Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип дополнительности в социальной педагогике




 

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоре­чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло­гический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позво­ляет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

подход к развитию человека как к совокупности взаимодо­полняющих процессов - природного, культурного, социально­го и др., которые определяют характер, содержание и ре­зультаты его социализации;

изучение и описание социализации как совокупности стихий­ного, частично направляемого, относительно социально кон­тролируемого процессов развития человека, а также его са­моизменения;

выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа­лизации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги­он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе­ления; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспи­тательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одному из социальных ин­ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо­полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи­озное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муници­пальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности взаи­модополняющих процессов (например, организации социаль­ного опыта, образования, индивидуальной помощи), создаю­щих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и про­тиворечивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социаль­ных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в со­циальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения прин­ципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.

Задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.

2. Раскройте взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педа­гогики, человеко- и обществознания.

3. Охарактеризуйте функции социальной педагогики и принцип дополни­тельности.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Наторп П. Социальная педагогика. - СПб., 1911.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 5-21.

3. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Ека­теринбург, 1995.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ............................................................................................... 3

ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ..................................................................... 5

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ........................................................................................................................ 11

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР.............................................................................. 17

ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ.......................................... 19

§ 1. СТРАНА............................................................................................................................................................................................................ 19

§ 2. ЭТНОС.............................................................................................................................................................................................................. 20

§ 3. ОБЩЕСТВО..................................................................................................................................................................................................... 23

§ 4. ГОСУДАРСТВО.............................................................................................................................................................................................. 28

ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА...... 31

§ 1. РЕГИОН............................................................................................................................................................................................................ 31

§ 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ..................................................................................................................................... 34

§ 3. СУБКУЛЬТУРЫ............................................................................................................................................................................................. 36

§ 4. ТИП ПОСЕЛЕНИЯ......................................................................................................................................................................................... 40

4.1. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ...................................................................................................................................................................... 40

4.2. ГОРОД........................................................................................................................................................................................................... 41

4.3. МАЛЫЙ ГОРОД.......................................................................................................................................................................................... 44

4.4. ПОСЕЛОК.................................................................................................................................................................................................... 45

4.5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.............................................................................................. 46

ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ.............................................................. 50

§ 1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................................................................................. 50

§ 2. СОСЕДСТВО................................................................................................................................................................................................... 54

§ 3. ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ........................................................................................................................................................................... 55

§ 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.......................................................................................... 58

§ 5. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................................. 60

§ 6. КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ....................................................................... 63

§ 7. МИКРОСОЦИУМ........................................................................................................................................................................................... 65

ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...................................................................................................................................................... 69

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА............................................................................................................................................ 69

1.1. БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ........................................................................................................................................ 69

1.2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ................................................................................................. 72

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ......................................... 77

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ.............................................................................................................................................................................................. 82

§ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ.............................................................................................................................................................. 85

§ 4. ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.................................................................................................................................. 87

ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ............................................................................................................ 91

ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ.................................................................................................................................................... 94

ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................................ 101

СОДЕРЖАНИЕ..................................................................................................................................................................................................... 105

 

 

Учебное издание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.