КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТворческийДо конца XX в. От зарождения воспитания в первобытном обществе ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под редакцией академика РАО А. И. ПИСКУНОВА 2-е издание исправленное и дополненное Рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов Москва 2001 ББК 74.03(0) Авторский коллектив: академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин; проф. М.Г. Плохова; доц. В.И. Блинов; доц. В.М. Петров; дон Л.В. Рогаленкова; проф. С.Л. Савина; доц. Т. С. Стецкся. Под общей редакцией академика РАО А.И. Пискуношг. Рецензенты: зав. каф. педагогики ТГПУ д-р пед. наук, проф. А.А. Орлов, зав. каф. педагогики НГПУ, канд. пед. наук, доц. Т.Л. Павлова; зав. лаб. этнопедагогики РАО, акач. РАО, д-р пед. наук, профессор Г.Н. Волков; зав. каф. эстетич. воспит. МГОПУ, засл. деят. науки РФ, д-р пед. ьаук, проф. Т.С. Комарова; президент МАПН, д-р пед. чаук, проф. Б.К. Тебиев. И90 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с. 5-89144-142-Х
В предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение истории зарубежной и отечественной педагогики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта. Учебник адресован студентам, преподавателям и аспирантам высших педагогических учебных заведений, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интересуется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания. ББК 74.03(0) (ШЛ БИБЛИОТЕКА 1УМ МПГУ I8ВN 5-89144- 142-Х ООО «ТЦ Сфера», Содержание Введение.................................................................................................. 3
Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.........................................................................................................10
Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества..........................................................................................................10 Зарождение организованных форм обучения и воспи-тания.....................................................................................................................12. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя......................................................................19
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА......................23
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.................................... 23 Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия)............................26 Школа и воспитание в Древнем Египте................................................30 Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве......................34 Воспитание и школа в Древнем Иране.................................................38 Воспитание и школа в Древней Индии.................................................40 Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.........................................................50
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ...........................................................................................62
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.......................62 Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)..............................82 Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме......................................................................................................................91 Зарождение христианской традиции воспитания.................................98 Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры................................................................................................................103
Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ.....................................................................................109
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии….109 Воспитание и образование в Византии...............................................114 Педагогическая мысль в Византии.....................................................119 Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения......................................................................................................................129
Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.........................................................................................136
Влияние церковной культуры на развитие образования...................136 Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.........................143 Реформация и ее влияние на образование и воспитание…………….151 Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.........................................................................................................154
Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ....................................................158
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.........................................................................................................158. Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока..............................................................................161 Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья..........................................................................163 Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.....................................................................................................172
Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО XVII в.)...................................................................................................................178
Воспитание и обучение у древних славян...........................................179 Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв.......................182 Воспитание и обучение в XIV—XVI вв...............................................191 Образование в Русском государстве в XVII в.....................................195 Педагогическая мысль в России к концу XVII в.................................201
Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕВ 17-18 вв...................................218
Педагогические идеи В. Ратке...............................................................220 Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»...............224 Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.......................................................................238 Движение за обновление школьного образования и методов обучения....................................................................... ……………………….243 Школьное образование в Англии XVII—XVIII вв..............................249 Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.................................................................253 Педагогическая мысль во Франции XVIII в........................................260 Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.......................................262 Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789—1794).............................................................................271 Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения..............................................276 Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVIII в....................................................................................................................286 Просвещение в России в начале XVIII в.............................................286 Школьное дело при Петре I................................................................295 Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ...................................................................................................................301 В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.................................................................................................306 Просвещение и школа после Петра 1.................................................313 Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова...............................315 Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.........................321 Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.....................323
Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в. (до 90-х гг.)....................................................................................................................338
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.).................................................338 Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци....................................................................................................343 Педагогическая теория И.Ф. Гербарта................................................354 Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.....................................................................................................374 Педагогические идеи Г. Спенсера.........................................................387 Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).………….392 Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в…...399 Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования......................406
Глава 11.. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ ДО 90-х гг. XIX в..............................................................413 Развитие школы и становление школьной системы.............................413 Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия................427 К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи..............................................................................435
Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛА и ПЕДАГОГИКА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в..........................................................453
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в…………….…453 Основные представители реформаторской педагогики.....................376 Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики...........................................................................................................456
Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX в. (до 1917г.)..........................................................................482
Народное образование в России в конце ХГХ — начале XX в. и проблемы его преобразования.......................................................................482 Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в……….503
Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939)...................................................................................................530 Межвоенный этап новой истории на Западе…………………….……530 Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВ- РАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945).............................................547
Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.....................................................................................................................547 Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг................................................................................................560 Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г............................................................................................................................ 566 Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа......................586 Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны...........................................................................................................589
Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР (РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.....................................................................592
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны..................................................................................................................599 Педагогическая наука в странах Запада..............................................596 Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в..............................................................................................603 Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны...................................................................................................................609
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |