КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11
«Финансовая система и фискальная политика» 1. Понятие финансов и их функции. Финансовая система. 2. Государственный бюджет: структура, принципы построения. Государственный долг. 3. Налогообложение: сущность, принципы. Функции налогов. Виды налогов. Кривая Лаффера. 4. Фискальная политика, ее цели и инструменты. 5. Виды фискальной политики.
Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Налоги выполняют три важнейшие функции: 1) фискальную (распределительную); 2) регулирующую 3) социальную. Фискальная функция обеспечивает поступление в государственную казну средств, которые обеспечивают финансирование государственных расходов. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она может быть направлена, во-первых, на стимулирование либо сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. В этом случае налоги регулируют предложение продукции (услуг). Во-вторых, с помощью системы налогов государство может сокращать либо увеличивать совокупный спрос. Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения. Совокупность налогов, принципов и методов построения, а также способов их взимания образует налоговую систему государства. Принципы налогообложения. Современная система налогообложения включает следующие принципы: 1) справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки; 2) определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщикам; 3) однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне; 4) гибкости налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства; 5) стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет; 6) обязательности уплаты налогов. Законодательные акты государства устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, Т.е. определяют конкретные элементы налогов. К последним относят: а) субъект налога - это лицо, которое по закону должно платить налог; б) носитель налога - это лицо, которое фактически уплачивает налог; в) объект налога - это доход или имущество, с которого начисляется налог; г) ставка налога - это величина налоговых начислений на единицу объекта налога. В системе налогообложения выделяют: 1) пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника); 2) регрессивный (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника); 3) прогрессивный (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги. С точки зрения способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика. Косвенные устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины). По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные. К общегосударственным относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 90 % (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль). С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.). Основную часть взимаемых налоговых сумм дает подоходное налогообложение. Подоходный налог взимается с физических и юридических лиц, является функцией располагаемого дохода и носит прогрессивный характер. Система подоходного налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Существует зависимость между поступлениями налогов в бюджет и ставками налогов. Кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100%), при которой налоговые поступления достигают максимума, называется кривой Лаффера (см.рисунок представленный ниже):
Кривая дает ответ на вопрос, при какой ставке налогов налоговые поступления в бюджет максимальны. При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления. Реальная ставка налогов различна для разных стран и не всегда является оптимальной. Высокие налоговые ставки влекут за собой, прежде всего, рост теневой экономики, сокращение поступлений в бюджет.
4 Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.) Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста (стабилизация уровня ВВП); 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки - это расходы правительства на закупку товаров и услуг за счет средств государственного бюджета для содержания государственных органов и регулирования экономики. В период спада производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, увеличивает свои расходы, которые обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расход ов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов. Прирост общей суммы государственных расходов вызывает рост дохода и выпуска продукции. Рост дохода в соответствии с функцией потребления увеличивает уровень потребления, что в свою очередь увеличивает выпуск, который способствует дальнейшему росту потребления. Доход и выпуск будет превышать общую сумму приращения государственных расходов в несколько раз, в соответствии с величиной мультипликатора государственных расходов. 2) налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. 3) трансферты. Основными направлениями фискальной политики являются: 1.совершенствование бюджетной политики в области расходов на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики; 2.создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга; 3.совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы; 4.формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирование благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета». 5В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую 2) сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики, т.е. это сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |