Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 63. 1 страница




П

общ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности уро­ка приводят следующие причины:

— неоправданные простои на уроке (опоздание с началом,
несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида­
ние очереди перед выполнением упражнений);

— неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга­
низация и содержание урока, приводящие к паузам;

— излишняя и малоэффективная словесная информация для
учащихся на уроке;

— неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при­
водит к нерациональному использованию времени из-за много­
кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени­
кам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя со­ставил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

оп = 39мин.100% 40 мин

Моторная плотность урока — это отношение времени, исполь­зованного непосредственно на двигательную деятельность учащих­ся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы полнения физических упражнений гфу умножить на 100% и разде лить на общее время занятия, урока "/общ:

л -100%

'общ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное уча­щимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавате­ля, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежны­ми заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока бу­дет равна:


25минЮ0%

---- —--------

40 мин


= 62,5%,


Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неиз­бежность таких изменений можно объяснить прежде всего разли­чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь­зования и методами применения. Показатели моторной плотнос­ти меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих зна­чительных затрат времени на умственную деятельность зани­мающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы вре­мени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению каче­ства и эффективности учебной работы в целом.

Вопрос 62. Задачи, содержание, методические особенности и организация ФВ детей раннего и дошкольного возраста.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет (наиболее интен­сивный рост и развитие важнейших систем организма и их функ­ций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей, наиболее благоприятный период для закаливания организма, овладения элементарными жизненно не­обходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыка­ми и т.д.).Основа всестороннего развития ребенка - ФВ. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная дви­гательная деятельность (прогулки, игры, прыжки, бег и т.п.), улучшают деятельность ССС, ДС и НС, укрепляют ОДА, улучшают обмен веществ, повышают иммунитет, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность.

Задачи:

Оздоровительные:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

Образовательные:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физичес­кой культурой.

Воспитательные:

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости);

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

 

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на периоды: 1 – новорожденный – первые 4 недели жизни; 2 – грудной (младенческий) – до 1 года; 3 – ранний детский – от 1 года до 3 лет; 4 – дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.

С редства физического воспитания детей ран­него и дошкольного возраста - физические упражнения (формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию ОДА). В качестве факторов, оптими­зирующих воздействия физических упражнений на организм ре­бенка, широко используются оздоровительные силы природы (сол­нце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

Физические упражнения: 1. Основная гимнастика: - ОРУ для отдельных частей тела с предметами и без пред­метов; - различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; - строевые упражне­ния; - танцевальные упражнения. 2. Подвижные игры (комплексное развитие физических качеств, совершенствование всего ОДА, систем организма). 3. Упрощенные формы спортивных упражнений (с 5 лет): упрощенные способы передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различ­ные игры с мячом, (формирование первичного интереса к спортивной деятельности).

Оздоровительные силы природы. Солнечные, воздушные и водные процедуры в соответствии с возможностями детского возраста (совершенствует механизмы тер­морегуляции, нормализует психические процессы, повышает работоспособность и физическое состояние детей). Гигиенические факторы. Соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное приме­нение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста:

Утренняя гимнастика – направлена на активизацию деятельнос­ти организма, повышение его работоспособности и формирова­ние правильной осанки. Средства - простые ОРУ в сочетании с водными процедурами, мас­сажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характе­ра), 6—8 мин — для детей 4—5 лет, 8—10 мин — для детей 6 лет.

Физкультурные занятия урочного типа - основная фор­ма работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных дей­ствий, воспитание физических способностей. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части — организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части.. В основной части занятия решаются задачи обучения детей но­вым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. Первыми в основной части выполняются общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног). После общеразвивающих упражнений следуют упражнения в ос­новных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание или упражнения в равновесии). В основную часть занятия обязательно входит и подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмо­циональное воздействие на детей. В заключительной части занятия решаются задачи постепенно­го перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, мало­подвижные игры, хороводы. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю от 15-30 мин.

Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции.

Физкультпаузы и физкультминутки – используются с целью пре­дупреждения утомления, отдыха, повышения умственной рабо­тоспособности, активизации двигательных функций при однооб­разных статических положениях тела.

Физкультурные праздники - демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежу­ток времени. Проводятся не реже 2—3 раз в год.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями - самостоятельная двигательная деятельность детей заклю­чается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (расширяет двигательный опыт детей).

Значение физической культуры в школьный период жизни че­ловека заключается в создании фундамента для всестороннего фи­зического развития, укрепления здоровья, формирования разно­образных двигательных умений и навыков. Вое это приводит к воз­никновению объективных предпосылок для гармонического разви­тия личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Вы­явлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физичес­кие способности и функциональные возможности можно эффек­тивно повысить именно в школьном возрасте. Этот период явля­ется сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благопри­ятным для обучения разнообразным двигательным умениям и на-

выкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее при­спосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физи­ческой и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учеб­ных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негатив­ные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного раз­вития организма существенно облегчает решение общевоспита­тельных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Направленное использование физической культуры в воспита­нии детей и молодежи школьного возраста предусматривает ре­шение следующих задач.

Оздоровительные задачи

\. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическо­му развитию: формирование правильной осанки, развитие раз­личных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной систе­мы, активизация обменных процессов.

2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола
гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном
возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее разви­
тие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание
координационных способностей, а также быстроты движений. В сред­
нем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию
скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется
скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными на­
пряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте
целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-сило-
вых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной _
выносливости. ■

3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным т
воздействиям внешней среды. При любой возможности физкуль­
турные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообраз­
но проводить на свежем воздухе, а не в за!е.

Повышение общей работоспособности и привитие гигие­
нических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники еже­
дневно выполняли физические упражнения, принимали водные,
воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и
отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к
младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех сис­тем и функций организма.

Образовательные задачи

1. Формирование и совершенствование жизненно важных дви­
гательных умений и навыков. У школьников необходимо форми­
ровать следующие пять групп двигательных умений и навыков
(З.И.Кузнецова, 1968): 1) умения и навыки, с помощью кото­
рых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, пла­
вание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими
позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исход­
ные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.);
3) умения и навыки выполнять различные движения с предме­
тами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки уп­
равления движениями рук и ног в сочетании с движениями в
других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упо­
ры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения
для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опор­
ные, лазание, прыжки в длину и высоту).

2. Формирование необходимых знаний в области физической
культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила
выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физичес­
кими упражнениями на основные системы организма; 3) правила
самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основ­
ные приемы самоконтроля во время занятий физическими упраж­
нениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.

Воспитательные задачи

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно занимать­
ся физическими упражнениями, сознательно применять их в це­
лях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укреп­
ления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога
по физической культуре и спорту предусматривает создание не­
обходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным за­
нятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повыше­
ния физкультурной грамотности школьников; стимулирования по­
ложительной мотивации к физической культуре; формирования
основ правильной техники выполнения жизненно важных двига­
тельных умений и навыков; формирования организационно-ме­
тодических умений, дающих возможность правильно построить
школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку,
применять адекватный метод воспитания физических качеств,
осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравствен­
ных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных докумен­тах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразова-тельных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон на­правленного использования физической культуры в период школь­ного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимо­сти от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязатель­ных курсов, программах секционных занятий коллективов физи­ческой культуры и ДЮСШ.

Вопрос 64. Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.

В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется вы­сокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются бла гоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.

В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, ча­стота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижа­ются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится прежде всего к снижению элас­тичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов по­звоночного столба, снижению подвижности в суставах (В. К. Баль-севич, В.А.Запорожанов, 1987). После 30 лег начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их ла­бильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движе­ний. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости.

Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во вто­рой. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволю­ционные периоды развития.

Характер возрастных изменений морфофункциональньгх свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе мояно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помо­щью рациональной двигательной деятельности. Правильная орга­низация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физичес­кую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагру­зок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

Исходя из естественных возможностей организма людям в воз­расте до 50 лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60—"5% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК (Н.Амосов, 1985).

Оба эти типа нагрузок можно определять по частоте пульса, так как между ЧСС и МПК обнаружена линейная зависимость. В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополни­тельным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не дол­жна превышать 40—45% МПК.

Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизнен­ный тонус организма, противодействуют различного рода забо­леваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди зрелого возраста, систематически занимающиеся физической куль­турой, в 2—3 раза реже болеют, а по физической подготовленно­сти и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя

Вопрос 65. К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у жен­щин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается стар­ший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.

В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изме­нения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.

Старение организма характеризуется следующими функцио­нальными изменениямиПостепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сер­дечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасывае­мой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, про­свет уменьшается, в результате чего повышается артериальное дав­ление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба).

Возрастные изменения вдыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхатель­ных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, умень­шением легочной вентиляции. Максимальное потребление кисло­рода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам со­ставляет 50% от уровня 20 лет Основные задачи направленного использования средств физи­ческого воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]:

1) содействовать творческому долголетию, сохранению или
восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные ин­
волюционные изменения, обеспечив расширение функциональ­
ных возможностей организма и сохранение его работоспособ­
ности;

2) не допустить регресса жизненно важных двигательных уме­
ний и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформиро­
вать необходимые;

3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного
применения средств физического воспитания; последовательно
воплощать эти знания в практические умения.

19 Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения: «внешняя» и «внутренняя» сторона нагрузки, объем и интенсивность как составные части нагрузки, виды отдыха.

Нагрузка – воздействие физических упражнений на организм человека, вызывающая активную реакцию его функциональных систем (В.Н. Платонов, 1987).

Объем нагрузки – количество выполненных упражнений, затраты времени на занятия и другие показатели. Действие нагрузки – реакция организма на выполненную работу.

При выполнении большинства физических упражнений сум­марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует­ся следующими компонентами (В.М.Зациорский, 1966):

Интенсивность нагрузки – величина и направленность воздействия физических упражнений на организм человека (скорость движения, темп). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на рабо­ту функциональных систем организма и характер энергообес­печения двигательной деятельности. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения уп­ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол­ной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в даль­нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила назва­ние субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения орга­низм занимающегося достигает состояние, при котором потреб­ность в энергии (кислородный запрос) будет равна максималь­ным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической. Интенсивность упражнения выше критической называют над­критической (кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организ­ма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энер­гообеспечения, которое сопровождается накоплением кислород­ного долга).

Число повторений упражнений определяет степень их воздей­ствия на организм.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе­ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Планирование пауз отдыха, ис­ходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовно­сти к эффективному выполнению очередного упражнения, ле­жит в основе варианта интервального метода, называемого по­вторным.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.

Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения,
что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме­нение внешних количественных показателей (в течение известно­го времени), но возрастает мобилизация физических и психических резервов организма человека.

Минимакс интервал - наименьший интервал отдыха меж­ду упражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо­тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде­ленных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов в организме.

Суперкомпенсаторный. От начала восстановления до верхней точки периода сверхвосстановления.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити­ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэроб­ной.

Дви гательные умения, навыки и умения высшего порядка как результат обучения; закономерно­сти их формирования.

Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает физическое образование – «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов.

1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено.

2)Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык.

3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений.

Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

 

Особенности организации кружков ФК и внеклассных занятий по видам спорта в школе (программное обеспечение, планирование работы, организационные операции).

1-4 классы – кружки ФК. Цель – всестороннее физическое развитие на базе ОФП. В современном представлении об организационных функциях ФК – составляют спортивно-оздоровительный этап подготовки. Задачи: - оздоровление, - привлечение к систематическим занятиям спортом, - раскрытие индивидуальной двигательной одаренности, - ориентация на конкретную спортивную деятельность.

Спортивные секции организуются по виду спорта для всех возрастных групп, носят целенаправленный характер. Осуществляются по программе этапа предворительной подготовки, но в уменьшенном объеме.

Занятия в кружках и секциях – 2 раза в неделю по 1 часу. Планирование: годичный и четвертной планы.Организация кружков ФК и секций по виду спорта осуществляется завучем по УР. Собираются сведения о возможной ориентации уч-ся по виду спорта и приглашается тренер (из числа учителей ФК, учителей-предметников, родителей, энтузиастов), имеющий представление о виде спорта и о пед. процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.