Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое воспитание





Эстетическое воспитание - одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания. Под эстетическим воспитанием следует понимать воспитание учащихся средствами прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение их к духовным ценностям, развитие эстетических чувств и культурных потребностей.
В Программе Коммунистической партии специально подчеркивается, что партия неустанно заботится «...о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков». Художественное начало должно одухотворять труд, украшать быт и облагораживать человека. В условиях социалистического государства создаются все условия для обеспечения эстетического развития людей и приобщения их к духовной культуре.
Эстетическое воспитание теснейшим образом связано с нравственным. Общение с прекрасным, умение его воспринимать, понимать и чувствовать во многом содействует формированию социально-нравственных основ мировосприятия и отношения к действительности. Использование средств искусства часто является кратчайшим путем донесения до сознания ребенка представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
Это и серьезнейший участок идеологической работы. Необходимо сформировать у нашей молодежи активное противодействие чуждым буржуазным эстетическим идеалам. Знание основ марксистско-ленинской эстетики, составляющей идеологическую основу нашего понимания сущности прекрасного и его воздействия на человека, помогает противопоставлять и отстаивать наши нравственные и эстетические взгляды, убеждения, идеалы. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства и сознание, способствуя выработке взглядов и убеждений.
Задачи эстетического воспитания сложны и многообразны. Они отражают многообразие источников эстетического воздействия и сложность путей художественного развития человека, которое начинается с формирования умения воспринимать и чувствовать прекрасное и завершается умением творить красоту, вносить ее в окружающую жизнь.
Эстетическое воспитание начинается с развития способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей простых эстетических чувств и достигается постоянным приобщением к красоте, созданием условий, благоприятствующих полноценному ее восприятию. Даже самых маленьких детей можно научить видеть и оценивать красивое в быту, в природе, в людях и их труде, в произведениях искусства.
Важнейшей задачей является формирование эстетического вкуса - способности оценивать прекрасное, отделять истинно красивое от неэстетичного, яркое, талантливое - от пустоцвета. Эстетический вкус человека отражает его общее мировоззрение, идейную направленность личности, нравственные позиции. В оценке прекрасного проявляются и классовые позиции человека, его взгляды на жизнь, убеждения.
Очень важна задача выработки у молодежи эстетического отношения к действительности, что включает в себя как активные действия по охране и защите всего прекрасного, так и стремление создавать новые духовные и материальные ценности.
Уже с раннего детства надо воспитывать у детей стремление проявить себя в какой-либо творческой деятельности, а для этого обучать их пению, танцам, развивать у них музыкальный слух, учить изобразительной деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что основной направленностью эстетического воспитания является не специальная или профессиональная подготовка в области какого-либо вида искусства, а общее эстетическое развитие, воспитание художественного вкуса, развитие интереса к творческой деятельности.
Основными средствами эстетического воспитания учащихся являются обучение и разнообразная внеклассная работа, дополняемая воздействием учреждений культуры, театрами, кинотеатрами, клубами, а также средствами массовой коммуникации (печать, кино, радио,телевидение).
Среди школьных дисциплин наибольшее значение для эстетического воспитания имеют литература, история, география, биология и предметы собственно эстетического цикла - музыка и изобразительное искусство. Немаловажные возможности открывают для этого и уроки физического воспитания.
В задачи школьного курса музыки входит развитие музыкального вкуса и воспитание любви к музыке, формирование активно-творческого отношения к ней. Этот курс закладывает основы общего музыкального образования школьников, которые за период обучения в школе учатся грамотно, эмоционально и выразительно петь, слушать и понимать музыку, знакомятся с творчеством крупнейших советских и зарубежных композиторов.
Курс изобразительного искусства включает обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, формирование у них умений рисовать с натуры, по памяти и по представлению, развитие интереса и любви к искусству, потребности проявления себя в изобразительном творчестве.
Большое значение в эстетическом развитии старшеклассников имеют факультативные занятия по искусству, литературе.
Следует отметить, что свой вклад в эстетическое воспитание и развитие учащихся несомненно вносят и дисциплины естественнонаучного цикла. Эстетическое воздействие оказывает логика и стройность математического доказательства, вдохновляет красота научного подвига, поэзия научного поиска и т. д. Большое значение могут иметь эстетически выразительные методы обучения - яркий, образный рассказ, средства наглядности и т.п.
Несомненно, эстетическое развитие школьников во многом определяется и самой организацией работы школы, ее оформлением, стилем взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками.
Эстетическое воспитание в процессе обучения дополняется внеклассной работой, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации, школьные клубы и кружки, художественную самодеятельность.
Эстетическому воспитанию детей способствуют и различные внешкольные учреждения - Дворцы и Дома пионеров, детские библиотеки, станции юных натуралистов и т. п.
Эстетическое воспитание в детском саду, поставленное в соответствии с требованиями действующей программы, создает хорошие предпосылки для последующей работы в этой области и полноценного художественного развития ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.