Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование новой методологии педагогики




И.Ф.Гербарт (1776 - 1841) - не­мецкий философ-идеалист, психо­лог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Вы­двинул концепцию 4 ступеней (прин­ципов) обучения (ясность, ассо­циация, система, метод).

Сравнение успехов в образовании в различных странах пока­зывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степе­ни ее "врастания" в педагоги­ческую теорию и практику. Современная европейская шко­ла и образование в своих ос­новных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребелем, И.Ф.Гербартом, А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели обра­зования, которая в течение XIX — XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основ­ных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического про­цесса и школьной жизни.

Ф.Фребель (1782 - 1852) - немец­кий педагог, теоретик дошкольно­го воспитания, разработал идею детсада и основы методики работы в нем.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и под­верглись острой критике. В основу способов построения учебных предметов была по­ложена идея последовательно­го накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.

Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимо­сти понимания чужой точки зрения, уважения личности. Пере­ориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической философии образо­вания, выступающей в качестве методологии педагогики.

Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматри­вать как совокупность теоретических положений о педагогиче­ском познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования.

Однако, как известно, научное познание, в том числе и педа­гогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспек­тов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" меж­ду теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удов­летворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гу­манизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

равноправие философских взглядов в рамках единой гумани­стической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

равнозначность традиций и творчества, признание необходи­мости изучения и использования учений прошлого и возможно­сти духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообога­щающего диалога между традиционалистами и новаторами;

экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентно­сти.

Согласно этой методологии, одна из первостепенных задач — выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, об­щения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.