КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 63. 1 страница
П общ Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: — неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, — неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга — излишняя и малоэффективная словесная информация для — неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна: оп = Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы полнения физических упражнений гфу умножить на 100% и разде лить на общее время занятия, урока "/общ: л -100% 'общ Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна: 25минЮ0% ---- —-------- 40 мин = 62,5%, Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%. При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом. Вопрос 62. Задачи, содержание, методические особенности и организация ФВ детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет (наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей, наиболее благоприятный период для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.).Основа всестороннего развития ребенка - ФВ. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность (прогулки, игры, прыжки, бег и т.п.), улучшают деятельность ССС, ДС и НС, укрепляют ОДА, улучшают обмен веществ, повышают иммунитет, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Задачи: Оздоровительные: 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. 2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. 3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. 4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). Образовательные: 1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. 2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Воспитательные: 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости); 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на периоды: 1 – новорожденный – первые 4 недели жизни; 2 – грудной (младенческий) – до 1 года; 3 – ранний детский – от 1 года до 3 лет; 4 – дошкольный – от 3 до 6 (7) лет. С редства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста - физические упражнения (формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию ОДА). В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы. Физические упражнения: 1. Основная гимнастика: - ОРУ для отдельных частей тела с предметами и без предметов; - различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; - строевые упражнения; - танцевальные упражнения. 2. Подвижные игры (комплексное развитие физических качеств, совершенствование всего ОДА, систем организма). 3. Упрощенные формы спортивных упражнений (с 5 лет): упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом, (формирование первичного интереса к спортивной деятельности). Оздоровительные силы природы. Солнечные, воздушные и водные процедуры в соответствии с возможностями детского возраста (совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы, повышает работоспособность и физическое состояние детей). Гигиенические факторы. Соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста: Утренняя гимнастика – направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средства - простые ОРУ в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характера), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет. Физкультурные занятия урочного типа - основная форма работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части.. В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей. В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю от 15-30 мин. Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Физкультпаузы и физкультминутки – используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Физкультурные праздники - демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год. Самостоятельные занятия физическими упражнениями - самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (расширяет двигательный опыт детей). Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Вое это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и на- выкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения. Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.). И наконец, физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических). Направленное использование физической культуры в воспитании детей и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач. Оздоровительные задачи \. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов. 2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола 3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным т Повышение общей работоспособности и привитие гигие Образовательные задачи 1. Формирование и совершенствование жизненно важных дви 2. Формирование необходимых знаний в области физической Воспитательные задачи 1. Воспитание потребности и умений самостоятельно занимать 2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравствен Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразова-тельных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ. Вопрос 64. Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым. В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются бла гоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов. В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится прежде всего к снижению эластичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов позвоночного столба, снижению подвижности в суставах (В. К. Баль-севич, В.А.Запорожанов, 1987). После 30 лег начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их лабильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движений. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости. Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во второй. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволюционные периоды развития. Характер возрастных изменений морфофункциональньгх свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе мояно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помощью рациональной двигательной деятельности. Правильная организация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействия на организм. Исходя из естественных возможностей организма людям в возрасте до 50 лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60—"5% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК (Н.Амосов, 1985). Оба эти типа нагрузок можно определять по частоте пульса, так как между ЧСС и МПК обнаружена линейная зависимость. В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не должна превышать 40—45% МПК. Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизненный тонус организма, противодействуют различного рода заболеваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди зрелого возраста, систематически занимающиеся физической культурой, в 2—3 раза реже болеют, а по физической подготовленности и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя Вопрос 65. К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями. В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Старение организма характеризуется следующими функциональными изменениямиПостепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба). Возрастные изменения вдыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Максимальное потребление кислорода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]: 1) содействовать творческому долголетию, сохранению или 2) не допустить регресса жизненно важных двигательных уме 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного 19 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения: «внешняя» и «внутренняя» сторона нагрузки, объем и интенсивность как составные части нагрузки, виды отдыха. Нагрузка – воздействие физических упражнений на организм человека, вызывающая активную реакцию его функциональных систем (В.Н. Платонов, 1987). Объем нагрузки – количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия и другие показатели. Действие нагрузки – реакция организма на выполненную работу. При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В.М.Зациорский, 1966): Интенсивность нагрузки – величина и направленность воздействия физических упражнений на организм человека (скорость движения, темп). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояние, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют надкритической (кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга). Число повторений упражнений определяет степень их воздействия на организм. Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным. При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изменение внешних количественных показателей (в течение известного времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека. Минимакс интервал - наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме. Суперкомпенсаторный. От начала восстановления до верхней точки периода сверхвосстановления. Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью. При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной. Дви гательные умения, навыки и умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования. Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает физическое образование – «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983). В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка. Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов. 1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено. 2)Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык. 3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений. Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.
Особенности организации кружков ФК и внеклассных занятий по видам спорта в школе (программное обеспечение, планирование работы, организационные операции). 1-4 классы – кружки ФК. Цель – всестороннее физическое развитие на базе ОФП. В современном представлении об организационных функциях ФК – составляют спортивно-оздоровительный этап подготовки. Задачи: - оздоровление, - привлечение к систематическим занятиям спортом, - раскрытие индивидуальной двигательной одаренности, - ориентация на конкретную спортивную деятельность. Спортивные секции организуются по виду спорта для всех возрастных групп, носят целенаправленный характер. Осуществляются по программе этапа предворительной подготовки, но в уменьшенном объеме. Занятия в кружках и секциях – 2 раза в неделю по 1 часу. Планирование: годичный и четвертной планы.Организация кружков ФК и секций по виду спорта осуществляется завучем по УР. Собираются сведения о возможной ориентации уч-ся по виду спорта и приглашается тренер (из числа учителей ФК, учителей-предметников, родителей, энтузиастов), имеющий представление о виде спорта и о пед. процессе.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |