Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделение сознания как критерия психики




Основные этапы развития психологии до середины XIX века

Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 - 1626) намечает новую линяю исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.

Бэкон развивает идеи о единой науке, о человеке, составной частью которой является психология.

Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.

Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа, которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия - стремиться к магниту). Способности рациональной души - это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

 

С именем Декарта (15% - 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое *~ духовное бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание.

Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа -только мыслить. Принцип работы тела - рефлекс. Принцип работы души -рефлексия (от лат. "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза (1632- 1677).

Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы "Этика". В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Надо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать.

Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.