КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 9. Основы педагогики. Медицинская педагогика
9.1. Педагогика, воспитание, обучение,
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса; дидактика – наука о преподавании и учении. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей. Обучение – процесс, основная цель которого состоит в развитии её способностей (обучение – овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеалами). Основные педагогические концепции – прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности и они в действительности практически всегда реализуются совместно. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.
9.2. Процесс научение – виды и механизмы у человека
Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности. Понятия научение и обучение пересекаются. Первое может включать как целенаправленное, сознанное, так и неосознаваемое освоение некоторого поведения. Второе подразумевает процесс целенаправленной передачи опыта, формирования знаний, умений, навыков, а также заданное их усвоение. Учение и обучение почти всегда сознательные процессы, в то время как научение может происходить и на бессознательном уровне. Виды научения: · по механизму импринтинга, т.е. быстрого автоматического, почти моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения (как, например, если в поле зрения новорожденного утенка попадает не мать-утка, а какой-либо иной движущийся предмет, то он начинает двигаться за ним; как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс); · условнорефлекторное; · оперантное – методом проб и ошибок; · викарный (представлен только у человека и, частично, у высших животных) – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек начинает перенимать и усваивать наблюдаемые формы поведения; · вербальное научение – приобретение человеком нового знания через язык. Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов: · формирования ассоциаций (этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта); · подражания (выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков); · различения и обобщения (связаны преимущественно с формированием понятий); · инсайта (догадки, озарения) – представляет собой непосредственное усмотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту; инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка (когнитивная сфера – познавательные процессы и сознание, включает знания человека о мире и самом себе); · творчество – служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов. Готовность к разным видам присвоения информации обнаруживается в разные возрастные периоды: обучение как осознанный целенаправленный процесс начинается с 4-5-ти лет, а достаточно полноценная готовность к самостоятельному обучению формируется к 7-8-ми годам. Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения (личный пример, образцы поведения окружающих людей, особенно известных, герои художественной литературы). По характеру воздействия на человека средства воспитания можно разделить на прямые и косвенные (которые нередко более эффективны), а по характеру того, на что они направлены – на эмоциональные, когнитивные и поведенческие (чаще они – комплексные).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |