Во главе педагогического коллектива стоит заведующий дошкольным учреждением. Под его руководством осуществляется коммунистическое воспитание детей. Воспитатели, сестры-воспитательницы являются центральными фигурами организации и проведения педагогического процесса с детьми в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». В дошкольных учреждениях с большим количеством групп в помощь заведующему назначается воспитатель-методист, имеющий, как правило, высшее дошкольное образование и стаж работы не менее двух лет. Воспитатель-методист направляет педагогическую работу воспитателей и способствует ее совершенствованию. Музыкально-эстетическое воспитание детей осуществляется музыкальным руководителем, а также воспитателями. Медицинское обслуживание обеспечивают врач и старшая медицинская сестра. Главная задача руководителя дошкольного учреждения — возглавить педагогический коллектив, мобилизовать его на творческое претворение в жизнь решений Коммунистической партии и Советского правительства в области общественного дошкольного воспитания. Заведующий должен всю свою деятельность подчинить задаче создания слаженного, целеустремленного, творческого коллектива, способного успешно решать стоящие перед ним задачи. Такому коллективу присуще сознание своей причастности к общему делу строительства коммунизма, стремление совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать эффективность методов воспитания и обучения детей. В яслях-саду при 6—7 группах выделяется 0,5 ставки воспитателя-методиста; при 8 группах — одна ставка; в детском саду при 8—9 группах 0,5 ставки воспитателя-методиста, при 10 — 12 группах — одна ставка.
Воспитатель дошкольного учреждения
Воспитатель дошкольного учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются глубокое знание теории марксизма-ленинизма, педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни страны. Идейно-политическое воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в духе ленинских требований к педагогическим кадрам. «Теперь мы должны,— указывал В. И. Ленин,— воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом...». Н. К. Крупская всегда подчеркивала общественное значение труда воспитателя, призывала дошкольных работников жить интересами социалистического государства, вносить свой трудовой вклад в дело построения социализма в нашей стране. Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед Родиной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту товарищей по работе. Знание марксистско-ленинской теории, понимание закономерностей развития природы и общества, общественно-политическая активность, владение общей и дошкольной педагогикой, детской психологией и физиологией позволяют воспитателю с подлинно научных позиций подходить к анализу педагогических явлений и успешно осуществлять всестороннее развитие ребенка. Лучшие воспитатели обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических кенференциях, Педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом они способствуют развитию теории и практики дошкольного воспитания. Поддерживая постоянную связь с семьей, дошкольный педагог помогает родителям в воспитании детей. Воспитатель — это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и педагогического мастерства каждого сотрудника. Для советского педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого назначения и ответственности, коммунистическое отношение к труду, творчество, целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью и правдивостью. Широк круг общественных дел воспитателя — от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата. Педагогическое мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям. Н. К. Крупская рассматривала мастерство педагога в тесной связи с его мировоззрением, идейной направленностью, общей и специальной подготовкой. Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми дошкольного возраста важно также уметь петь и танцещать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками. А. С. Макаренко писал: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Мастерство воспитателя формируется постепенно. Еще в педагогическом училище будущие воспитатели учатся применять полученные теоретические знания на практике. Молодой специалист, с интересом вникающий в работу, получает от нее большое удовлетворение. Это стимулирует его к совершенствованию профессионального мастерства. В целях повышения идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников в дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся общественно-политические и методические мероприятия (политические занятия, семинары, заседания педагогического совета и т. п.), которые являются важным условием роста профессионального мастерства. Глубокое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма вооружает воспитателей диалектическим подходом к педагогическому процессу, помогает проникнуть в его сущность. Активно участвуя в методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы лучших дошкольных учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области психологии, дошкольной педагогики и специальных методик. Важнейшее значение в становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа по повышению своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации воспитателей и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических мероприятиях района, города. Все это помогает дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой коммунистического воспитания, творчески подходить к реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные методы и приемы воспитания и обучения детей. Важным качеством педагога-мастера является умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать его. Если дети приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам «Программы воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель эффективно владеет педагогически обоснованными методами и приемами воздействия. Советский педагог, формирующий нового человека, сам должен быть передовым гражданином нашего общества. Коммунистическая убежденность, профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах, поступках, взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Н. К. Крупская, подчеркивая большое влияние, оказываемое на детей личностью педагога, писала: «Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство... Для ребят идея не отделена от личности». «Воспитательница должна быть детям близким другом». Особенно велико влияние взрослого на ребенка в дошкольном возрасте,- когда закладываются первые основы человеческой личности. «...Дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности,— указывал К. Д. Ушинский,— и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние человеческой личности. Это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно». В дошкольном учреждении ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и для него воспитатель является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь высоки требования к личности педагога. Влияние воспитателя на ребенка осуществляется в повседневной жизни, в играх, на занятиях, в совместной трудовой деятельности и общении. Он должен внимательно изучать каждого ребенка, знать его индивидуальные особенности, относиться ко всем детям объективно, проявлять педагогический такт, справедливо оценивать их поведение и результаты деятельности, уметь вовремя прийти на помощь, интересоваться их жизнью в семье. Только тогда педагог сможет оказывать целенаправленное влияние на развитие личности ребенка. Непременным условием успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в сочетании с разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность, ласковость, доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление