Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческий




До конца XX в.

От зарождения воспитания в первобытном обществе

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие для педагогических учебных заведений

Под редакцией академика РАО А. И. ПИСКУНОВА

2-е издание исправленное и дополненное

Рекомендовано УМО вузов РФ

в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

Москва 2001

ББК 74.03(0)

Авторский коллектив:

академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин; проф. М.Г. Плохова; доц. В.И. Блинов; доц. В.М. Петров; дон Л.В. Рогаленкова; проф. С.Л. Савина; доц. Т. С. Стецкся. Под общей редакцией академика РАО А.И. Пискуношг.

Рецензенты:

зав. каф. педагогики ТГПУ д-р пед. наук, проф. А.А. Орлов, зав. каф. педагогики НГПУ, канд. пед. наук, доц. Т.Л. Павлова; зав. лаб. этнопедагогики РАО, акач. РАО, д-р пед. наук, профессор Г.Н. Волков; зав. каф. эстетич. воспит. МГОПУ, засл. деят. науки РФ, д-р пед. ьаук, проф. Т.С. Комарова; президент МАПН, д-р пед. чаук, проф. Б.К. Тебиев.

И90 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с. 5-89144-142-Х

 

В предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение истории зарубежной и отечественной педагогики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.

Учебник адресован студентам, преподавателям и аспирантам высших педагогических учебных заведений, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интересуется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.

ББК 74.03(0)

(ШЛ БИБЛИОТЕКА 1УМ МПГУ

I8ВN 5-89144- 142-Х

ООО «ТЦ Сфера»,

Содержание

Введение.................................................................................................. 3

 

Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.........................................................................................................10

 

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества..........................................................................................................10

Зарождение организованных форм обучения и воспи-тания.....................................................................................................................12.

Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя......................................................................19

 

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА......................23

 

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.................................... 23

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)............................26

Школа и воспитание в Древнем Египте................................................30

Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве......................34

Воспитание и школа в Древнем Иране.................................................38

Воспитание и школа в Древней Индии.................................................40

Школьное дело и зарождение педагогической мысли

в Древнем и средневековом Китае.........................................................50

 

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ...........................................................................................62

 

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.......................62

Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)..............................82

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме......................................................................................................................91

Зарождение христианской традиции воспитания.................................98

Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры................................................................................................................103

 

Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В ВИЗАНТИИ.....................................................................................109

 

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии….109

Воспитание и образование в Византии...............................................114

Педагогическая мысль в Византии.....................................................119

Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения......................................................................................................................129

 

Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........................................................................................136

 

Влияние церковной культуры на развитие образования...................136

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.........................143

Реформация и ее влияние на образование и воспитание…………….151

Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.........................................................................................................154

 

Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ....................................................158

 

Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.........................................................................................................158.

Практика школьного образования в странах Ближнего

и Среднего Востока..............................................................................161

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока

в эпоху средневековья..........................................................................163

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.....................................................................................................172

 

Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XVII в.)...................................................................................................................178

 

Воспитание и обучение у древних славян...........................................179

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв.......................182

Воспитание и обучение в XIV—XVI вв...............................................191

Образование в Русском государстве в XVII в.....................................195

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.................................201

 

Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕВ 17-18 вв...................................218

 

Педагогические идеи В. Ратке...............................................................220

Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть

его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»...............224

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной

Европы к началу XVIII в.......................................................................238

Движение за обновление школьного образования и методов обучения....................................................................... ……………………….243

Школьное образование в Англии XVII—XVIII вв..............................249

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания

и образования Джона Локка.................................................................253

Педагогическая мысль во Франции XVIII в........................................260

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.......................................262

Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789—1794).............................................................................271

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения..............................................276

Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в....................................................................................................................286

Просвещение в России в начале XVIII в.............................................286

Школьное дело при Петре I................................................................295

Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ...................................................................................................................301

В.Н. Татищев и начало профессионального образования

в России.................................................................................................306

Просвещение и школа после Петра 1.................................................313

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова...............................315

Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.........................321

Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.....................323

 

Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в. (до 90-х гг.)....................................................................................................................338

 

Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.).................................................338

Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци....................................................................................................343

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта................................................354

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.....................................................................................................374

Педагогические идеи Г. Спенсера.........................................................387

Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).………….392

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в…...399

Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования......................406

 

Глава 11.. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В РОССИИ ДО 90-х гг. XIX в..............................................................413

Развитие школы и становление школьной системы.............................413

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия................427

К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России

и его последователи..............................................................................435

 

Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА и ПЕДАГОГИКА

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в..........................................................453

 

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в…………….…453

Основные представители реформаторской педагогики.....................376

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики...........................................................................................................456

 

Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX в. (до 1917г.)..........................................................................482

 

Народное образование в России в конце ХГХ — начале XX в. и проблемы его преобразования.......................................................................482

Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в……….503

 

Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939)...................................................................................................530

Межвоенный этап новой истории на Западе…………………….……530

Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВ- РАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945).............................................547

 

Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.....................................................................................................................547

Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг................................................................................................560

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г............................................................................................................................ 566

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа......................586

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны...........................................................................................................589

 

Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР (РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.....................................................................592

 

Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны..................................................................................................................599

Педагогическая наука в странах Запада..............................................596

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в..............................................................................................603

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны...................................................................................................................609




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.