Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание культурно-гигиенических навыков





В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребенка.
Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.
Обучение некоторым навыкам, например культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребенок. «Посмотрите, дети,— говорит педагог,— Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать.
Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок впервые сам надел рубашку, застегнул пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей, например отмечает в присутствии всех детей: «Наташа стала быстро одеваться. Раньше делала ей замечания, а сегодня хвалю».
Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением.
Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например, воспитатель говорит: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!» Оценка дается перед всей группой, если всем остальным детям нужно овладеть этим навыком. Если же они в основном уже им овладели, а отстают лишь некоторые, то воспитатель одобряет ребенка индивидуально.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.