Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции




 

Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем флегматику. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

В зарубежной психологии и криминологии были предприняты попытки связать поведение человека с его телесной организацией, с особенностями строения черепа, лица и тела человека, а также установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т.д.

Особого внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей. Проведенные исследования заслуженно расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических основ темперамента. Исследования показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. Первая сигнальная система действительности – система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) – вторая сигнальная система. Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней. Вторая сигнальная система имеет две функции – коммуникативную (обеспечивает общение людей друг с другом) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение, является сигналом его существенных признаков. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Но степень преобладания неодинакова. Это дало основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).

Итак, в зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы – экстраверсию и интроверсию. Эти понятия означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra – вне, intro – внутрь и verto – поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны. Проблема экстраверсий и интроверсий занимают центральное место в факторных теориях личности. Интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активаций дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

В отечественных исследованиях отмеченные особенности интро- и экстравертов охватываются понятием активности, которая рассматривается как мера интенсивности взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная – трудность перестройки привычных движений; эмоциональная – продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти – пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач. К особенностям темперамента относится и, такое психическое явление, как тревожность – напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, сужая поле восприятия в стресеогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.

Долгое время темперамент человека трактовался как прямое следствие его типа высшей нервной деятельности. Теперь темперамент рассматривают как системное обобщение инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения данного индивида. Два традиционно постулируемых компонента темперамента – активность и эмоциональность – подвергаются дальнейшей дифференциации, выделив в активности следующие ее стороны: энергичность (выносливость), пластичность и скорость. При этом энергичность соотносится с широтой афферентного синтеза, пластичность – с поведенческой гибкостью (способностью оперативно перестраивать программы поведения), скорость – с быстротой реализации поведенческих программ.

Итак, темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Так, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость – легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности – он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

3.5. Понятие о характере, формирование
характера

 

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении – отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер – сформировавшийся в основном в детстве тип психических реакций на действие в первую очередь непосредственных раздражений и впечатлений действительности. Представляет собой фенотип; характер значительно более зависим от меняющегося многообразного влияния окружающей среды.

Характер – это психическая индивидуальность человека, его своеобразие, сочетание наиболее устойчивых особенностей, проявляющихся в определенном отношении человека к окружающей действительности, к самому себе и в поведении (типичное поведение в типичной ситуации). Характер – это качество личности в целом.

В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны его поведения. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида. Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром.

В становлении характера, различных его сторон существен­ную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы.

В раскрытие сущности и типологии характера суще­ственный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм. До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида – это определенная направленность его жизненной энергии (либидо), Одна, и та же внешне выраженная форма поведения может иметь различную мотивацию. Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации.

Характер человека – обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт – цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных, целей.

Условия среды, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют при этом основное русло формирования характера. Но характер – это и способность индивида отстаивать свой стиль жизнедеятельности и свою жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои «сцепления» с действительностью. В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутриличностные конфликты. Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида, можно создать эффективные условия, направленные на мобилизацию положительных и подавление отрицательных качеств индивида. Иногда внешне ничтожное вмешательство в жизнедеятельность индивида приводит к кардинальным сдвигам в его поведении.

Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать решения. Формирование характера связано со способностью индивида к научению, с реальными возможностями научения в различных возрастных периодах, на различных этапах его психического созревания.

В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия (интерференция) упрочившихся навыков формированию новых.

Человек способен регулировать свой характер, погружая себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации. Отдельные особенности, черты характера – это лишь элементы психической структуры личности. В каждой значимой поведенческой ситуации происходи функциональная интеграция всех поведенческих механизмов данного индивида. Лишь с учетом этого обстоятельства можно перейти к классификации и систематизации характерологических свойств человека.

Формирование характера заканчивается к 18–20 годам и в дальнейшем сколько-нибудь его значительные изменения могут произойти в результате каких-либо чрезвычайных воздействий. О характере следует судить по ведущим, стержневым чертам. Можно выделить интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты; принято говорить о положительных и отрицательных чертах характера, но эти оценки динамичны.

Психотип человека иногда определяется на основании:

· источника энергии человека (интро- или экстравертированностъ);

· типа мышления (прагматический или интуитивный);

· способа принятия решений (на основании логики либо ценностей и чувств);

· способа организации деятельности (рациональный или спонтанный).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.