Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности современной молодежи




 

Проектируя воспитательный идеал, нельзя не обращать вни­мания на ценности, которые принимает нынешняя молодежь, идеалы, которые она считает значимыми для своего дальнейше­го развития. Исследования выявляют довольно пеструю карти­ну, и она правильно отражает истинное состояние: молодежь далеко не однородна и разброс ценностей находится во всем воз­можном спектре — от примитивных до возвышенных.

Для понимания механизма образования идеалов и возникно­вения ценностей у подрастающего человека рассмотрим диалек­тику их замещения с возрастом.

Процесс развития (расширения) сознания человека и соответ­ствующего изменения его ценностных ориентации проходит сле­дующие стадии:

5-й уровень — универсальные ценности (духовное, расширен­ное сознание);

4-й уровень — общечеловеческие ценности;

3-й уровень — общественные, гражданские, национальные ценности;

2-й уровень — семейные (родственные) ценности;

1-й уровень — эгоцентрические ценности, самоутверждение.

Каковы же ценностные ориентации современной молодежи? Под ценностными ориентациями понимаются важнейшие эле­менты внутренней структуры личности, подкрепленные жизнен­ным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека от несуществен­ного. В этой связи литовский проф. Б. Битинас выделяет три системы — ценности трансцендентные, социоцентрические, ан­тропоцентрические.

К ценностям 5-го уровня относятся: душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т. п.; 4-го уровня — свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманизм, согласие и др. Базовые ценности воспитания — самореализация, автоном­ность, удовлетворение, польза, откровенность, индивидуаль­ность.

Конкретизируя духовные ценности, С. Гроф включает в их со­став этические, эстетические, героические, гуманистические и альтруистические.

При создании психодиагностических методик определения ценностных ориентации личности типичным является подход, когда школьникам предлагается перечень понятий, из которых необходимо выбрать приоритетные. Например, американская школьная служба «Гайденс» предлагает подросткам следующий перечень: внешность, честность, успех, образование, семейная ответственность, престиж, свобода, соблюдение закона, собствен­ность, власть, здоровье, равенство, деньги, творчество, любовь.

В одном из исследований (Е. А. Помыткин, 1999) старше­классникам предлагалось выбрать главные ценности из такого списка: разнообразные удовольствия, семейное благополучие, со­циальная справедливость, верность, признание и популярность, выгодный брак, порядок в стране, доброжелательность, власть и влиятельность, послушные дети в семье, взаимопонимание Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпи­графом к сочинению «Материнская школа» он взял слова Цице­рона: «Основа всего государства состоит в правильном воспита­нии юношества». По мнению Я. А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиоз­ное воспитание).

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена, человека, «умею­щего вести свои дела мудро и предусмотрительно». Этот джентль­мен должен быть, кроме того, человеком деятельным и инициатив­ным, обладать острым умом и практическими знаниями.

Французский материалист К. Гельвеции утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя — «раскрыть их (граж­дан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них (граждан)... здравомыслящих и чувствующих людей... сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».

Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспи­тание необходимо человеку потому, говорил он, что тот появля­ется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглаша­юсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, считал, что цель воспитания — развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека».

Немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды на воспитание и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанни­ка к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния ро­да человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизировал эту цель: «Воспитание должно выра­ботать из воспитанника истинно хорошего человека, воспри­имчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт цель воспитания видел во все­стороннем развитии интересов, направленном на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитание людей, умеющих приспосабли­ваться к существующим отношениям, уважающих установлен­ный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение це­лей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х гг. XIX в. писал о вос­питании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Герцен был убежден, что цель воспитания — подготовка свободной, дея­тельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставил перед воспи­танием благородную цель — подготовить человека общественно­го, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, понимая под этим своеобразное сочетание личного с общест­венным.

«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий рус­ский педагог К. Д. Ушинский, — что влияние нравственное со­ставляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (Ушин­ский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 557).

В русской дореволюционной педагогике цель воспитания вы­водилась из трех начал: православия, самодержавия, народно­сти. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров следующим образом определял цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания, как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживался и другой известный педагог, М. Демков. «Громадную роль в жиз­ни людей, — писал он, — играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во многом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания» (Демков М. И. Курс педагогики. — М., 1916. — Ч. П. — С. 6). Народность — важное требование русской дореволюционной системы воспита­ния. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать свободных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его качество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным куль­турным» (Начальный курс педагогики. — М., 1913. — С. 4).

 

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражаю­щая его наивысшее предназначение — обеспечить каждому чело­веку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливая формулировка встречается уже у фило­софов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время в понятие всестороннего гармонического раз­вития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всесто­роннего развития включали культ телесной красоты, наслажде­ние искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармо­нического развития приобрела иную направленность. Они выдви­нули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потре­бовали включения труда в процесс всестороннего гармоническо­го развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умствен­ное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демо­краты А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли на сво­их знаменах цель всестороннего и гармонического развития личности. Многое было сделано для ее полной практической реа­лизации. Но выполнить намеченные преобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося экспери­мента — подавление прав и свобод личности, жесткая регламен­тация воспитания, его излишняя идеологизированность, забега­ние вперед реалий, отрыв от жизни.

Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания — формирования всесто­ронне и гармонически развитой личности — отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничес­кому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, будет стре­миться новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитатель­ного процесса традиционно выдвигалась подготовка высоко­квалифицированного специалиста, способного с наибольшей эф­фективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рас­сматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентации и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета инди­видуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демокра­тическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся нацио­нальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, ко­торые стоят перед личностью и обществом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.