Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль творчества в научно-исследовательской деятельности. Творческий процесс, его этапы.




Характерологические особенности студентов, затрудняющие межличностное и педагогическое общение.

Характеристика продуктивных межличностных отношений.

1. бескорыстность – это отношение с другим человеком без ожидания «что это дает?», «что это для меня?». В текущий момент должно быть отношение только с этим человеком: не должно быть третьей стороны реальной или воображаемой.

2. знание другого – когда знаешь его.

3. сопереживание – если человек бескорыстен в отношениях, он позволяет воспринимать все аспекты другого, а не только те которые ему нужны или нравятся.

переключение центра внимания на другого человека (отношения нарушаются, когда человек начинает думать о себе).

4. забота одругом – значит со всей полнотой знать другого человека и переживать за него.

5. забота о росте другого человека – изменение другого с возрастом.

6. забота активна – истинно любящий больше отдает, чем берет, зрелая любовь любит, а не ждет любви.

7. любовь – это неисключительная и магическая связь с одним человеком, а способ быть в мире.

8. зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности. Человек любит не потому, что нуждается в другом, а потому, что сам нужен другому, а потому что у него есть что отдавать, у него есть сила.

9. любовь взаимна – если человек по-настоящему вступает в отношение с другим.

10. зрелая любовь не остается без награды, она следует, ее нельзя преследовать.

Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми:

• педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;

• студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;

• действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

• преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;

• студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива.

Типы акцентуаций характера. Акцентуации – это преувеличение одних черт характера в ущерб другим. Плюсы: индивидуальность. Минусы: стереотипность, трудность во взаимодействии.

Гипертивный. Энергичность, приподнятое настроение, повышенная активность, стремление к лидерству, к рискам, авантюре, самокритика отсутствует, безответственный. Плюсы: энергичный, жажда деятельности, инициативность, оптимизм. Минусы: легкомысленность, безответственность, раздражительность. Деятельность: работа с огромным количеством людей, организаторская деятельность.

Эпилептоидный. Гиперсоциальный, суперспокойный, до момента пока их не выведут из себя, не склонны брать на себя вину, крайне требовательны к соблюдению порядка. Плюсы: аккуратность, серьезность, надежность в делах. Минусы: формализм, занудливость, жестокость в состоянии аффекта. Деятельность, в которой требуется стабильность, аккуратность.

Возбудимый – повышенная возбудимость, льстивость, угрюмство. Плюсы: вне аффекта – добросовестность, аккуратность, любовь к детям. Минусы: частая раздражительность, неадекватные вспышки гнева, ослабленный контроль над влечением, частые конфликты. Деятельность: атлетические виды спорта, физический труд, часто меняют место работы, «улыбка на губах, а камень в сердце».

Дистимный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, пессимизм, в своей группе не сходится, тяготения, не любят конфликты, всегда являются пассивным, доверяют подчиняются своим друзьям. Плюсы: высокая нравственность, серьезность, добросовестность, справедливость. Минусы: пассивность, пессимизм, отрыв от коллектива. Деятельность: не требует широкого круга и объема общения.

Циклотивный – циклические периоды подъема и спада настроения, свойственно биполярное расстройство (гипертима и дистима).

Застревающий – застревание на мыслях, чувствах, обидах, несговорчивость, чутко опреден круг друзей и врагов, занудство. Плюсы: стремление к результатам, принципиальность, устойвость взглядов. Минусы: подозрительность, мнительность, чистолюбие, самонадеянность, ревнивость, конфликтность. Деятельность: работа, дающая независимость, возможность проявить себя.

Истероидный (демонстративные) – ярков выражены быть в центре внимания, слезы, скандалы, ложь, высокая приспосабливаемость. Плюсы: обходительность, упорство, актерские способности, способность увлекать других, неординарность. Минусы: эгоизм, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, заболевание, склонность к интригам, высоким притязаниям, конфликты, если их не замечают. Деятельность: хорошо работает, ситуации постоянно меняются, кратковременные контакты.

Сенситивный – очень чувствительны, ранимы, глубоко переживают малейшие неприятности, часто печальное настроение, очень широкая референтная группа, предпочитает узкий круг друзей, редко вступает в конфликты, не выплескивает обиды. Плюсы: альтруизм сострадания, исполнительность, очень высокое чувство долга. Минусы: крайняя чувствительность. Деятельность: сфера искусства, медицина, уход за животными, растениями, детьми, воспитание и забота.

Шизоидный – странность поведения, общения, мыслей, не чувствует под текста отношений. Плюсы: целеустремленность, настойчивость, исполнительность. Минусы: неадекватность в социальных отношениях. Деятельность: любые сферы, где нужно быстро «схватывать».

Аутистичный – человек просто не нуждается в обществе, отстраненный, самодостаточный. Плюсы: сосредоточенность, углубленность идей. Минусы: неадекватность взаимодействия, непрактичность, несоциализированность.

Неустойчивый – непостоянны, неответственны, отвлекаемые. Плюсы: эмоциональность, оптимизм, отзывчивость. Минусы: отзывчивость как на плохое так и на хорошее (не различают).

Не так часто встречается чистый тип акцентуаций. Может быть сочетание других типов, а быть исключающий тип.

Творческие способности – способность человека к нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Креативность проявляется многообразно: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора и т.д. Существенные условия актуализации творческих способностей являются такие личностные качества: уверенность в себе, адекватная самооценка.

Этапы творческого процесса:

1. Подготовка – важна сила мотивации. Перманентность этапа – человек должен быть готов к восприятию нового, к удивлению.

2. Фрустрация (обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов)) — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной её потребности. Она проявляется в эмоциональных процессах разочарования, тревоги, раздражения и даже отчаяния. Как и разочарование, фрустрация возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если точно не знают, что нужно сделать для достижения успеха Выход из фрустрации: а) отрицание, б) рационализация (человек не признает фрустрацию), в) стагнация – уровень мотивации натолько широк, что человек смирится без попыток оправдания; г) новый рост – это продолжение работы не смотря ни на что.

3. Инкубация — это методология принятия решений, основанная на подсознательной рекомбинации мыслей, симулированных сознательной работой над проблемой. После того как сознательная работа перестаёт давать какие-либо результаты, наступает инкубационный период, который заполняется деятельностью, не связанной с исходной проблемой. Это может быть, в том числе и грубая физическая работа. Выделяют латерализацию (специализация больших полушарий) и реципрокность (либо одно, либо другое полушарие по очереди). Человек сам волен менять ситуацию, иногда отпускать проблему, жить не смотря на нее.

4. Инсайт - Наиболее общее значение – предчувствие или интуитивное чувство внутренней природы чего-либо. Имеется несколько более специализированных значений. Два из них касаются личностногоинсайта. Это момент поступления в сознание, характеризуется эфорией, удовольствием. Кульминация эмоционального процесса

5). Разработка – включает 2 этапа: а) проверка истинности инсайта, б) осуществление, реализация в конкретных условиях.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее, открытость собственному опыту, достаточная подготовка в этой области, гибкость, отсуствие строгой оценки внешнего давления и т.п.

К факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят: давление, конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту, сильные механизмы личностной защиты.

Творческий человек в целом очень привлекательный. С этими людьми приятно быть, за ними следуют. Но бывают и исключения.

 

.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.