни­ков. – Минск, 1988.

Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. – М., 1988.

Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. – М., 1986.

Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школьников // Сов. педаго­гика. – 1970. – № 7.

Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 1983.

Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. – М., 1982.

Штольц X, Рудольф. Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. – М., 1986.

Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.

Глава 21. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития

Как отмечалось в предыдущей главе, весьма су­щественной частью морального воспитания является формирова­ние у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют ог­ромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отноше­ния к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укреп­ляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных Ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужест­ва и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, ука­зывал А.Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны вели­чественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежней­шею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится по­гибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия... и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благоро­ден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Оте­чества...»[145]

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, – подчеркивал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспе­шествовать этому»[146].

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важ­ной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средст­вом. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет челове­ка без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклон­ностями»[147].

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим наро­дам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их само­стоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловече­ских ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим обра­зом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура

Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. gene­sis – происхождение) этих качеств связан с образованием и укрепле­нием отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и куль­тура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячеле­тий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря мо­нархистов.

В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патри­от – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»[148]. «Патриот, – говорится в другом словаре, – человек, любя­щий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины»[149].

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Пат­риотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политичес­кий принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины»[150]. В лексичес­ком же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»[151].

Как видим, в этих определениях акцент делается главным обра­зом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое созна­ние и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокуп­ности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и незави­симость.

Не менее сложным является и понятие культуры межнациональ­ных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лек­сическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение»[152]. С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, кото­рые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и вза­имной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, на­циональным обычаям и традициям других народов.

Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о вос­питании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими со­циалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этичес­кий смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспи­тании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.

Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и культурные до­стижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способ­ности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отне­сти: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обыча­ям и традициям других народов; проявление интереса к достижени­ям культуры и жизни других государств и народов; стремление раз­вивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего про­цесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных от­ношений представляет собой целенаправленный процесс включения уча­щихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по свое­му содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональ­ных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, кото­рые в своей совокупности выступают как носители этих нравствен­ных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следую­щие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллекту­ально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требу­ет специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.