Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие теории дошкольного воспитания




Подготовка кадров дошкольных работников


Организация общественного дошкольного воспитания потребовала большого количества педагогических кадров. Еще в 1918 г. дошкольный отдел Наркомпроса обратился с воззванием к дошкольным работникам и ко всем, кто желал работать в области дошкольного воспитания. Большое количество старых специалистов по дошкольному воспитанию, а также лиц, не имевших педагогического образования, но увлеченных новизной и огромным значением дошкольного дела, откликнулись на призыв. Однако кадров было явно недостаточно. Надо было создать систему их подготовки. В апреле 1918 г. в Москве были открыты курсы дошкольных работников на 100 человек. Затем начали работу курсы по подготовке инструкторов-пропагандистов дошкольного дела. На эти курсы местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов командировали своих представителей. Потребность в кадрах дошкольных работников росла, и в конце 1918 г. Наркомпрос постановил организовать областные, губернские, уездные и волостные курсы.
В 1918 г. в Петрограде был открыт институт дошкольного воспитания, а в следующем году в Москве при Академии коммунистического воспитания было организовано дошкольное отделение. В 1921 г. такое же отделение было открыто в составе педагогического факультета 2-го МГУ. Это были первые в мире государственные учебные заведения по подготовке кадров с высшим дошкольным образованием. С 1921 г. во многих городах страны была организована подготовка воспитателей дошкольных учреждений в государственных педагогических техникумах. К 1928 г. организаторов-методистов дошкольной работы готовили 4 вуза, а педагогов дошкольных учреждений - 23 педагогических техникума. Сеть педагогических учебных заведений постоянно росла. В 1978 г. педагогические кадры по дошкольному воспитанию готовились в СССР в 38 педагогических институтах и 214 педагогических училищах.
В связи с переходом в систему народного образования детских яслей с 1975 г. в педагогических училищах начата подготовка специалистов дошкольного воспитания широкого профиля (включая ранний, ясельный возраст).


Создание советской системы воспитания детей дошкольного возраста потребовало глубокой разработки теории развития и воспитания ребенка с первых месяцев его жизни.
В 1918 г. в Петроградском институте мозга был образован отдел развития и клиника по изучению младенца. В 1931 г. отдел и клиника были переведены в Москву и позже, когда создавалась Академия медицинских наук СССР, стали одним из отделов Института педиатрии АМН СССР.
Большой вклад в изучение развития и воспитания детей раннего возраста был сделан членом-корреспондентом АМН СССР проф. Н. М. Щеловановым, проф. Н. М. Аксариной, их сотрудниками и последователями. В результате исследований этих ученых были созданы основы советской педагогики раннего детства, разработана система воспитания, применение которой обеспечивает полноценное нервно-психическое развитие детей.
Формирование советской теории дошкольного воспитания происходило в борьбе различных систем, точек зрения и потребовало определенного времени. В первые годы Советской власти в дошкольных учреждениях применялись системы Фребеля, Монтессори и свободного воспитания. Изданная в 1919 г. «Инструкция по ведению очага и детского сада» была важным документом, содержащим много ценных указаний, однако в целом она была выдержана в духе теории свободного воспитания: отрицалась руководящая роль воспитателя, считалось недопустимым расписание занятий, рекомендовалось объединять детей не по возрасту, а по интересам. Разработка новой системы воспитания в детском саду началась с I съезда по дошкольному воспитанию (1919) и продолжалась в последующие годы.
Строительство общественного дошкольного воспитания потребовало разработки вопросов содержания и методов работы дошкольных учреждений в соответствии с новыми задачами. Большой вклад в разработку проблем дошкольной педагогики в советский период внесли Е. А. Аркин, Е. А. Флерина, А. П. Усова.
Ефим Аронович Аркин (1873-1948) уделял основное внимание проблемам дошкольной педагогики. Его капитальный труд «Дошкольный возраст» выдержал пять изданий. Большое значение он придавал правильной постановке физического воспитания, укреплению и закаливанию детского организма. Обобщив опыт работы одного из первых санаторных детских садов по укреплению здоровья детей, Е. А. Аркин показал громадную роль в лечебно-воспитательной работе таких факторов, как пребывание детей на свежем воздухе, организация правильного питания, детские игры, участие в трудовых процессах. Его многочисленные статьи, опубликованные в журналах «Дошкольное воспитание» и «Семья и школа», освещали разнообразные вопросы педагогики и гигиены, игры и детского труда. После учреждения в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР Е. А. Аркин был избран ее действительным членом. Евгения Александровна Флерина (1888-1952), член-корреспондент АПН РСФСР, решая общие проблемы дошкольной педагогики, уделяла большое внимание вопросам эстетического воспитания детей.
Е. А. Флерина раскрыла важные особенности эстетического развития детей. Разработала методики развития речи и художественного слова, изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В 1946 г. под ее редакцией вышло первое учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов - «Дошкольная педагогика».
Много сделала для развития теории дошкольной педагогики член-корреспондент АПН РСФСР Александра Платоновна Усова (1898-1965). Она была первым руководителем лаборатории дошкольного воспитания, созданной в Академии педагогических наук РСФСР.
А. П. Усова разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. Ее труды способствовали определению принципов новой системы сенсорного воспитания в детском саду, плодотворному изучению проблемы игры.
Труды этих видных советских педагогов в области дошкольного воспитания, а также работы многих других исследователей, создали, по сути дела, новую ветвь в системе педагогических наук - советскую дошкольную педагогику.
В развитии советской дошкольной педагогики большое значение имеет профессиональная печать. С 1928 г. в РСФСР издается методический журнал «Дошкольное воспитание», который знакомит своих читателей с передовым опытом, новыми идеями и методикой, освещает состояние дошкольного воспитания за рубежом. Подобные издания есть в других национальных республиках. В 1960 г. создан Институт дошкольного воспитания АПН СССР, разрабатывающий основные направления теории и практики.
Разносторонние исследования ведутся также на кафедрах дошкольной педагогики педагогических институтов. Особое внимание уделяется проблемам нравственного воспитания, среди которых - вопросы формирования личности ребенка, взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма и начал патриотизма.
Большое место в планах исследований занимает трудовое воспитание, в процессе которого у дошкольников формируются начальные трудовые навыки и любовь к труду. Разрабатываются также научные основы совершенствования физического, эстетического, умственного воспитания, развития речи.
Получила большое развитие теория игры в ее конкретных направлениях: воспитание ребенка в игре, формирование коллективизма, особенности дидактических игр и отбор воспитательно ценных игр, влияние воспитателя на процесс игры и др.
В развитии дошкольного дела в СССР постоянно возрастает роль общественности. Повышение роли местных Советов народных депутатов позволяет все более полно удовлетворять интересы и потребности народа в дошкольных учреждениях.
Много делают в этом направлении и избираемые с 1976 г. Верховными Советами республик комиссии по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.
XXV съезд КПСС, состоявшийся в 1976 г., указал, что в период 1976-1980 гг. будет продолжаться расширение сети дошкольных детских учреждений. В эти годы будут открыты новые детские сады и ясли на 2,5-2,8 млн. мест.
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.» подчеркивается необходимость «особое внимание обратить на улучшение работы детских учреждений». Таким образом, десятая пятилетка, провозглашенная пятилеткой качества, является новым этапом не только в количественном, но и в качественном росте системы дошкольного воспитания.
Намечены специальные меры по улучшению труда и быта работающих женщин-матерей. Это - предоставление возможности работать неполный день или неполную неделю и возможности работать на дому. Для работающих женщин будет введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. Если учесть, что в нашей стране ежегодно рождается около 4,5 млн. детей, то пособие позволит улучшить условия жизни миллионов детей раннего возраста.
Общественное дошкольное воспитание в социалистических странах является начальным звеном единой системы воспитания и обучения и носит государственный характер. Детские сады, как правило, находятся на государственном бюджете. Местные органы власти, промышленные предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы и другие организации проявляют инициативу в создании новых детских учреждений. Широкое распространение в городах и сельской местности получили такие типы дошкольных учреждений, как стационарные и сезонные с разной длительностью работы ясли и сады, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки.
Подготовка педагогических работников осуществляется на курсах, в средних специальных, а в отдельных социалистических странах и высших учебных заведениях. Существует система повышения квалификации дошкольных работников, для них проводятся семинары, симпозиумы.
Руководство всеми типами дошкольных учреждений осуществляется органами народного образования, имеются единые программы воспитательной работы, утверждаемые министерствами просвещения (народного образования) каждой из стран. Целью воспитательной работы в детских садах является гармоническое развитие детей, формирование навыков жизни в коллективе.
В научно-исследовательских учреждениях, на кафедрах педагогики и психологии университетов и педагогических вузов ведутся научные исследования с учетом прогрессивных традиций своей страны и передового опыта воспитателей.
Большую роль в развитии общественного дошкольного воспитания играет регулярный обмен опытом и научными достижениями между социалистическими странами. Так, в конце 1975 г. в Бухаресте проходил VII Международный семинар стран социалистического содружества, посвященный проблемам умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Педагоги дошкольных учреждений социалистических стран постоянно обращаются к советскому опыту общественного дошкольного воспитания.

 

 

Глава 6. «Программа воспитания в детском саду»

 

 

«Программа воспитания в детском саду» — государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
В «Программе» характеризуется роль детского сада как первой ступени в общей системе народного образования, в формировании нового человека, будущего активного строителя коммунистического общества, раскрываются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении в целом и применительно к каждой возрастной группе. Подчеркивается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе, направленном на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями «Программы», создает благоприятные условия для удовлетворения потребности общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.
«Программа воспитания в детском саду» синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания, убедительно показывая огромное значение данного возрастного этапа в физическом и духовном развитии человека. Основы ее едины для всех союзных республик нашей страны. И в каждой союзной республике создана своя программа, учитывающая местную специфику (родной язык, национальные традиции и др.)
В капиталистических странах нет единой системы общественного дошкольного воспитания и дошкольные учреждения, как правило, не включаются в систему народного образования. Основная часть детских учреждений принадлежит частным лицам, поэтому нет и единой программы воспитания в детском саду. Имеющиеся программы, их содержание и направленность носят различный характер, выражая разнообразные политические и педагогические взгляды их авторов.
Программа воспитания совершенствовалась вместе с развитием общественного дошкольного воспитания. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Поиски наиболее совершенных форм и содержания программы шли непрерывно. За годы Советской власти был создан ряд проектов соответствующих программ и программно-методических документов. Каждый программный документ возникал на определенном историческом этапе и отражал существующий уровень развития теории и практики дошкольного воспитания.
Первый проект Программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.
В 1934 г. издается усовершенствованная «Программа воспитания». В ней больше внимания было уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в детском саду. «Программа» включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем она имела существенные недостатки: был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя в организации педагогического процесса.
В связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. возникла необходимость в создании нового программного документа по дошкольному воспитанию. В 1938 г. было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В нем правильно освещались задачи воспитания детей дошкольного возраста. Более четко говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей детей. Но все же «Руководство» имело много недостатков, на которые в свое время указала Н. К. Крупская: «Мне кажется, данная программа очень далека от жизни, очень искусственна, обходит ряд трудных вопросов, и потому благие пожелания ее составителей об общественном воспитании, о коммунистическом воспитании повисают в воздухе».
«Руководство» по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это затрудняло воспитателя в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста. Многие вопросы физического, умственного, нравственного воспитания не нашли в «Руководстве» должного отражения. Не было научно обоснованного раскрытия вопросов обучения детей дошкольного возраста. Недостаточно освещалась и работа с родителями.
В 1953 г. в связи с введением обучения в детском саду в целях повышения качества учебно-воспитательной работы и подготовки детей к школе «Руководство» было переработано. В программе было достаточно четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР, учитывая достигнутый уровень развития науки о воспитании детей раннего и дошкольного возраста, а также большой практический опыт, в мае 1959 г. приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В постановлении предусматривалось, в частности, объединение с учетом местных условий и возможностей двух типов детских учреждений — яслей и детских садов — в единое дошкольное учреждение (ясли-сад) и разработка единой программы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.
В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 г.
«Программа» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей, чем в предыдущих программно-методических документах, мере в ней отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Представленный в разделе «Обучение на занятиях» программный материал создает благоприятные условия для осуществления системности в обучении, полноценного усвоения детьми образовательного минимума, понимания доступных им взаимосвязей предметов и явлений окружающей действительности. «Программа» предусматривала также формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка. Она включает режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок. Руководствуясь «Программой воспитания в детском саду», воспитатель должен обеспечить решение разносторонних задач воспитания ребенка-дошкольника в играх, развлечениях и труде, в обучении и быту.
В 1969 г. была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», созданная на основе использования научных исследований и лучшего опыта работы и учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта «Программа» неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1978 г. было опубликовано 8-е, исправленное издание.
Наличие единой «Программы воспитания в детском саду» обеспечивает преемственное решение задач воспитания и обучения детей на всех возрастных этапах дошкольного детства, а также преемственность детского сада и начальной школы.
«Программа воспитания в детском саду» охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития ребенка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период.
Все содержание воспитательной и образовательной работы с детьми в детском саду определяется задачами коммунистического воспитания.
Основные задачи детского сада изложены в объяснительной записке к «Программе» и далее конкретизируются по отношению к каждому возрасту (по годам жизни).
«Программа» раскрывает содержание обучения и воспитания детей, требования к уровням, которых должен достигнуть ребенок на разных ступенях своего развития. Она построена с учетом положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии. Причем все виды детской деятельности подчинены решению главных воспитательно-образовательных задач. Например, в дидактических играх на первое место выдвигается образовательная задача, осуществляется развитие умственных способностей.
Сюжетно-ролевые игры — хорошая школа воспитания нравственных качеств. В них ребенок активно и творчески осваивает нормы поведения советских людей, отношение к труду, общественной жизни. Следует отметить, что тот и другой вид игры, помимо выполнения упомянутых воспитательных задач, способствует всестороннему развитию детской личности.
В младшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в старшем — значительно увеличивается время, отводимое в режиме дня для различных занятий, труда, самостоятельной деятельности. Это обеспечивает формирование у детей знаний, умений, навыков и качеств личности, которые необходимы для обучения в школе.
Современный уровень развития теории и практики дошкольного воспитания требует подхода к ребенку как к целостной личности во всем многообразии ее проявлений. Воспитательная работа должна осуществляться как целостный, комплексный процесс. Поэтому «Программа воспитания в детском саду» направляет внимание воспитателей на глубокое изучение ребенка, знание возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей его развития. «Программа» указывает на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности — игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определенные формы поведения.
В «Программе» подчеркивается также особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.
«Программа» построена в соответствии со следующими принципами:
1. Идейность содержания программного материала, соответствие его задачам коммунистического воспитания.
2. Единство обучения и воспитания.
3. Целостность и непрерывность педагогического процесса воспитания и обучения детей от младенчества до поступления в школу.
4. Систематичность и последовательность расположения материала, постепенное усложнение от группы к группе.
5. Возрастной принцип расположения общих и частных задач, осуществляемых в различных видах деятельности.
6. Осуществление воспитания в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, бытовой.
7. Концентричность — возврат к ранее пройденному материалу на более высоком уровне.
Знание «Программы» и выполнение ее требований с учетом конкретных условий жизни группы является обязательным для каждого дошкольного специалиста.
В помощь воспитателю с целью более успешного усвоения детьми всего содержания, предусмотренного «Программой воспитания в детском саду», создаются методические указания, пособия, рекомендации. В них раскрываются методы работы с детьми по каждому виду деятельности. Знание воспитателем методических указаний и рекомендаций, умение пользоваться различными пособиями обеспечивает успешное воспитание и развитие ребенка на каждом возрастном этапе.

 

 

Глава 7. Особенности периода раннего детства и его значение

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.