КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные формы обучения
Система непрерывного медицинского образования предусматривает две основные формы, выделение которых обусловлено разными задачами — последипломное образование и образование дополнительное. Последипломное образование ориентировано на обучение на рабочем месте, подготовку специалиста для конкретного учреждения, предприятия, организации. Оно осуществляется в виде: а) адаптационного образования (интернатуры, ординатуры) — приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности в условиях конкретного медицинского учреждения, ознакомление с режимом и условиями труда; б) повышение квалификации (краткосрочное обучение один раз в 5 лет) — освоение профессионально-образовательных программ, в которые включены сведения о новых способах решения профессиональных задач, обновлении техники и технологии; создает условия для профессионального роста и обеспечивает повышение конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Дополнительное образование предусматривает получение новой или смежной профессии в специальных образовательных центрах или вузах с целью расширения возможностей специалиста и повышения конкурентоспособности. Эти задачи реализуются в виде: а) профессиональной переподготовки на основе программ двух типов — совершенствование знаний в рамках прежней или смежной специальности для выполнения нового вида профессиональной деятельности (так, дипломированный врач становится врачом-педагогом, если осваивает образовательную программу объемом 600 ч), переквалификация специалистов (второе высшее образование) — освоение новой специальности, дополнительной квалификации (врачу может быть присвоена новая квалификация «Преподаватель высшей школы» при освоении им образовательной программы объемом свыше 1000 ч); б) повышения квалификации (периодическое курсовое обучение); в) стажировки; г) самообразования. Последипломное медицинское образование обязательно для всех дипломированных выпускников медицинских вузов. Интернатура — необходимый этап послевузовской профессиональной подготовки для специалистов с высшим медицинским и фармакологическим образованием. Обучение в интернатуре проводится на базе учреждений практического здравоохранения. По ее окончании выпускник сдает квалификационный экзамен. Подготовка интерна строится по индивидуальному плану, разработанному его руководителем на основании типовых учебных планов и образовательных профессиональных программ по специальностям. Результаты выполнения индивидуального плана и программы фиксируются в дневнике интерна; руководитель ежедневно их анализирует, оценивает и подписывает. За время обучения проводится тестовый контроль знаний и умений интерна по всем разделам программы. В этой работе участвуют и высказывают свои суждения преподаватель, курирующий обучение интернов на данной базе, главный специалист органа управления здравоохранения, заведующий отделением базового учреждения. По окончании подготовки интерн, выполнивший план и программу обучения, выдержавший квалификационный экзамен, получает удостоверение об окончании интернатуры и сертификат специалиста. Тот, кто не сумел сдать квалификационный экзамен, получает удостоверение об окончании интернатуры и справку, дающую право на повторный экзамен, сроки которого определяются экзаменационной квалификационной комиссией. Клиническая ординатура является частью многоуровневой системы высшего медицинского образования, непрерывного профессионального образования врачей в высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях, институтах усовершенствования врачей. Цель данной формы образования — подготовка или переподготовка специалистов отрасли, а также повышение их квалификации по конкретной врачебной специальности. Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от должностной занятости на основном месте работы. Его продолжительность не менее двух лет. Зачисление в ординатуру происходит по результатам экзамена и собеседования на основании конкурса. Без экзамена к конкурсу допускаются стажированные врачи, имеющие дипломы с отличием, члены студенческого научного общества. Подготовка клинических ординаторов строится по индивидуальному плану, разработанному совместно с куратором (сотрудником кафедры, ответственным за подготовку ординатора); предусмотрено прохождение производственной практики (в частности, план подготовки предусматривает два дежурства в месяц). Индивидуальный план включает сдачу зачетов по разделам основной специальности и по смежным дисциплинам, отчеты на конференциях кафедры не реже одного раза в год, аттестацию по всем аспектам подготовки за каждый год обучения. По окончании ординатуры и сдачи квалификационного экзамена выдается соответствующее удостоверение и сертификат врача-специалиста. Ординаторы, не выполнившие индивидуальный план в указанные сроки, отчисляются из ординатуры приказом ректора. Необходимость дополнительного профессионального образования как переподготовки специалистов-медиков обусловлена требованиями времени: появлением страховой, семейной медицины, совершенствованием сферы медицинских услуг, развитием новых областей практики на границе разных специальностей в сфере здравоохранения. Нередко в качестве второго высшего образования врачи получают экономическое, юридическое, педагогическое, психологическое образование, подготовку в области информационных технологий и менеджмента. 1)Профессиональная переподготовка осуществляется в двух направлениях для выполнения нового вида профессиональной деятельности; 2)для получения дополнительной квалификации. Выполнение нового вида профессиональной деятельности предполагает освоение дополнительной образовательной программы, построенной на основании квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям и с учетом потребностей заказчика (например, клиники, отделения). Присвоение дополнительной квалификации базируется на овладении дополнительными профессиональными программами обучения, составленными с учетом Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки, предъявляемых к такому специалисту. Эти требования установлены для реализации единой политики в области дополнительного профессионального образования. Особое место в непрерывном медицинском образовании занимает система повышения квалификации — углубление, систематизация и обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с ростом требований к уровню квалификации, а также необходимостью овладения новыми способами решения выдвигаемых современностью профессиональных задач. Задача системы повышения квалификации состоит в обеспечении соответствия между постоянно меняющимися социальными требованиями к личности, профессиональной компетентности и готовностью специалистов к выполнению этих требований на высоком профессиональном и должностном уровне (соответствие функциональных обязанностей и прав, границ ответственности реализуемых должностных функций). В системе повышения квалификации выделяются следующие формы: - краткосрочное (до 72 ч) тематическое обучение по конкретным проблемам; - тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по актуальным проблемам профессиональной деятельности; - длительное (курсовое — свыше 100 ч) обучение руководителей на основе программы их профессионально-личностных достижений (разработка моделей и анализ результатов реализации в практической деятельности новых способов решения профессиональных и должностных проблем). Краткосрочные и длительные программы повышения квалификации, как правило, взаимосвязаны, что позволяет специалисту осваивать и совершенствовать способы и технологии непрерывного образования. Формами дополнительного профессионального образования также являются стажировка и самообразование. Стажировка включает освоение и применение на практике профессиональных и организаторских знаний и навыков для выполнения профессиональных обязанностей. Она осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой доподготовки и супервизорства. И наставничество, и супервизорство предполагают работу под руководством опытного специалиста, который оказывает профессиональную помощь и поддержку с целью сокращения сроков социальной и профессиональной адаптации специалиста к новому уровню квалификационных требований. Самообразование реализуется по индивидуальной образовательной программе и предполагает самостоятельное проектирование специалистом образовательного пространства, выстраивание индивидуальной учебной траектории, управление собственной образовательной деятельностью. «Образовательное пространство определяется как "место" в социуме, где задаются связи и отношения и осуществляются деятельности различных систем (государственных, общественных) по развитию индивида и его социализации». Образовательная инфраструктура служит основой для формирования взаимодействия между сферой образования и другими социальными сферами, содействует созданию возможностей и условий, которые необходимы специалисту для профессионального становления. Индивидуальная образовательная траектория отражает последовательность освоения предусмотренной программы обучения, которая не задается нормативно, а самостоятельно определяется обучающимся на основе собственных целей. Одним из наиболее распространенных видов самообразования является экстернат.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |