Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные революции и смена типов рациональности




Научные революции — это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикаль­но меняющие прежнее видение мира.

Научные революции — не кратковременные события, а представ­ляют собой более или менее длительный исторический период, посколь­ку коренные изменения в научных знаниях требуют определенного вре­мени.

Первая научная революция характеризуется сменой космологичес­кой картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцен­трической системы мира: «Земля—центр мироздания» к гелиоцент­рическому учению астронома Коперника:«Земля—одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Коперник показал: движение —естественное свойство небесных и земных тел, подчиненные некоторым общим закономерностям единой механики;чувственное познание ограничено, оно неспособно отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место.

Вторая научная революция: (XVII в.)— рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого сто­яли Галилей, Кеплер, Ньютон.Основные особенности: применение метода научного рассуждения, математических расче­тов и эксперимента; заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений(Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве»,аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу ме­ханики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон ра­венства действия и противодействия, закон всемирного тяготения, законы, установленные для механической сферы явлений, перено­сили на самые различные явления природы.

Третья научная революция (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) харак­теризуется диалектизацией естествознания: Основные открытия и положения: попытки рассмотреть развитие Солнечной системы— космогоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения че­ловека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна;открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг);вся природа — это непрерывный процесс превращения универсаль­ного движения материи из одной формы в другую;открытие периодического закона химических элементов Д. Мен­делеева: свойства химических элементов изменяются в периоди­ческой зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных не­органических веществ (Ф. Велер) — законы химии едины для не­органического и органического мира; принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей вза­имосвязи получили естественнонаучное обоснование;

Четвертая научная революция (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения: открытие радиоактивного распада, электронов, позитронрв; создание квантовой теории строения атомов (Резенфорда—Бора); создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энер­гии — взаимопревращение видов материи и форм движения; открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются как волны, излучаются и поглощаются как частицы; движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.